Где был и куда направится авианосец «Адмирал Кузнецов»
Самый мощный корабль российского ВМФ - авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вскоре будет снова спущен на воду и летом-2016 его планируется отправить в Средиземное море. В этой связи есть пара вопросов. Где он был раньше? И сможет ли «Кузнецов» решительно изменить баланс сил в сирийском регионе?
Ответить на первый вопрос довольно просто. С 2014 г. «Адмирал Кузнецов» проходит ремонт и модернизацию на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске. В этот период на удалённых театрах действовали тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетные крейсеры «Москва» и «Варяг».
Модернизация - это всегда здорово. Хотя «родового проклятия» «Кузнецова» - двигательной установки, работающей на мазуте, - она устранить не в силах. Но уж так был задуман этот корабль, когда закладывался под именем «Рига» в 1982 г. На одну заправку этого чуда советской военной техники уходило (и сейчас уходит) 4 эшелона нефтепродуктов. Но тогда мазут почти ничего не стоил, не то что сейчас! В 90-е «капиталистические» годы выход «Кузнецова» из Североморска на одни сутки означал, что весь Краснознамённый Северный флот месяц будет стоять у причальной стенки.
Не всё так хорошо
Со вторым вопросом справиться будет посложнее. Тут необходимо с сожалением отметить, что «авианосцем» «Кузнецова» можно называть с некоторой натяжкой. Неслучайно официально он - тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР). Дело в том, что на нём отсутствуют самые важные детали, присущие именно авианосцам, - катапульты.
Это крайне сложные и дорогие устройства, на 99,9% скрытые под полётной палубой корабля. Они способны почти мгновенно разгонять самолёты до скорости отрыва. У «Кузнецова» вместо катапульт - носовой трамплин, с которого палубные самолёты уходят в небо исключительно за счёт тяги собственных двигателей. Помимо дополнительного расхода топлива, это ведёт к «потере темпа».
Например, американские ударные авианосцы типа «Нимиц» (чуть моложе «Кузнецова», построено 10 единиц), обладающие 4 катапультами, могут «выстреливать» по самолёту каждые 15-17 секунд. «Кузнецов» же - каждые 50-60. Это большой, но не критический недостаток, связанный с отсутствием катапульт. Куда хуже то, что без них на ТАКР нельзя использовать более тяжёлые самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) - «глаза и уши» авианосца. Самолёты-заправщики, транспортники, противолодочные самолёты, которые присутствуют на борту «настоящих» авианосцев, «Кузнецову», к сожалению, тоже не снились.
Для простоты понимания сведём основные характеристики российского и американского авианесущих кораблей в таблицу.
Именно в такой «комплектации» «Кузнецов» и «Нимицы» используются в последние годы. Однако у моряков авианосной авиации есть простой, но эффективный способ расчёта предельного количества самолётов и вертолётов на борту авианосца: один летательный аппарат на тысячу тонн водоизмещения. С этой точки зрения и российский, и американские суперкорабли не используют свои возможности на 100%.
Но не зря же «Кузя», как называют ТАКР на Северном флоте, полтора года находился на реконструкции! С большой долей вероятности можно предположить, что работы касались как раз увеличения авиагруппы, базирующейся на ТАКР. Иначе весь предстоящий поход к сирийским берегам просто лишён смысла.
Однако, если нарастить количество ударных самолётов (МиГ-29К) и прикрывающих их истребителей (Су-33) до 50 единиц, это в одночасье удвоит боевой состав российской группировки Воздушно-космических сил, задействованных в операции против террористических группировок. И одна из главных ролей в этом бою будет отведена «Адмиралу Кузнецову».
© Похожее в рубриках "
Вопросы и ответы", «
Высказано».