Mar 01, 2007 23:27
Читаю (помимо прочего) книгу Дандекара "От вед к индуизму" избранные статьи. Просто замечательно - исследование происхождение имени Вишну читается как детектив. Дело вот в чем:
В ведах имя Вишну упоминается считанное число раз, но даже и в этих немногих случаях участие его в ведах кажется излишним. Как будто бы ничего странного - в индийском пантеоне огромное число богов различных культур, а передавались веды не одну тысячу лет исключительно изустно. Но в таком случае непонятна последующая популярность Вишну - через пару тысячелетий о нем вдруг вспомнили, сделали сначала вице-Индрой, а затем Индру и вовсе подвинули. Как такое могло произойти?
Делается предположение, что Вишну на самом деле был богом солнца (да-да, еще одним), а поклонялись ему дравиды. Пришедшие же на место дравидов арии чужого бога старались лишний раз не вспоминать. Однако в массах он продолжал пользоваться популярностью. Другое предположение, что первоначально Вишну - бог пространства. Предположение сомнительное и Дандекар опровергает эту точку зрения текстуально. К тому же на раннем этапе развития цивилизации сложно было бы объяснить столь большую популярность такого абстрактного божества.
Но, хорошо, Бог-Солнце, Бог-Пространство... Но все это не объясняет последующего возвышения культа Вишну (сколько этих богов-солнц было!). И Дандекар делает вывод, что имя Вишну можно перевести как "летатель", а обликом Вишну была птица.
Далее. В ведах есть еще один странный момент - эпитет шипивишта, изредка(и по словам Дандекара неявно) применяемый к Вишну. Слово это можно перевести как "меняющий размер пенис".
Это и ставит все на свои места - большая популярность Вишну в народе(бог плодородия!) и редкое упоминание в "официальных" ведах (вульгарно) и облик птицы(обычный в первобытных обществах фетиш плодородия).
книги,
индия