Интеллект: поступать с умом, волей и чувствами
С давних времен считается, что термин «inteligentia» ввел в обиход римский оратор Цицерон, указав им на способность гомо сапиенс руководствоваться умом, волей и чувствами.
В девятнадцатом веке такой термин применять начал английский философ Г. Спенсер, понимавший под ним способность человеческую «приспосабливать внутреннее отношение к внешним».
С тех времен человеческий интеллект имел множество иных определений. «Способность к абстрактному мышлению и разрешению проблем» - одна из таких дефиниций.
Известный российский советский ученый М. Козакевич считал, что при анализе интеллекта следует обращать внимание на 3 фактора:
1. индивидуальные условия нтеллекта индивидуума, а именно состояние физических и технических предусловий (память, наблюдательность, внимание, состояние здоровья и такое другое);
2. психический арсенал человека (запас знаний, обусловленный интересами, средой, образованием);
3. умственные способности личности (интеллект в узком понимании этого слова, т. е. способность приспосабливаться к новым условиям и требованиям на основе целенаправленной умственной деятельности).
Измерять интеллект начал Ф. Гальтон - двоюродный брат Ч. Дарвина, известный в свое время как путешественник, математик, метеоролог, журналист, криминолог. Но его предположение касательно того, что интеллект зависит от точности, скорости и способности восприятия, оказалось ошибочным.
В конце века 19-го А. Бине (французский психолог) тоже занялся темой измерения интеллекта. Подвигла его к этому чисто практическая задача: французский министр образования поручил ему разработать метод, при помощи которого можно было бы в раннем возрасте распознавать среди детей умственно отсталых сверстников, чтобы обучать последних в специальных учебных заведениях.
Бине и его верный помощник Симон посвятили изучению поставленной перед ними задачи десять лет. Избрали они иной, чем Гальтон, путь, который оказался верным.
Бине с Симоном анализировали задачи, что детям давались учителями, предлагали свои, те, что охватывали разнообразнейшие сферы, связанные с мышлением. Выполнение поставленных перед детьми задач соответственно оценивалось.
В 1905 создается первая шкала, предназначенная для измерения интеллекта. После ее неоднократно модернизировали, в частности американцем Л. Терманом (Стенфордский университет). Вместе с иными тест Стенфорд-Бине используется и в настоящее время.
Тест Бине являлся стандартизованным. Это означает, что всякий конкретный результат оказывал влияние в целом на среднюю оценку теста.
Практика подсказала размещать задачи таким образом, чтобы сложность заданий размещалась по восходящей так, чтобы половина от общего числа опрашиваемых неспособна была бы справиться с более чем 50% из предложенных задач.
После окончания подсчета результатов опроса каждый участник занимал определенное место на измерительной шкале. Получается, что тест не дает ответ - человек интеллектуальный или нет, он всего лишь определял его место на измерительной шкале от пятидесяти до стапятидесяти баллов.
Бине полагал, что интеллект, сродни иным человеческим органам, распределяется у населения согласно т.н. кривой Гаусса. Указанная кривая изображается в форме колокола (смотрите фото).
Приблизительно половина опрошенных получает оценку где-то между девяноста и стадесятью баллами, двадцатьпять процентов обнаруживает интеллект выше от среднего (более стадесяти баллов) и двадцатьпять процентов - менее девяноста баллов, т. е. ниже среднего.
Число, что получено в результате теста умножается на 100, а полученный результат именуется IQ, т. е. интеллектуальным коэффициентом.
Тест Бине целиком имел конкретное предназначение - прогнозировать успеваемость детей в школе. Разумеется, что когда б необходимо было создать тест, чтобы измерить скорость реакции и иных качеств, нужных, к примеру, летчикам пилотирующим реактивные самолеты, тест имел бы совершенно иной вид.
Поэтому, для конкретных нужд составляются специальные тесты.