Гидрологи говорят, что на Чукотке больше 8 тысяч рек протяжённостью свыше 10 километров. Среди этих тысяч рек есть одна Река. Главная река Чукотки - Анадырь. Река - это не только рыба и зверь, но ещё и путь. Ходили по Реке с незапамятных времён, кто на чём мог. Даже на нартах. Связывали несколько нарт, подкладывали под них пых-пых (воздушный мешок из шкуры нерпы) - вот тебе и плавсредство. Ясное дело, на таком плавсредстве далеко не уплывёшь, на другую сторону реки переправился и то слава богу. Первыми, "по-взрослому", ходить по Анадырю, начали русские - Семён Дежнёв со товарищи. Году эдак в 1649-1650. Эти же товарищи, видимо, были и первыми сплавщиками по Реке. Они же составили и первую лоцию реки Анадырь. Изустную конечно же: "за тем повортом камень будет, его и держись...".
Не расплываясь мыслью по древу - ходил я этим июлем вверх по Анадырю до Усть-Белой. На Анадыре есть перекаты. Начинаются они примерно в 200 километрах от устья. Река судоходная, поэтому перекаты именные: Намывной, Янройка, Камешки (с ударением на "и"), Круги, Налимчики, ну и далее от Усть-Белой на Марково "со всеми остановками". Самый муторный и нелюбимый среди речников портофлота - Камешки. Узкий, извилистый фарватер ежегодно замывает, поэтому чуть ли не каждую навигацию приходиться буксирам и баржам размывать винтами дно на перекате, чтобы протащить баржи с генгрузом. К концу навигации у дежурного речного буксира "Бурун" винты, что спички, причём обломанные спички. Без фразы: "Сидели мы на Камешках...", - не услышишь ни одного рассказа об анадырской речной навигации.
Камешки мы пролетели незаметно. В принципе, на лодках все анадырские перекаты, по крайней мере до Усть-Белой, пролетают незаметно. Если трек на навигаторе записан или ходил по Реке, хотя бы раза три. Ни первого, ни второго у нас не было.
Вечерело. Ночи ещё нет, но уже заметно темнеет. Видимость усугубляется пасмурностью и мелко накрапывающим дождём. До Усть-Белой осталось, каких-то 12-15 км. Протока, по которой идём, быстро мелеет и оканчивается тупиком. Разворот, суёмся в другой рукав. И снова тупик. Навигатор показывает на карте множество мелких островков и надпись на всю ширину реки "Перекат Круги". Твою мать! Навигатор с картами двухкилометровками, на Реке всё равно что пачка "Беломора" - не все острова указаны и погрешность метров 50-70. Возвращаемся до большой развилки и уходим в очередной рукав - снова тупик. С упорством продолжаем искать путь. Но не находим.
На берегу стоит балок, возле которого из воды торчит половина "Казанки", остальная часть под водой, по берегу бегают собаки. Чалим к берегу. Из балка выходит женщина, с первой произнесённой фразы которой становится понятно, что внятно путь нам не объяснят.
- На Усть-Белую, как проехать?
- Вот так, а потом вот так и вооот туда, - с трудом долго говорит женщина, пытаясь рукой показать направление движения. Нам выдался редкий случай увидеть состояние "абсолютной свободы духа", когда мозг с трудом, но ещё работает, а руки уже нет. По общему направлению движения плеч мы поняли куда она показывает. Понять поняли, но оттуда мы только что вернулись.
Ладно, прорвёмся, как то же здесь "пароходы" ходят. Снова уходим в протоку, которая обмелев, тонкой струёй уходит в серую мглу. Возвращаемся. Наваждение, не пускает нас Река. Возвращаемся к балку. Иду в балок, с твёрдой мыслью взять в проводники до Усть-Белой женщину.
- Не нашли мы протоки, поехали покажете как в деревню проехать?
- Не нашли? - удивляется женщина, разводя руками, - неее я не поеду. Я не знаю как ехать. Я из Снежного (соседнее село, выше Усть-Белой).
- Ну вы же показывали нам куда ехать, - беспомощно хватаюсь я за логику, - поехали в Усть-Белую, а то мы здесь кругами ходим.
Тут женщина немного воспряла, голос её стал твёрже и громче:
- Потому что ты смотришь в эту свою... Ты в эту свою фигню не смотри, ты по фарватеру иди. Куда фарватер идёт, туда и иди.
Фарватер! Вон оно что...
Женщина сделала паузу, потом, что-то вспомнила, раскрыла объятия и потянулась ко мне:
- Дай я тебя поцелую...
Минут через двадцать мы были в Усть-Белой. Путь нашли по телефону в который были закачены космоснимки. На обратном пути "Кругали" пролетели почти не заметив. Как здесь можно было заплутать? Наваждение, не иначе.
П.С. Заглавная картина - работа анадырского художника Стешенко. Картина висит на буксире "Бурун", который каждую навигацию работает на Реке. Вопрос знатокам анадырской географии, что за место нарисовано на картине?