Источник фото Интервью Ришара Бона (Richard Bona) в журнале «Bass Musician Magazine», октябрь 2009 года.
Автор: Jake Kot.
Перевод: Михаил Бухров.
Маленький мальчик из Камеруна осваивает свой первый музыкальный инструмент,
балафон, и, с помощью наставника, своего дедушки, начинает восхождение к музыкальным вершинам. Звучит практически как сказка, которая и в действительности стала сказкой со счастливым концом. Его музыкальная одаренность была более чем очевидна с ранних пор, и его превращение во всемирно известного музыканта - хорошая история, одна из тех, что мы все любим слушать. О людях, которые следуют зову музыки в своем сердце и несут её радость слушателям по всему миру.
Тем временем, Жако (Jaco Pastorius) стал катализатором, повлиявшим на переход Ришара на бас-гитару. Но то, что сам Ришар творит на басу, не только очаровало слушателей, но запало в душу многих замечательных музыкантов. Его записи показывают, кто есть кто в музыкальной индустрии, не только благодаря его виртуозной игре, но и его вокальным данным. Нестандартный подход, который он демонстрирует, сотрудничая с другими музыкантами, помогает в рамках любого проекта поднять творческую планку на новую высоту. Не только в техническом плане, но и в чисто музыкальном.
Не поймите меня неправильно. Техника Бона - высочайшей пробы. Он может «прокачать» рифф, а потом внезапно спеть скэтом во время басового соло так, что это ошеломило бы и Джорджа Бенсона (George Benson), и закончить то же самое соло, спев скэт в интервал к тому, что он играет. Но самое забавное то, что, похоже, наибольшее наслаждение от происходящего получает сам Ришар.
Его пятый сольный диск, «
The Ten Shades of Blues» (2009, Universal France) это коллаж историй, звуков, настроений, великолепных вокальных гармоний, и неземной музыкальности. Записать альбом, который может тронуть почти каждого слушателя - сложная задача, которой стоит взяться или о который можно только мечтать, если уж на то пошло. Но я уверен, что этот альбом поистине может претендовать на установление некоего стандарта в этой сложной области, а также являться свидетельством безупречной музыкальности этого человека.
В юности Вы начали изучать джаз «на слух», поскольку не имели возможности обучаться ни в каких музыкальных учебных заведениях. Позднее же Вы некоторое время «официально» изучали музыку в Париже. Чувствуете ли Вы какое-то преимущество от первоначального изучения музыки «на слух»?
Я только начинал слушать джаз, и одной из первых джазовый записей, которые попали в мои руки в подростковом возрасте, была «Portrait of Tracy» Жако. Я уже был профессиональным музыкантом в это время, играя, главным образом, на гитаре. Первый раз, когда я обратил внимание на бас в джазовой записи, была игра Жако в композиции «Donna Lee» Чарли Паркера (Charlie Parker). Эта запись привела меня к Weather Report, которые привели, в свою очередь, к Джо Завинулу (Joe Zawinul), от которого - дальше, к другим титанам джаза. Это стало для меня отправной точкой.
Т.е. отсутствие формального образования не стало для Вас преградой?
Да, я никогда не ходил в музыкальную школу. Я не думаю, что музыкальное образование необходимо для того, чтобы играть музыку. Для меня музыка - это язык сердца, так что вы говорите своим сердцем. Я не вижу потребности в школе для того, чтобы учиться говорить сердцем. Вспомните многих великих музыкантов, таких как, как Луи Армстронг (Louis Armstrong), они обходились без неё. Все, что сейчас изучается в школе, было в свое время открыто и сделано кем-то, у кого не было школы. Мой наставник, всегда говорил мне, когда я был ребенком: «Изучите свое сердце, используйте свою интуицию, и позвольте своему сердцу говорить. Тогда вы действительно сможете обрести чувство собственного голоса». Мне повезло: у меня хороший слух и для меня никогда не было проблем с подбором на слух. И по сей день - я слышу аккорд и сразу готов сыграть его, эта способность у меня с детства (несмотря на то, что я не знал названий аккордов). Конечно, теперь, я знаю эти названия и гораздо лучше понимаю, как их соединить друг с другом.
Гитара была первым инструментом, с которым Вы начали постигать азы гармонии?
Фактически, все началось с балафона. Балафон похож на маримбу. Он стал моим первым инструментом, на котором я начал играть, когда мне было три года. Я начал играть в церковном оркестре вместе со своим дедушкой, когда мне исполнилось пять, и это и было моей школой. Я мог играть каждый день, и начал понимать, что такое гармония, как увязать ее с мелодией, и как подобрать аккорды, подходящие к мелодии.
Один из вопросов, который всегда вызывает оживленную дискуссию: отношение к музыкальному образованию - у всех различное мнение на этот счет.
Если вы будете говорить с людьми, которые прошли обучение, то они будут всегда говорить: «Я получил это от школы». Но я чувствую, что возможно и самостоятельно дойти до всего, что вам могут дать в школе. Я не преподавал в течение последних нескольких лет, но когда занимался этим, я всегда пытался донести до своих учеников необходимость слушать свое сердце и позволить ему помочь им обрести собственное звучание. Я полагаю, что у каждого есть голос.
Это отчасти походит на ожидание какой-то информации, и вдруг, внезапно, на вас нисходит и появляется этот голос. Например, вы ждёте, чтобы вам кто-нибудь показал до мажорный септаккорд, а затем на следующей неделе кто-то действительно показывает его вам. Мы становимся какими-то роботами, забывая, что у нас есть сердце, чтобы слушать, и что сердце дает нам способность понять, и петь. Это - врожденное человеческое качество, как способность мыслить или дышать. И с этой точки зрения, я уверен, у всех есть голос.
Когда вы слышите тихий голос, говорящий с вами, и вы хотите удостовериться, чтой действительно слышите его, поместите его в вашу музыку, и тогда вы зазвучите! Не поймите меня превратно, - школа при определенных обстоятельствах может быть полезна, но чтобы понять, что музыка и школа не одно и то же, вы должны проделать значительную работу над собой. Это походит на звучание аккорда, в котором вы обнаруживаете себя самого.
Не могли бы Вы рассказать немного о совместной работе с Джо Завинулом в начале Вашей карьеры?
Я был очень рад играть с Джо, потому что он был одним из моих кумиров. Я услышал нечто новое в нем, и, получив шанс играть с ним, открыл для себя другого Джо. Одно дело - слушать людей, и совсем другое - играть вместе с ними. Я приехал в Нью-Йорк в 1995, и до этого уже встречался с Джо в Париже. Я играл в одном небольшом клубе в Париже каждый четверг, выступая соло на басу (между нами, отстойное было место). Джо как-то остановился в гостинице неподалеку, и, проходя мимо, услышал мою игру. Он спросил вышибалу, что за запись играет, на что получил ответ, что это не фонограмма, а парень, играющий вживую. Тогда Джо прошел внутрь, но я, конечно, не знал о его присутствии, да и вообще не мог разглядеть со сцены людей в помещении. Джо просидел там до конца выступления. А позже, когда я шел к бару, кто-то подходит и говорит мне: «Эй, чувак, я - Джо Завинул». Я обернулся, увидел его… и начал оправдываться, мол, если бы я знал, что вы здесь, я бы играл более собранно... знаете, когда вы не думаете о публике, легко начать играть небрежно. Я действительно видел, что какой-то чувак в возрасте сидел в зале, но я не знал, что это был он. И он ответил, было это примерно в конце 1993 года, что если перееду в Нью-Йорк, он взял бы меня в свою группу. Так что, когда я приехал в Нью-Йорк, я позвонил ему, и через некоторое время был принят в группу.
Удивительная история!
Знаю. Я рос на музыке Жако и Джо, так что это в самом деле удивительно. Судьба иногда описывает замысловатые вензеля, но не думаю, что это было простым совпадением. Я чувствую, что случилось то, чему суждено было случиться. В таком большом городе, как Париж, вот так вот, на раз, встретить того, кем вы восхищаетесь, кого вы столько слушали, довольно сложно. Я хорошо провел некоторое время с Джо, и для того, чтобы рассказать, насколько мы с ним были связаны, приведу одну историю: Джо пытался дозвониться до меня месяца за три до того, как он скончался, но не смог. Однажды я сам перезвонил ему, и его сын сказал, что он искал меня. Я в то время был в Колумбии, и работал над одной из новых песен, оставляя за бортом все лишние мысли. Когда я почувствовал, что устал, и пришло время остановиться, я решил придумать ей какое-то название, - я всегда так делаю, после того, как определяюсь с идеей, - записал название «Вспоминая Джо», и лег спать. А примерно через пятнадцать-двадцать минут мне сообщили, что Джо только что умер. Я был потрясен до глубины души. Это было все равно, что он навещал меня, чтобы попрощаться и сообщить, что уходит навсегда. Я помню, что он никогда не забывал о моём дне рождения, всегда звонил с поздравлениями. Я всегда чувствовал, что мы были действительно связаны. Я мог играть с ним в любое время. Нам не надо было что-либо репетировать, что-либо планировать… Он был одним из тех музыкантов, с которыми вы могли играть в любое время, в любом месте. Он был великим музыкантом и замечательным человеком. За имиджем мачо, который люди ему приписывают, это был один из самых милых парней, которых я когда-либо встречал. У меня о нем остались только хорошие воспоминания.
Джеральд Визли (Gerald Veasley)/. Работавший в Джо некоторое время, говорил о нём то же самое - внешность мачо, а на самом деле замечательный человек.
Когда я в первый раз видел европейский концерт Джо, он играл с Джеральдом на басу и Скоттом Хендерсоном (Scott Henderson) на гитаре. Прекрасный был концерт.
Поговорим о вашем новом альбоме «Ten Shades of Blues». В композициях смешано множество жанров. Это было сделано сознательно, что нашло своё отражение и в названии альбома, или же это обычное мироощущение, как музыканта?
Понимаете, я вижу музыку как цвета. И это отражено в названии. Когда люди говорят о блюзе, они всегда имеют в виду традиционный, ранний блюз. Блюз для меня - фактически шкала, мерило. Вы услышите его в Африке, вы услышите его в Индии, и вы услышите его в Ирландии, в кельтской музыке. И в самой Америке люди воспринимают блюз по-разному. Когда Вы слушаете джаз, вы должны понимать, что корни джаза - в блюзе. Таким образом, я смотрю на блюз как на очень универсальную музыку. Как-то я слушал Майлза Дэвиса (Miles Davis), его знаменитый альбом «Kind of Blue». В определенных моментах там все та же труба, без изменений, но Майлз фактически играл блюз! Майлз просто показывал нам, насколько сложным блюз может быть, даже в рамках очень сложной музыки. Я хочу сказать, что, когда кто-то понимает блюз в строго традиционном смысле, он должен понять, что у блюза есть потенциал, что он намного глубже этого. Т.е., некая точка отсчета, она одинакова, что для Африки, что для Индии. Таким образом, я думаю, что блюз выражает сущность звуков всего мира, все понимают блюз. Это то, что я имел в виду при записи альбома.
В Вашей игре слышно множество голосов, и Вы сами поете. Как, по Вашему мнению, можно достичь такого уровня самовыражения?
Я с детства был увлекающимся человеком и рос в окружении большого количества музыкантов. Мой дедушка, моя мать, и мои дяди - все были музыкантами. У всех был их собственный голос, и мне было всегда очень любопытно на предмет этого. Мое жизненное кредо - «Я знаю, что я ничего не знаю». Это ставит меня в положение ученика, и я хочу учиться музыке до конца своей жизни. В тот день, когда я решу прекратить обучение, можно будет с этим завязывать. Именно поэтому я и без конца путешествую, и пытаюсь изучить все, что я могу. Я хочу познать и понять. И возможно это - то, как раз то, что Вы слышите в моей музыке, потому что я пытаюсь воплотить в музыке всего себя.
Вы - впечатляющий импровизатор, и с учетом отсутствия у Вас музыкального образования любопытно знать, как Вы развили свои навыки импровизации?
Всё - от постоянного прослушивания музыки. Как раз сегодня я получил запись Джона Скофилда (John Scofield), и я поразился одному из его соло. Я прослушал его, затем проиграл на слух десять-пятнадцать раз, пока в точности не снял его. Есть одна вещь, которая помогает мне, - я пою всё, что я играю. Когда я занимаюсь, я всегда пою. Это помогает мне, даже когда у меня нет баса в руках, потому что, если я могу спеть что-то, я знаю, что я могу сыграть это. Мой голос - фактически моя путеводная звезда. Если я пою что-то, для меня легко играть это, потому что я знаю интервалы наизусть (провевает бибоповую мелодию). Это - то, что я всегда делал. Я слушаю соло, оно мне нравится, я пою его, и затем сажусь и практически сразу играю его. И это - основа для моей импровизации.
Что происходит, когда Вы получили цифровку, на аккорды которой надо импровизировать?
Когда я смотрю в ноты, я смотрю на аккорды, затем на мелодию, и я сразу напеваю ее. Я всегда пою одновременно с тем, что я играю. Я не выдающийся чтец с листа, напротив, я читаю ноты достаточно медленно. Но одновременно с чтением я пою и уже играю песню. Обычно я прошу, чтобы люди послали ноты за два или три дня перед выступлением, чтобы я был в состоянии изучить их. Я очень не люблю смотреть в ноты на сцене, поэтому прошу присылать их загодя, и я просто пропеваю их как вокалист, потому что я знаю, что, если я могу спеть композицию, я могу сыграть ее. У меня очень хорошая память, и это - мое преимущество. Вы ведь всегда хотите лучшее из того, с чем приходится иметь дело, и моя способность к запоминанию хорошо помогает мне. У меня хорошая музыкальная память, но это не означает, что у меня хорошая память и в жизни. Моя жена всегда говорит мне, что у меня выборочная память, потому что иногда я, кажется, забываю обо всем остальном, и я не знаю, как это объяснить.
Я знаю, что Вы считаете себя рассказчиком. С учетом этого, чтобы Вы сказали начинающим музыкантам чтобы поддержать их энтузиазм при становлении их музыкальной карьеры при том неоднозначном состоянии, в котором сейчас находится шоу-бизнес?
Важнейшим является то, что мы играем музыку для того, чтобы радоваться жизни, это истинное назначение музыки, и никакого другого. Музыка - радость, музыка - наслаждение. Старайтесь всегда держаться этого, ибо так должно быть. Я всегда повторяю это молодым музыкантам. Когда музыка лишена радости и наслаждения, она перестает быть музыкой. Я понимаю Иногда я чувствую, слыша играющих людей, что они сердятся, они звучат, как будто сердиты на кого-то или на что-то. Постарайтесь играть музыку и сами наслаждаться ею. Я понимаю, что бывают серьезные ситуации. Иногда я слышу музыкантов, и думаю - да они в гневе, звучит так, как будто они злятся на кого-то. Попробуйте играть и получать удовольствие от своей игры. Я слышу музыкантов, утверждающих: «Это - музыка», но уверяю: это - не музыка, это - воплощенная злоба. Я чувствую себя таким счастливым от того, что являюсь музыкантом! За всю мою жизнь у меня никогда не было ощущения того, что я выполняю работу. Всё что нужно сделать тем, кто жалуется - сыграть концерт. Повторюсь, когда я говорю с молодыми людьми, я учу их радоваться, и напоминаю, как им повезло стать музыкантами. Я сам могу музицировать день и ночь напролет, в любое время, в любом месте, и я буду счастлив. Я чувствую, что я столько познал благодаря музыке. Мой дедушка, мой наставник, однажды сказал мне, если бы жизнь человеческая была отражением музыки, то мы жили бы в идеальном мире. Музыка - как идеальное место. Я много путешествовал, попадая зачастую в страны, где мы говорим на разных языках, но когда мы начинаем играть музыку - мы становимся братьями. Музыка всегда объединяет нас. Если бы у большего количества людей был такой опыт, который трудно приобрести в обычной жизни, то они увидели бы красоту причастности к музыке. Мы просто принимаем и любим других такими, какие они есть, невзирая на их расы и религии, или цвет их кожи. Это одна из самых больших проблем в мире сегодня: люди не принимают различий. Люди боятся отличного от них самих, и именно поэтому становятся расистами: не потому что они - плохие, но потому, что невежественны. Они видят только другую расу, или другой цвет. И через музыку мы учимся принимать различия. И здесь мы возвращаемся к тому, о чем я уже говорил: у всех у нас есть только один язык, язык сердца.
Ссылки:
Официальный сайт РишараИнтервью на Bass Musician Magazine