Лыжная экспедиция по островам Сенявинского пролива

May 04, 2014 10:00

Архив 2013 года.

Твёрденький, Жирный, Худой  и горячие ключи.

1апреля 2013 года.
остров Аракамчечен -  бухта Гилмимыл.

Утром покидаем  балок, к  которому  уже успели привыкнуть и прижиться. Наш маршрут лежит в бухту Пенкигней в устье которой расположены два небольших островка: Ачинкинкан (с чук. жирный) и Меркинкан (с чук. худой).  Погода превосходная - полный штиль, температура 14 градусов мороза. Единственный минус - пасмурность. Небо затянуто пеленой, видимость при наличии темного ориентира около полукилометра. За  мысом Пагелян нас  догоняют два снегохода, которые едут в Янракыннот.

- В Провидения штормовое на два дня объявили, - сообщила женщина-снегоходчица.
   Мы перезваниваем в посёлок. Действительно в Провидения уже началась пурга, а в Анадыре даже школу отменили.  Так и есть не к добру это затишье решили мы и повернули на Сенявинские горячие ключи, в бухту Гилмимыл. Изменение маршрута было связано с наличием на горячих ключах балков. Уж если и начнется пурга лучше её переждать за более надежными стенами нежели палатка.

По дороге вспомнили, что сегодня День геолога и дурака, а в прошлом году в этот день стартовала наша зимняя лыжная экспедиция по реке Великой. Наст держал хорошо, шли довольно шустро. По пути встретили двух нерп, которые вылезли на лед греться. К себе они подпустили метров на 300 потом шустро занырнули в лунки-отдушины.

В половине второго дня мы выходим на берег бухты Гилмимыл. Спустя неделю путешествий мы снова оказываемся на материковой земле. Из Гилмимыла, которые местные называют Сенявинскими (имеются ввиду горячие ключи) в сентябре прошлого года я вышел в соло поход в верховья Валькарваама. Главный балок урочища хозяина этой земли Танко, завален снегом. Идём на разведку в маленький балочек в ущелье рядом с Горячими ключами.  Проверив балок, который оказался в отличном состоянии идём на горячие ключи. Ключи находятся в 300 метрах от балка.

Издали видно облако пара над купальней. Склон сопки, откуда в разных местах бьют горячие источники, свободен от снега. Чуть в стороне бежит незамерзающая речка Ключевая. Помост и всё пространство вокруг купальни завалено ватными подушками снега.

Не долго думая раздеваюсь и залезаю в воду. Первые секунд тридцать издаю только звуки. Полное блаженство. Ни с чем не сравнимое удовольствие. Начинаю не произвольно смеяться. Серёга стоит в стороне и наблюдает. Но видя щенячий восторг на моём лице, раздевается и тоже лезет в бассейн. Картина повторяется - вначале разносятся нечленораздельные звуки, которые переходят в улыбку и смех.

Но долго купаться нельзя. Виной тому газ родон, который вместе с водой выходит на поверхность.   antchuk проводил здесь замеры и выяснил, что газ концентрируется возле выходов источников на поверхность и поднимается на высоту до 40 см. Дальше его концентрация становится ничтожной. По минералогическому составу Сенявинские горячие ключи хлоридно-натриевые, с температурой на выходе +80 . Самый неприятный момент - выход из бассейна. Но на самом деле не так уж и холодно. Температура на улице поднялась до -9 , вдобавок расторопность при одевании не дают телу остыть. После купания делать крюк на лыжах в 3 км., чтобы забрать оставленные  вещи,  уже крайне утомительное дело.

Вечером, после обустройства на новой стационарной базе снова идём на термы, но уже с лопатой и палаткой. Расчищаем площадку и устанавливаем палатку для переодевания.

Наличие незамерзающей реки, предвещало конец снеготопке. И переход на нормальную воду.  Однако, даже на ощупь становится понятно, что для питья вода не годится. Зато как приятно в ней умываться и мыть посуду. Вода тёплая, как будто из-под крана.
За день прошли  18 км.  t -12 ., ветер 2,5 м/с

2 апреля 2013 года.
бухта Гилмимыл-остров Кынкай - бухта Гилмимыл
   Погода за ночь не испортилась, но и не улучшилась. По прежнему белая пелена, видимость метров 300, зато стало теплее t -8 ., ветер 2 м/с. После завтрака идём в радиалку на самый маленький из всех островов Сенявинского пролива - Кынкай (с чук. твёрденький).

Нашу базу от острова отделяют всего 10 км. Но идти в снежной пелене подобно пытке. Время тянется мучительно долго. Вначале идём по навигатору, а километров через 5 начинает прорисовываться островок. В начале 12 выходим на остров. Вообще у нас спонтанно сложилась традиция устанавливать флаги в промежутке с  двенадцати до часу дня. Мы с Серёгой даже иронизировали по этому поводу:  установил флаг - день прожит не зря.  На высшей точке острова возвышается деревянная опора метров 8-10 высотой, на которой в былые времена стоял светильник маяка, идентичный маяку на Нунэангане. Сейчас же светильник, как и куча аккумуляторов валяются у подножия опоры. Флаг водружаем на опоре.

На верхотуре острова ветрено, поэтому мы не задерживаемся и попив чай возвращаемся на базу. Но домой мы пошли не сразу, решили сделать небольшой крюк и отснять материал о памятнике китобойной флотилии "Алеут".  После серьезного сюжета, снимаем рубрику "Потехе час". Спускаемся на лыжах по склону на камеру. Бесславно могла бы закончиться наша экспедиция, но всё обошлось. Прямо перед камерой Серега налетел на какой-то бугорок и распластался на снегу. Сюжет получился весёлым.

После перехода вновь идём снимать усталость на термы, заодно прихватив ведро. Мы нашли отличную питьевую воду. Поднявшись выше по ручью на границе воды и снега течёт чистейшая, вкуснейшая вода.
За день прошли 21 км. -9 , ветер 2 м/с

14. Зимние цветы

15. внутреннее убранство балка

16. Остатки оконных рам

17. продовольственная полка

3 апреля 2013 года.
бухта Гилмимыл-остров Ачинкинкан-остров Меркинкан - бухта Гилмимыл

Сегодня будет самый длинный переход. Мы отправляемся на крайние, в обоих смыслах, острова - Ачинкинкан и Меркинкан. Обещанной пурги не случилось, что очень нас радует, а вот температура уже поднялась до минус 5, при этом ветра фактически нет - всего 0,5 м/с. Но несмотря на отсутствие солнца, сняв очки через каких-нибудь полчаса можно временно лишиться зрения. Всё белым-бело. Даже складывается такое ощущение, что белее, чем вчера. Взгляд стараешься упирать в сопки, чтобы не сойти с ума от этой белизны. Единственное визуальное развлечение для глаз наблюдение за нерпами. Их тушки усеяли всё пространство бухты. Замечаешь их за 1,5-2 км. потом идешь на эту черную живую точку, которая метров за 200 до приближения уходит в отдушину. Но к этому времени впереди появляется новый нерпоориентир.

Ачинкинкан, действительно жирный остров. В том смысле, что высок и выглядит словно черепаха на воде. Чётко выраженной вершины у острова нет. Верхотура острова -  65 метров над уровнем моря, представляет из себя почти идеально ровное плато. Возле микро курумника устанавливаем флаг, пьем чай и идём на следующий, соседний остров.

Меркинкан, назван худым в противоположность своему жирному соседу Ачинкинкану. Расположенный в двух километрах он представляет собой некий строительный полигон, в центре которого в кратере находится озеро Боб, а по бровке каменные возвышенности. За чаепитием у нас возникла полунаучная дискуссия о происхождении кратера. Рассматривали две версии: вулканическую и метеоритную. Точку в этой дискуссии естественно поставить не удалось в связи с отсутствием необходимого геологического образования.

Задерживаться на острове, даже при наличии отличнейшей безветренной тёплой погоды не стали, ведь еще топать обратно  почти 20 км. И снова бесконечная белизна и точки-нерпы. Немного веселее стало идти, когда вышли на свою колею. Идём на автомате. Серёга потом признался, что некоторые участки дороги он вообще не помнил, как будто его выключало.  Оставив лыжи возле балка  идём на термы. Сегодня они наиболее приятны, восхитительны и желанны. Возвращаясь в балок замечаем, что в связи с повышением температуры  снег вокруг ключей заметно подтаял.

Вечером на душе и радость и грусть. Радостно, что осуществили запланированную миссию. Побывали на всех шести островах Сенявинского пролива, на которых установили флаги нашего молодёжного движения "Хранители Чукотки". С другой стороны, сегодня последний экспедиционный вечер. Время не просто быстро пролетело, оно буквально растаяло. В отличие от предыдущих экспедиций, где день шел за два или три, здесь в Провидения у меня сложилось ощущение что два  дня пролетали как один. Такое ощущение у меня уже было. И оно было здесь же в Провиденском районе в сентябре, во время соло похода на Валькарваам. Необъяснимый  факт.
За день прошли 36 км. t -6 , ветер 0,5 м/с.