Есть водоемы, которые уважительно очеловечивают: Дон-батюшка, Волга -матушка. Есть водоёмы с эпитетом "кормилец": Енисей, Амур, Байкал. Анадырский лиман не очеловечивают и не награждают уважительными эпитетами. Ни иносказаний, ни полного названия в обиходе не услышишь - просто Лиман. А между тем он и батюшка, и матушка, и кормилец, и убивец, и дар божий, и проклятье и многая-многая.
Спокойный лиман
В начале была Река. Тех рек, которые были в начале нынче уж нет. Река Анадырь, где-то в современном Беринговом море соединялась с Юконом и обе составляли гигантскую безымянную палеореку. Потом уровень океана поднялся и как это не суразно звучит, затопил реку. Был бы я профессиональным гидом придумал легенду, в которой злой отец океан разбил сердца влюблённых и навеки развел их в разные стороны. Но я не профессиональный гид. Да и с влюблёнными в русской топонимике как-то не очень - обе реки мужского рода.
Рельеф, по которому тёк Анадырь оказался хитроизрезанным, поэтому река "предпочла" не впадать, разбившись дельтой проток непосредственно в море, а "спрятаться" в глубине континента. Пространство протяженностью почти сто километров море и река поделили полюбовно, смешав свои воды на нейтральной земле, в лимане. Анадырский лиман с высоты птичьего полёта напоминает восьмёрку, точнее знак бесконечности. Левое кольцо знака бесконечности, гидрологи назовут заливом Онемен, правое кольцо, по их мнению, непосредственно сам Анадырский лиман. Но анадырский мореход-обыватель этих нюансов чаще всего не знает, поэтому всё водное пространство от косы Русская кошка до косы Американская кошка, то есть всю метафорическую бесконечность эстуария реки Анадырь считает и воспринимает Лиманом.
Мыс Дионисия
К слову о гидронимах и топонимах. Наносить на карту территорию Чукотки начали во второй половине XVII века. Картография в те годы в России вещь более описательная, чем начертательная. В следующем столетии контуры Чукотки в общих чертах появятся на отечественных и зарубежных картах. Вместе с контурами появлялись и названия: остров Алюмка, залив Онемен, коса Русская кошка. Замысловаты пути топонимики, Анадырский лиман - один из первых водных объектов, который хорошо стал известен русским с момента их появления на Чукотке. Однако само название - лиман, объект получил лишь в XIX веке, когда водный объект картографировал Нейман и ряд других картографов. Вот так черноморский локальный географический термин, сквозь века и географию приземлился на Чукотке. До XIX века, такие водные объекты как лиманы на Северах и Дальнем Востоке именовались губами. Губ на Чукотке много, а лимана всего два: Анадырский и Канчаланский. Ряд топонимов и гидронимов на карте Анадырского лимана и побережья имеют древние названия, но большая часть объектов была поименована во второй половине XIX века. Часть топонимов названы по святцам: коса и бухта Святого Николая, коса и гора Святого Александра, гора и мыс Святого Михаила и т.д. Часть объектов названы в честь мореплавателей и исследователей: бухта Клинковстрема, коса Земля Гека, мыс Неймана. Часть топонимов имеет предметно-ландшафтное наименование: коса Нерпичья, мыс Кедровый, мыс Толстый и т.п. Самой поразительной историей в истории топографии объектов Анадырского лимана являются топонимы: коса Русская кошка - водораздел Анадырского лимана и Берингова моря и коса Американская кошка - водораздел реки Анадырь и Анадырского лимана. Коса Русская кошка по легенде названа Семеном Дежневым в 1651 году. Коса Американская кошка названа в конце 1860-х годов, по месту базы хранения грузов Русско-Американской телеграфной компании. Кошками поморы называли косы. Удивительно и символично что начало и конец Анадырского лимана названы в честь наций политических антагонистов, которые внесли существенный вклад в историю и развитие региона.
Генеральная карта Российской империи 1745 год
Карта Российской империи 1792 год
Карта Российской империи 1805 год
Карта Российской империи 1829 год
Карта Российской империи 1903 год
Карта Селищева, 1934 год
Сто километров - не расстояние для самолёта и оленевода, идущего в посёлок за чаем. Сто километров для водного объекта расстояние существенное. Изрезанная береговая линия лимана дала повод к обособлению нескольких его участков, с поименованием каждого:
- Горло реки Анадырь - самое узкое место лимана, находящееся между кольцами восьмёрки бесконечности.
- Залив Онемен, ближайшая часть лимана к устью реки Анадырь.
- Гнилой угол. Особый рельеф и фарватер, образовали в Анадырском лимане два Гнилых угла. Гнилые углы в русской народной гидрологии - сифоны или ловушки, в которых скапливается поверхностный материал приносимый морем или рекой.
- бухты образуемые косами и мысами: бухта Клинковстрема (коса Русская кошка), бухта Николая (коса Николая), бухта Толи (коса Земля Гека), бухта Мелкая, бухта Тихая. А также несколько безымянных бухт.
Карта Генштаба, 1970-е годы
Бастионом, крепостью, всплывшей подводной лодкой, саркофагом возвышается маленький островок в Анадырском лимане - остров Алюмка. Длина Алюмки - несколько сот метров ширина около ста. Что характерно, остров расположен не вдоль течения, а поперек. В XVIII веке Шмалев, комендант Анадырского острога, предлагал организовать на острове крепость. Алюмка идеальное место для крепости, почти неприступная. Летом высадиться на остров можно только при условии почти полного штиля на лимане. К слову сказать сравнение с саркофагом не случайное - именно так остров именовался на американских картах. Алюмка не единственный остров в Анадырском лимане, возле входных кос Русской кошки и Земли Гека есть ещё несколько маленьких островов, но в отличии от настоящего, каменного острова Алюмки, те острова наносные, песчаные.
Остров Алюмка
Анадырский лиман - мечта учёного гидролога. Уникальный, неповторимый, оригинальный - это всё про лиман. В месте соединения колец бесконечности, в горле реки Анадырь (как называют это место гидрологи) Анадырский лиман соединяется с Канчаланскими лиманами. Канчаланских лиманов три: Первый Второй и Третий. Счёт Канчаланских лиманов ведётся от Анадыря. Нумерология гидронимов народная, гидрологи водную трилогию упростили до дилогии и дали названия: Канчаланский залив и Канчаланский лиман. Почему они упростили, то что упрощаться не должно было - не понятно. Обзор карты, а тем более опыт хождения на плавсредстве по Канчаланским лиманам, говорит что это всё-таки три разных объекта. Канчаланские лиманы - это эстуарий крупной (426 км) одноимённой реки, текущей с Чукотского нагорья.
Река - Великая (451 км), вторая по длине и водосборному бассейну река впадающая в Анадырский лиман. Устье Великой находится в 40 км от устья Анадыря. Близость этих двух рек не только географическая, но и топонимическая Анадырь впадает в залив Онемен, Великая в залив Малый Онемен.
Другие крупные реки (50-200 км), наполняющие сложную гидрономическую систему Анадырско-Канчаланского лимана: Угловая, Волчиха, Тавайваам, Вторая Речка, Третья речка, Автоткууль, Сборная.
Коса Земля Гека
- Море прошли, лиман не страшен, - сказали однажды участники морской экспедиции на катамаране, идущие с Камчатки. По незнанию сказали. Страшен, чертовски страшен бывает лиман.
Представьте две емкости наполненные водой: столовый ковшик и ванну. Бросьте в обе емкости стограммовый шарик. От того что пространство ковшика меньше, волнение в нём сильнее, чем в ванной. А если к волнениям вызванные ветром прибавим течение реки и приливно-отливные течения, то можно представить сложность мореходства в условиях Анадырского лимана. Да, большим судам в Анадырском лимане, кроме как сесть на мель, по большому счету, ничего не угрожает, а вот для маломерного флота Анадырский лиман водоём повышенной сложности. К слову про мели. Они есть в большом количестве и создают помехи навигации не только для крупнотоннажных судов, но и даже для моторных лодок. Не редко можно увидеть людей толкающих лодку или катер в нескольких километрах от берега. С появлением у анадырских мореходов навигатора, толкающих стало значительно меньше. Анадырский лиман это древняя река, в котором есть не широкий речной фарватер. Широк лиман, а идти почти негде. Эта поговорка особенно актуальна в штормовую погоду, усугублённую отливом, когда водная гладь в десятки километров сужается до пары километров возможного судоходства.
Навигация на Анадырском лимане
Побережье Анадырского лимана - место малопригодное для жизни. Традиционных постоянных поселений на побережье лимана не возникало. Не смотря на то, что в Анадырский лиман впадает много крупных и мелких рек в своих устьевых частях они осолоняются морскими приливами, поэтому существует проблема качественной пресной воды. Побережье Анадырского лимана это часть Анадырской низменности с кочкарно-болотными тундрами, места также не располагающие к комфортной жизни. Вдобавок ко всему - отвратительный климат, сочетающий в себе континентальные морозы и частые штормовые ветра морского побережья. На регулярной основе поселение здесь возникло только в конце XIX века. Возникло не стихийно, декретно.
Горло реки Анадырь - место основания поста Ново-Мариинск
В 1889 году доктор Л.Ф.Гриневецкий в самом узком месте Анадырского лимана (горло реки Анадырь) основал пост Ново-Мариинск. Цель основания поста имела фискально-административные функции: собирать пошлину с иностранных судов и регулировать торговлю. Никому тогда и в голову не могло придти, что эта далёкая и неблагоприятная для жизни местность, за пару десятилетий станет торгово-экономической столицей Анадырского края, а через сорок лет административной столицей Чукотского национального округа - гигантского малолюдного пространства северо-восточной оконечности России. В 1920-е годы Ново-Мариинск переименуют в Анадырь, чуть позже, на противоположном берегу лимана появится ещё несколько посёлков. С той поры одно из самых малопригодных для жизни мест станет самым многочисленным на Чукотке.
Устье реки Казачки, коса Александра
В июне лиман особенно красив
Быстрая урбанизация побережья Анадырского лимана была вызвана несколькими причинами:
1 этап. 1889 год - начало ХХ века - административно-фискальная. Организация таможенного поста и военного присутствия на безлюдном побережье Чукотки.
2 этап. С начала ХХ века - организация крупных промысловых рыбалок лососевых пород рыб
3 этап. С 1930 года - создание новой административной единицы - Чукотского национального округа, с центром в посёлке Анадырь, формирование управленческой номенклатуры
4 этап. С 1945 года - размещение на левобережье Анадырского лимана крупного воинского контингента и создание Анадырского укрепрайона.
5 этап - Вторая половина 1950-х годов, бурное горногеологическое освоение Чукотки, строительство аэродрома двойного назначения (главного аэропорта Чукотки), строительство морпорта.
6 этап - начало 2000-х годов, модернизация жилищно-коммунальной и других сфер Анадыря губернатором Р.Абрамовичем, миграционный прирост населения с периферийных районов Чукотки за счёт более комфортных социально-экономических условий жизни в столице.
Некоторые из указанных выше причин и факторов со времени утратили актуальность, другие усилились. В Анадырской агломерации (город Анадырь и посёлок Угольные Копи), по данным статистики проживает 20 тыс. человек - 40% населения Чукотки, по неофициальным данным эта цифра варьируется от 40 до 45%. С учетом поселений на реке Анадырь и Канчалан, которые получают генеральные и прочие грузы через перевалку в Анадырском морском порту, почти каждый второй житель Чукотки в той или иной мере зависит от Анадырского лимана.
Коса Американская кошка
Берег лимана во время отлива
Существенно Анадырский лиман оказывает кардинальное влияние на три сферы жизнедеятельности человека:
- транспортно-логистическая
- рыбопромышленная
- рекреационная
Транспортно-логистическая сфера важнейшая, собственно благодаря ей и появился Анадырь, а позже и ряд других поселений. Река Анадырь - главная и самая большая река Чукотки. Основав поселение в самой узкой части Анадырского лимана, Российское правительство преследовало геополитические и фискальные задачи. Кто его контролирует Горло Анадыря, тот контролирует всю континентальную Чукотку. Со временем, стратегическое положение несколько утратило смысл, но транспортная составляющая осталась. Как и сто лет назад генеральный груз доставляется по реке. Логистика пассажироперевозок по лиману в настоящее время имеет первоочередную потребность. Аэропорт и столица Чукотки расположены на разных берегах. Не смотря на достаточное бюджетирование региона, новые транспортные возможности управленческий потенциал региона имеет крайне низкую квалификацию и не способен справится с нормальной организацией перевозок пассажиров. А когда к трансферной сумятице добавляется ненастная погода - эмоции пассажиров не сумевших переправится в аэропорт к своему рейсу, настолько густые и тяжелые, что ими можно мостить воображаемую дорогу вокруг лимана.
катер "Камчатка" (паром)
Самоходные баржи. Подготовка к навигации.
Но нет худа без добра, трансферная импотенция чиновников, родила частных извозчиков, которые в весене-летнее и осенне-зимнее межсезонья полностью закрыли трансферную проблему. Дорого закрыли - перевозка в одну сторону в 2022 году обходится в 4500 рублей с человека. Несколько десятков человек - сами создали себе новые рабочие места и принципиально решили трансферную проблему. Но решение одной проблемы не решило другую - транспортную доступность населения Анадырской агломерации. Анадырь и Угольные Копи - по сути являются одним населённым пунктом, имеющие единую энергосистему, единый аэропорт и частично единую социально-административную функции. Близость Угольных Копей к Анадырю побудило чиновников сократить штат участковой больницы в посёлке, в следствии чего пациентам приходиться регулярно ездить в Анадырь для прохождения медосмотров и планового лечения. Кроме того, администрация Анадырского района, райцентром которого является посёлок Угольные Копи, расположен в Анадыре, что также заставляет население регулярно сообщаться с чукотской столицей. Рынок перевозок через Анадырский лиман, по очень приблизительным минимальным расчетам составляет несколько сот миллионов рублей в год.
Техника повышенной проходимости
Самое доступное в транспортном отношении время года - зима. С конца декабря по начало мая Анадырский лиман скован льдом, по которому можно осуществлять перевозки на автотехнике. Зимний сезон не однороден. С конца ноября - начала декабря, в объезд Анадырского лимана отправляются караваны "Трэколов". Они везут почту и груз (в основном продовольствие прибывшее на Чукотку самолетами). Путь в 200 километров, через устье реки Анадыря занимает около суток. С замерзанием лимана маршрутный радиус сокращается и к середине декабря круг составляет 60-70 км. В двадцатых числах декабря, "длинным путем" через заброшенный посёлок Шахтерский путь по лиману начинают машины с высокой проходимостью. Примерно в это же время по льду лимана начинается движение "Трэколов" с грузами для сёл по реке Анадырь.
Наилучшим временем в зимнем сезоне является период с февраля по апрель включительно. В это время года через Анадырский лиман нарезается зимник - официальная ледовая дорога. Движение по зимнику прерывается только во время пурги и времени на расчистку снежных заносов. Как правило за 3 месяца идеального сезона дорога бывает закрыта 5-10 дней. Стоимость перевозок в это время в среднем составляет 1 тысячу рублей с человека.
Последние дни Анадырского зимника
Период навигации маломерных судов - с 20 июня по середину октября. Это самое дешёвое время для трансфера через лиман. Перевозку через лиман осуществляет единственное субсидируемое транспортное средство - катер "Камчатка". Стоимость проезда - 200 рублей. Почему в другие сезоны правительство региона не субсидирует столичный трансфер в аэропорт другим перевозчикам, не известно. Период навигации уступает в комфортности и скорости перемещения из/в аэропорта в город зимнему периоду. Паром осуществляет 6 рейсов в каждую сторону по будним дням и один рейс в субботу. В воскресенье регулярные пассажирские перевозки не осуществляются. Лимит пассажироперевозок на пароме - 50 человек. Для примера в 1980-х годах на пассажирских перевозках через Анадырский лиман находилось два судна, общей вместительностью 160 человек, которые ежедневно осуществляли до 10 рейсов в каждую сторону. Погода вносит свои коррективы. В лучшем случае при шторме отменяют один или несколько рейсов парома, при сильном шторме переправа полностью закрывается. За 3,5 месяца навигации по погодным и техническим условиям условиям актируется от 7 до 12 дней (не считая частичной отмены).
Круизное судно на 10-м причале
На паромной линии также работают самоходные баржи, которые осуществляют перевозку техники. Некоторые баржи оборудованы для перевозки пассажиров. Расписание движение барж условное, так как основа их перевозки - автотехника, под рейсовый самолёт. В связи с задержкой прибытия рейса или долгой выдачей багажа, стройность расписания первой половины дня теряется. Тем не менее баржи это альтернативный источник трансфера для пассажиров.
В нулевых годах, в связи с ростом населения в столичной агломерации и увеличением экономической деятельности проблема трансфера встала максимально остро. Правительством региона предпринимаются попытки решить задачу, но необъяснимая сила мешает им это сделать. С одной стороны рассматриваются утопические прожекты по строительству канатной дороги через лиман (оценочная минимальная стоимость проекта 6 млрд. рублей в ценах 2021 года), с другой стороны в 2021 году был закуплен большой авто-пассажирский паром, для которого нет необходимых причальных терминалов (строительство причалов для данного типа парома может растянуться на 5 лет). Частный бизнес в период навигации в область пассажироперевозок идет неохотно. Стоимость перевозки для пассажира начинается от 1500 рублей, что в сравнении с субсидированным паромом, принадлежащим Анадырскому морскому порту, делает перевозки для частников не рентабельными.
Анадырский морской порт
Межсезонья - самый проблемный трансферный период. Но самый из самого - осенне-зимний. Ледостав на лимане продолжается два месяца и сопряжен не только с движением крупных ледовых полей, но и штормовыми ветрами, которые в это время имеют пиковые показатели по количеству дней в году и по силе ветра. Количество дней закрытых к переправе с октября по декабрь от 10 до 15. Официально в осенне-зимнее межсезонье через Анадырский лиман осуществляет полёты рейсовый вертолёт. В реальности же рейсовым его назвать нельзя - летает по загрузке и административным решениям принимаемым руководством авиакомпании и округа.
Рыбная отрасль кормит существенно больше людей, чем транспорт. Анадырский лиман кормит не только в прямом смысле, в виде любительской рыбалки, но и приносит доход населению как бизнес. В отрасли занято примерно 200-300 человек с чукотской пропиской, т.е постоянно проживающих на территории Чукотки и 100-200 человек наемных работников из других регионов, приезжающих на путину. Главная рыба Анадырского лимана - кета. По мнению авторов гео-экономических обзоров начала ХХ века, анадырская кета значительно превосходит по своим вкусовым качествам амурскую кету. Большая промысловая рыбалка в Анадырском лимане появилась в начале ХХ века. В 1906 году в лиман за рыбой впервые пришло два судна-рефрижератора. Анадырская кета добываемая на анадырских рыбалках владивостокских купцов поставлялась ко Двору Его Императорского Величества. На период путины в Ново-Мариинск привозили до 500 человек наёмных работников.
Вторая по значимости промысловая рыба в Анадырском лимане - горбуша. Коммерческая ценность горбуши в настоящее время - икра. Переработкой самой рыбы занимаются только крупные рыбопромышленники работающие по квоте.
Невод Чукотрыбпромхоза
В 1930-х гг. Анадырский лиман был отдан в рыболовную концессию японским рыбопромышленникам, которые организовали на берегу бухты Мелкой и на косе Земля Гека рыбоперерабатывающие заводы. С 1930-х годов и весь советский период в разных частях Анадырского лимана существовало до пяти рыббаз. В 1930-1940-х годах рыббаза в бухте Мелкой (посёлок Комбинат), выпускал до 40 тысяч ящиков рыбных консервов (весом в 1 фунт) на экспорт. Новый виток рыбных промыслов начался в начале 2010-х годов, когда рыболовный бизнес начал потихоньку легализовываться. В конце 2010-х годов по всей акватории Анадырского лимана от Американской до Русской кошек появились промысловые рыбалки. Рыболовный бизнес к 2022 году существенно легализовался и вышел из серой сферы, но по прежнему остаётся значительное число частников и мелких артелей, ведущих полубраконьерский икорный бизнес.
"Корфест" - корюшкин фестиваль
"Корфест это не только рыбалка
Третья важнейшая сфера Анадырского лимана в жизни населения - рекреационная. На первый взгляд она может показаться не значительной с экономической и хозяйственной точки зрения и не серьёзной с точки зрения административно-политической. Но рекреация - место отдыха, важнейшая смысловая и досуговая часть жизни населения, к тому же и самая массовая из всех потребительских характеристик Анадырского лимана. Если трансфером житель Анадыря в лучшем случае пользуется раз в год, житель Угольных Копей несколько раз год съездит в Анадырь за товарами или услугами, то отдых на берегу лимана или на самом лимане в зимнее время для большинства населения - норма. В летний период жители Анадыря и Угольных Копей досуг проводят на берегу лимана (рыбалка, пикник). У определённой части мужского населения есть плавсредства (не менее 200 единиц) - моторные лодки и катера, на которых они с друзьями или семьями выезжают на отдых или рыбалку на реки и побережье Анадырского лимана. В зимний период самым массовым досугом жителей Анадырской агломерации является подледная рыбалка корюшки. Корюшка на Чукотке не относится к промысловой рыбе, в том плане, что крупным рыбопромышленникам она не интересна. Для анадырцев корюшка - царь рыба, самая вкусная и желанная. Первые рыбаки появляются на льду лимана сразу со становлением льда. Январь и февраль это не рыболовные месяцы. Корюшка ловится не активно. Но в это время главное не результат, а запах. Корюшка пахнет огурцом. Если у населённых пунктов, наравне с гербом и флагом был бы свой запах, то однозначно запах Анадыря - запах зимней корюшки. В апрельские выходные лиман чернеет от рыбаков. Длинной вереницей, повторяя изгибы фарватера, от нескольких сотен до тысячи и более рыбаков уже десятками и сотнями ловят народную рыбку. Главными праздниками для жителей Анадырской агломерации много лет являются "Корфест" (корюшкин фестиваль) зимой и День рыбака летом.
День рыбака
Совхозный берег на День рыбака
Из менее популярных видов досуга в зимний период - катание на снегоходах и лыжах, а также пешие прогулки по льду Анадырского лимана. Значимость Анадырского лимана, как главного рекреационного объекта легко понять представив, что вместо лимана была бы кочкарно-болотистая тундра. Жизнь горожан была бы тоскливее и серее с эмоциональной точки зрения, а население значительно меньше (эмоциональный фактор оказывает существенное влияние на численность населения).
Лисы обитают в ближайших окрестностях и в самом городе
Удивительно, что при всей огромнейшей значимости лимана у анадырцев не сложилось каких-либо значимых эпитетов, традиций и сказаний о своём главном водоёме. Его значимость в экономической и других сферах жизнедеятельности сложно переоценить. В обывательской среде отношение к лиману либо потребительско-нейтральное: рыбалка, сфера досуга, либо пренебрежительно-негативное, когда речь заходит о трансфере. Разумеется лиману от этого не холодно и не жарко. Человек для него лишь миг в его истории. Сейчас он крепко спит под метровым слоем льда и снега. Снятся ему крикливые чайки, безразлично качающиеся на волнах, фыркающие белухи, гоняющиеся за косяками горбуши, большие корабли стоящие на рейде и маленькие лодки снующие вдоль и поперек. И ветер-провокатор. Бешенный, дразнящий, выбешивающий, заставляющий лиман белеть от ярости и разбивать кулаками-волнами всё до чего он сможет дотянуться. Приснившийся ветер, заставил лиман вздрогнуть и затрещать километровыми трещинами. Не любит лиман шторм. Любит чтоб как в июне: солнце огромным закатно-рассветным шаром краснело в неподвижном зеркале его вод. По зеркалу плывут льдины и одинокая лодка навстречь солнцу.
Ледоход на лимане