Непростые отношения: отец и сын

Nov 12, 2015 17:19




Непростые отношения: отец и сын

Ни в одной жизненной сфере личность Генри Форда не произвела такого опустошительного и трагического эффекта, как во взаимоотношениях со своим собственным сыном.



Эдсел Брайент Форд получил собственную машину в 10-летнем возрасте. Поскольку не существовало возрастного ценза для получения прав, он ездил на ней в школу. Учился он прилежно. Каждый день сразу же после занятий мальчик любил заезжать на фабрику. Обычно он бросал свой ранец на стол одного из служащих и шел смотреть, что происходит нового. К вечеру Генри Форд входил к служащим бюро и оглядывал столы. Как только он замечал ранец, он улыбался и сразу же спешил присоединиться к сыну.

Эдсел души не чаял в отце, и Генри Форд также любил своего единственного сына. Ни у кого не возникало никаких сомнений, что Эдсел пойдет по стопам отца. Школьные оценки позволяли ему поступить в колледж, однако Генри, сам распрощавшийся со школой в 16 лет, не доверял высшему образованию, и поэтому после окончания школы Эдсел сразу же пошел работать. В 1915 году, когда ему исполнился 21 год, он был назначен секретарем компании.

Был он человеком сдержанным и скромным и никогда не злоупотреблял властью. К коллегам отца относился с большим уважением. Никто не мог сказать плохого слова об Эдселе.

Но беда Эдсела была в том, что он не принадлежал самому себе. Он был щедрым, воспитанным и добрым. Как личность он был более гуманным, чем его отец. Он обладал всеми необходимыми качествами для преуспевания, кроме главного - чувства независимости. Он не находил в себе сил противостоять воле отца, даже тогда, когда дело касалось его самых принципиальных убеждений. Именно это обстоятельство привнесло во всю его взрослую жизнь трагический оттенок.

Когда первого января 1919 года Эдсел Форд становится президентом «Форд Мотор Компани», ему было 25 лет; на этом посту он оставался до конца жизни. Но Генри не хотел выпускать дело из своих рук, а Эдсел не знал, как взять его в свои. Ему было трудно идти по стопам отца, и он решил вовсе не проявлять самостоятельности.

Вся трагедия его решения остаться в тени и дать подмять себя состояла в том, что Генри воспринял это не как проявление любви к нему, обожания и поклонения, но как то, что сын от природы страдал слабохарактерностью .

Такие мысли могли появиться у Генри после чтения Эмерсона. На одной из помеченных им страниц, в эссе «О компенсации», которое он перечитывал по нескольку раз, был отрывок, посвященный слабости, где говорилось, что человек не может стать сильным, пока его «не уколют, не ужалят и больно не ударят». Вывод Эмерсона: «Пока человек сидит на всем готовеньком, он просто предается сну».

Слова «на всем готовеньком» были сказаны как будто об Эдселе. «Мальчик слишком мягок», - жаловался Генри.

Для того чтобы закалить его, Генри последовал совету Эмерсона, превратив жизнь своего сына в нескончаемую полосу эмоциональных препятствий. Одна его рука всегда отбирала то, что давала другая. Когда Эдсел начал строительство новой линии коксовых печей на фабрике Руж Ривер, его отец на словах поддержал решение, но одному из своих коллег доверительно сообщил: «Как только Эдсел построит эти печи, я снесу их все до одной».

Вскоре после их возведения печи действительно были разрушены. Конечно же, Генри мог обсудить эту проблему с сыном или просто отменить его решение. Оттого, что Генри промолчал, а затем, когда все уже было готово, сорвал проект, горечь Эдсела - то есть «терапия» - ощущалась еще сильнее.

Джон Р. Дэйвис, молодой сотрудник коммерческого отдела, имел возможность видеть эту «терапию» в действии в начале 20-х годов, когда он убедил Эдсела в необходимости строительства новых офисов, в которых, помимо других отделов, должен был разместиться бухгалтерский персонал. Генри Форд был в отъезде, и новое здание было спроектировано и заказано в его отсутствие.

К возвращению Генри работы уже начались. Эдсел объяснил отцу необходимость дополнительных помещений. «Помещения? Для кого?» - спросил отец, и когда Эдсел упомянул самый его нелюбимый отдел - бухгалтерский, - Генри Форд в негодовании вышел из кабинета.

Когда на следующее утро Дэйвис пришел на работу, то обнаружил всех сотрудников бухгалтерии, в растерянности толпившихся на автостоянке. Их тесные офисы находились на четвертом этаже старого здания, однако ночью обслуживающий персонал полностью очистил их рабочие места.

Позже в тот же день стало известно, что бухгалтерию просто упразднили и уволили людей, которые на протяжении многих лет верой и правдой служили Форду.

В то утро Генри Форд зашел к своему сыну. «Эдсел, - сказал он с довольной улыбкой на лице, - если тебе действительно необходимо помещение, то на четвертом этаже ты найдешь много места».

Подобное на странице " Личности".











автомобили, отношения, личности, семья, Форд

Previous post Next post
Up