Горло Анадыря (часть 4)

Oct 23, 2019 04:41

Трансфер Анадырь-аэропорт с каждым годом, начиная с 2016, становится сложнее и проблематичнее. Каждый год хуже предыдущего. Какие события произошли, чтобы относительно нормальная трансферная схема стала давать сбои?


Летний трансфер.

В летний период, с 20 июня по конец октября, через Анадырский лиман работает паромная переправа. Летом добраться до города из аэропорта можно двумя способами:

1) "На барже" - дорогой вариант - 2500 с человека (цена 2019 года). В аэропорту садитесь в машину, которая едет на грузовой причал. На барже машину перевозят в Анадырь и пассажира довозят до подъезда.

2) "На Камчатке" - бюджетный и самый массовый вариант переправы. На бесплатном автобусе или такси (300 руб. с человека) доезжаете до пассажирского причала. Садитесь на катер "Камчатка" (200 рублей с человека) и переезжаете в город.

Первый способ переправы - организуют таксисты, второй - Анадырский морской порт (+такси или автобус до причала). Первый способ летнего трансфера никаких серьёзных изменений не претерпел, зато с пассажирской паромной переправой ситуация резко ухудшилась.

Причины повлекшие ухудшения - три разнохарактерных события:

- закрытие круглосуточного аэропорта и нехватка гостиниц для пассажиров задержанных рейсов

- развитие рыбного промысла

- кораблекрушение на Анадырском лимане.

Закрытие круглосуточного аэропорта и возможности бесплатного ночлега привела к повышенному спросу на жильё в посёлке Угольные Копи. Мест в социальной гостинице для всех не улетевших или ожидающих своего рейса недостаточно (койко-место у частников -1500 рублей), поэтому часть пассажиров перебирается в Анадырь к знакомым или в гостиницы. В абсолютных цифрах пассажирских паромных перевозок, эта категория лиц не значительная.

Полулегальный и даже браконьерский промысел лососёвых (а если говорить прямо-красной икры), к середине 2010-х годов сформировался в стабильные мелко и среднепромысловые рыболовецкие артели. Лучший промысел лососевых - на той стороне лимана, поэтому часть анадырских рыбопромышленников, сезонных рабочих и рыбаков-частников в июле-августе отправляются на промысел. Рыбаки регулярно пользуются катером "Камчатка" чтобы отвезти рыбу или просто съездить домой. Разумеется анадырские рыбаки и до середины 2010-х годов промышляли на той стороне. Изменения произошли количественные: от рыбаков-частников, к рыболовным артелям, в каждой из которых работает от 5 до 15 сезонных рабочих. В абсолютных числах пассажироперевозок рыбаки не лидеры, но эта категория пассажиров уже значительно больше, чем не улетевшие.

Два вышеперечисленных фактора не повлияли на летний трансфер, если бы не случилось событие-катализатор: на Анадырском лимане перевернулась баржа. Трагедия не обошлась без жертв, утонуло несколько человек. Комиссия установила, что были грубо нарушены нормы техники безопасности и правила перевозок пассажиров. Контролирующие органы провели инспекционные проверки всех плавсредств, осуществляющих пассажирские перевозки: баржам запретили перевозку людей, без специально оборудованных площадок, а единственному пассажирскому катеру ограничили перевозку пассажиров "по факту". Пассажировместимость катера "Камчатка" - 50 человек., До трагедии, "Камчатка была "резиновой" и принимала на борт всех пассажиров, которых иной раз набивалось до сотни и даже больше. На катере было тесно, не удобно, жарко или холодно (в зависимости от того где кто находился), но пассажиры сильно не возмущались - 30-40 минут можно потерпеть.

Катер "Камчатка" делал 5 рейсов в день в каждую сторону. Так как основной контингент пассажиров это отпускники и прочие улетающие, то пиковая нагрузка приходится на первые три рейса:

- на 8 часовом катере из Анадыря в аэропорт перебираются пассажиры улетающие на внутрирегиональных направлениях, потому что регистрация начинается в 9 утра.

- на 11 и 13 часовом катере перебираются пассажиры московского, хабаровского и магаданского рейсов.

Желающих уехать больше, чем 50 человек. Морпорт, видя такую ситуацию, с прошлого года ввёл дополнительный, утренний 7 часовой рейс из Анадыря, а при большом количестве пассажиров оставшихся на берегу, начал делать внеурочные рейсы. Будет или нет внеурочный рейс пассажирам не известно, да и ждать на берегу дополнительный час, особенно когда причал не оборудован помещением для ожидания никому не улыбается. Поэтому люди приезжают на причал за час до отхода катера, а во время посадки начали происходить скандальные эксцессы: давка, толкучка и попытки пролезть без очереди. Периодически на катер заходило больше, чем 50 человек. Команда катера в ультимативном режиме требовала покинуть паром одного-двух и более "не нормативных пассажиров". Простои доходили до 10-15 минут, что, соответственно уменьшало шансы на внеурочный рейс и своевременную доставку оставшихся на берегу пассажиров в аэропорт. Понять можно всех и команду катера, которым грозит штраф и увольнение за нарушения правил перевозки, и пассажиров, которые могут опоздать на рейс.

После обеда прилетают рейсы из районов и материка и начинается битва "за Камчатку" в обратном направлении. С одной стороны, прилетевшие уже никуда не могут опоздать, с другой стороны, ночевать на той стороне, когда дом "через лужу" тоже мало приятного.

Следствием этих явлений стала неуверенность пассажиров в переправе через лиман. Лотерея в которой везёт большему количеству участников, но никакой страховки в том что ты окажешься среди не уехавших нет.

Всё это происходит в хорошую погоду. Если погода плохая, катер может сменить место посадки с одного на другой причал. Это выглядит так: минут за сорок, а то и за час пассажиры приезжают на причал, чтобы занять очередь и наверняка попасть на катер. Потом, минут за 20-30 до отхода, по очереди проносится слух, что катер пойдёт с другого причала (расстояние метров 500). Народ в спешке бежит к выходу (причал огорожен), проталкиваясь через калитку с чемоданами и сумками бежит к нужному причалу. Хорошо если возле причала есть нужное количество такси. Приехавшие или прибежавшие на другой причал, разумеется становятся крайними в очередь на паром.

Телефон диспетчерской службы морпорта есть. И эта служба работает. Только работает не как служба вызова городского такси быстро и чётко, а как бог на душу положит. Иной раз можно не дозвониться в течение 40 минут (это мой личный рекорд, может у кого больше был не знаю).

Может показаться, что я сгущаю краски, но нет не сгущаю. О красках, всех оттенков чёрного, расскажут пассажиры опоздавшие на рейс или 3 часа простоявшие на берегу в ожидании катера. Об ожидании тоже следует рассказать. В прошлом году на причале аэропортовской стороны (причал №10) поставили контейнер для ожидания. Это был настоящий сервисный прорыв. Сервис минимальный, но от ветра укрывал, особенно пассажиров с детьми. Даже если у вас есть машина, которая готова подождать, в ней всё равно не останетесь, потому что въезд на территорию причала запрещён, а увидеть катер из машины нельзя. Да и очередь "держать" нужно. На анадырской стороне зал ожидания открыли в сентябре этого года. Больше четверти века здание морвокзала на пассажирском причале не работало. Но сидеть в зале ожидания не резон. Опять же, нужно очередь "держать", чтобы потом не было "вас тут не стояло".

Но и это всё не самый цимес. Задача со звездочкой: перебраться на ту сторону, когда не ходит катер. Напомню, что "Камчатка" - единственный пассажирский катер, работающий на переправе. Этим летом "Камчатка" сломалась. На три дня. В морском порту есть две баржи, которые кроме автотранспорта могут перевозить пассажиров. Не много, по 15 человек каждая...

Вся эта летняя трансферная драматургия возникла несколько лет назад и ежегодно прогрессирует. Я уже не говорю, о том, что причал на той стороне - это понтон, высадка и посадка на который не удобна и травмоопасна, а маломобильным людям (даже не инвалидам) без посторонней помощи и вовсе не доступна. Не говорю, что бесплатный автобус маломестный, не привязан к внеурочным рейсам, а с октября вообще не курсирует. "Выручают" таксисты за 300 рублей с человека. Частники, большая часть которых ездит на машинах, которые "случайно" прошли техосмотр, забивают машины под жвак. В последние два раза посещения Угольных Копей видел, как одного человека посадили в багажник, а в другом случае мать на руках с ребёнком-подростком ехали на переднем сидении. Конечно пассажиры "сами дураки", а частники тоже люди - хотят заработать. Всех можно понять. До поры пока не случится трагедия, как на той барже, что утонула в лимане. Там тоже можно было понять и команду судна, которая хотела заработать и пассажиров, видевших перегруз баржи и согласившихся поехать.

Можно понять и ФАС, которая бьёт по рукам анадырских таксистов за то что решили, поднять проезд по городу со 100 рублей до 150. А ценовой сговор на "той стороне", на безальтернативном транспортном направлении (когда не ходит автобус или количество мест в автобусе не соответствует количеству пассажиров) не видит.

Осеннее межсезонье

Длится с третьей декады октября по конец декабря. Традиционно самое сложное время для переправы через Анадырский лиман. Единственным вариантом трансфера был вертолёт. Если с летним трансфером затык возник два-три года назад, с вертолётом он возник гораздо раньше, но регресс также на лицо. Изначально за день-два до вылета в авиакассах составлялись списки пассажиров и очередность вылета. Записался под номером 57 - лететь тебе третьим рейсом, в 11 часов. Потом возникло движение "несогласных" (сложно сказать по какой причине) и от списков решили отказаться в пользу живой очереди. Живая очередь это когда приходилось с 6 утра занимать очередь, стоя на улице. Потом стоять в маленьком помещении авиакасс в ожидании начала выписки авиабилетов. Сразу все билеты не выписывают, по одному борту. Борт улетел на ту сторону, выписывают на следующий и так далее. Ожидание в кассах - "добро пожаловать в поздний Советский Союз" - бесконечное ожидание в очереди: тесной, душной, потной. "Счастливчиков" не перебравшихся в это время больше. Авиакомпания (монополист) отказывается делать рейсы при невысокой загрузке. Чёткой цифры нет, озвучивались разные варианты. На моей памяти было отказано в рейсе, когда было 12 пассажиров. Но даже если не улетевших трое, как им быть? Как не оказаться в такой ситуации никто не знает.

С прошлого года частники решили зайти на этот коммерчески выгодный рынок. Стоимость трансфера 4000 рублей и ежегодно он повышается. Было приобретено 3 аэроглиссера. В теории, этот вид транспорта может снизить нагрузку на вертолёт. Но это теория, на практике техника ещё "сырая". Аэроглиссеры регулярно ломаются. Кроме всего прочего, этот вид транспорта не сертифицирован под пассажирские перевозки. За перевозку на аэроглиссере денег разумеется не берут. Берут за такси, что довозит от берега до аэропорта. Лиман в этот период максимально опасен: он ещё не замерз и по нему идут большие ледяные торосистые поля. В случае ЧП, ни у МЧС, ни у морпорта спасательной техники нет. В подобном случае, как минимум две единицы техники, у таксистов должны быть на ходу. Но в прошлом году сначала один аэроглиссер встал на ремонт, потом второй. На третьем продолжали перевозку. И он тоже сломался, на лимане. Единственная техника, которая могла придти на помощь была у частного лица, который не осуществлял перевозки. В авральном порядке её подготовили, спустили на лёд и провели спасательную операцию. Обошлось без жертв и даже без обморожений. Что было дальше? Контролирующие органы пригрозили пальцем, технику отремонтировали и перевозки продолжились. Очень выгодный бизнес. За полтора месяца можно заработать до 6 миллионов (а может и больше). Понять частников можно им деньги за технику отбить нужно и заработать. Пассажиров тем более понять можно, альтернативы нет. Вертолёт, во время работы аэроглиссеров не летает. Авиакомпании не выгодно перевозить малое количество людей, а конкурировать с аэроглиссерами (когда они исправно работают) он не может. "Чукотавиа" - единственный лицензированный и надежный перевозчик, согласует с частниками, у которых нет лицензий на пассажирские перевозки их график работы и... не выполняет рейсы. Рейсы для обычных людей. Рейсы для высших руководителей округа (они летают на собственном, правительственном вертолёте) "Чукотавиа" выполняет исправно.

Зимний трансфер.

С конца декабря по середину мая. Традиционно самый простой способ попасть из аэропорта в Анадырь. Зимний трансфер делится на два периода:

- с конца декабря по февраль и с конца апреля по середину мая

- февраль-конец апреля

В первом случае зимник ещё или уже не работает, во втором случае зимник работает. Работа функционирования зимника зависит от ледовой обстановки и толщины льда. До образования зимника автолюбители самостоятельно пробивают дорогу. Этот путь тернист и порой не прост, но это уже дорога. Разумеется, что стоимость трансфера до официального открытия выше, потому что проехать могут только внедорожники.

С зимником почти всё в порядке. Зима на Чукотке, слава богу, от чиновников не зависит. Если не считать, что технологии и техника за последние полвека изменились кардинально, а подход к нарезке зимника нет. Два-два с половиной месяца официальной работы зимника, на территории, где зимний период позволяет его эксплуатацию до 4 месяцев это не серьёзный подход. Метод намораживания ледовой дороги, специальные армированые сети для продления срока эксплуатации переправы и более раннем его вводе, это всё там, у канадцев (работающих на севере Чукотке) или у европейцев в Скандинавии. Это в советское время дураков на Чукотке хватало. Дураков, которые первыми в мире придумали и сделали на Шмидте ледовый пирс, работавший в летний период. Конечно вопрос улучшения и продления зимника - это придирки, в общем плане зимой ситуация с переправой не ухудшилась.

Трансфер в весеннее межсезонье

С середины мая по 20 июня. На удивление, но когда-то проблемный период, по простоте и доступности стал вровень с зимним периодом. Причём уровень надежности и сервиса шёл к улучшению. В начале 2010-х годов, на монопольный рынок вертолётных перевозок пришли частники с судами на воздушной подушке и жизнь простого обывателя улучшилась, а ценник даже снизился по сравнению с вертолётным.

"Гиперболоид" губернатора Копина

На сегодняшний день "горло Анадыря" сильно болеет. Затруднено нормальное, безнадрывное сообщение между двумя крупными населёнными пунктами: Анадырь - 16/17 тысяч человек и Угольные Копи - 5 тысяч человек (по факту). Это крупнейшая агломерация на Чукотке - 21/22 тысячи человек из 50 тысяч населения всей Чукотки. Но самое главное - затруднено нормальное сообщение между Анадырем и аэропортом - единственной "точкой выхода" с Чукотки.

Информация, которая поступает из региональных СМИ о намерениях и желаниях администрации Копина наладить нормальный трансфер, не более чем популизм и политическая демагогия. Как показывает практика обещания так и остались обещаниями, а ситуация ухудшается и имеет стабильную тенденцию к ещё большему ухудшению.

На фоне всего, что происходит с трансфером в Анадыре, губернатор выступает с инновационным проектом строительства канатной дороги, которая по предварительным оценкам обойдётся в 1,5 млрд. Практика строительства крупных объектов показывает что финальные сметы, как правило, увеличиваются в несколько раз.

Игры губернатора в Sim-sity уже набили оскомину у населения: ветрогенераторная станция, построенная ещё при Абрамовиче на мысе Обсервации, эффективность в разрезе цена/качество не показала, но Копин строит ветрогенераторы в селе Усть-Белая. Проект нанояранги - взамен традиционной, под эгидой "качественное жильё оленеводу", в то время как оленеводам нужно качественное жильё в посёлках, в тундре у них с жильём всё нормально. ВПП для малой авиации в Анадыре, которая уже на проектном уровне была нецелесообразной, а по итогу, затратив десятки миллионов рублей, так и осталась проектом. Канадские самолёты, которые должны были по низким ценам на билеты летать по всей Чукотке, чуть ли не по потребностям. Летают, но не по всей, не часто (кроме Эгвекинота) и не по низким ценам. Строительство молодёжного центра в Анадыре, в то время как не загружены и малоэффективна деятельность профильных учреждений культуры в Анадыре. И вообще "у нас врачи получают по 180 тысяч рублей, в среднем". Страшно далеки они были от народа - это про декабристов, про губернатора Копина и его управленческие решения можно сказать, что они, решения, с народом вообще не связаны, а связаны с играми. Подумаешь, не получилось. Резет и заново.

Канатную дорогу можно и нужно строить в Эгвекиноте или Провидения, вместе с остальными объектами туристической инфраструктуры, в Анадыре нужны обычные вещи:

- бетонированная дорога до причала №8 и № 10

- паром ледового класса, на 100-150 человек и 10-15 машин

- причал на стороне аэропорта, соответствующий нормативам безопасной посадки/высадки пассажиров

- причальная инфраструктура (комфортные, утеплённые залы ожидания, кассы предварительной продажи билетов)

- применение технологий раннего ввода и продлённой эксплуатации зимника

- полёты вертолётов в осеннее межсзонье, не по рентабельности, а по факту.

"Социальная ответственность государства"

Транспортная доступность населения - базовая потребность и основополагающая норма для любого жителя Чукотки. Это должно быть догмой и фундаментом в деятельности губернатора и его администрации. Трансфер из любого населённого пункта Чукотки до аэропорта (где они есть) должен быть бесплатным. Это не популизм, не роскошь, а такая же необходимость как освещение улиц в зимнее время. Избитая фраза: "Чукотка -суровый край" - на практике должна компенсироваться повышенными социальными обязательствами государства (в лице региональной власти) перед населением. Ровно такими же повышенными обязательства, какие у государства перед высшим звеном чиновников: губернатора, его замов и ряда особо приближенных лиц, которые пользуются служебным положением при использовании трансферов в аэропорт, используя вертолёт, гос.машины и баржи.

Трансферы должны быть скоординированы под расписание авиарейсов, а не под служебный попутный транспорт (как к примеру в Эгвекиноте или Беринговском). Региональная власть должна в полной мере выполнять возложенные на неё функции регулятора транспортных отношений, ценообразования и осуществлять контроль непосредственно или через межведомственное взаимодействие с федеральными надзорными органами.

В настоящее время, в округе нет ни структуры, ни ответственного лица, которое непосредственно отвечает за взаимодействие всех участников анадырского трансфера, включая субъекты малого предпринимательства.

Возмещение затрат перевозчикам, включая частных сертифицированных перевозчиков, должны осуществляться на конкурсной основе.

П.С. Хочу пожелать анадырцам и гостям столицы терпения и стойкости. С сегодняшнего дня начинается осеннее межсезонье.

аэропорт Анадырь, Анадырский лиман, Анадырь

Previous post Next post
Up