За мысом Барыкова показался Беринговский. На рейде стоят два судна между которыми "бегают" буксиры и плашкоуты. Погода прекрасная, море спокойное, настроение приподнятое, ещё какие-нибудь десять минут и мы будем на берегу. Наш катер на всех парах мчится в Беринговский морпорт.
Но вдруг, неожиданно заговорила рация...
2. Беринговский рейд
3.
4. Беринговский: морпорт и посёслок (нежил.) с расстояния 2 километра
- Эгвекинот вызывает катер.
Мы удивлённо смотрим друг на друга. Причём тут Эгвекинот? Мы сейчас будем заходить в Беринговский.
- Эгвекинот вызывает катер, - повторила рация.
- Катер на связи
- Вы идёте прямым курсом на нефтепровод. Уйдите с курса.
Твою же мать! Ближайшее на рейде судно от нас - это танкер, который перекачивает нефтепродукты на берег. Танкер называется "Эгвекинот". Ни буёв, ни каких-либо других обозначений указывающих о нахождении на воде нефтепровод нет. Да и зачем? С севера сегодня никого не ожидали. Маломерные суда в рассчёт в принципе не рассматриваются.
5. Танкер "Эгвекинот", год постройки 1981, флаг - Россия, владелец - "Чукотская торговая компания". Дедвейт - 6.026 тонны
6. Два главных фактора энергетической безопасности Чукотки: нефтепродукты и уголь
Это небольшое событие взбодрило лучше чашки кофе. В беринговский ковш мы входим с удовенной бодростью. Морской торговый порт Беринговский, после банкротства в 2011 году, перешёл в собственность ОАО "Анадырский морпорт". В отличии от большинства морпортов Чукотки и даже своей "мамки" анадырского, Беринговский имеет самые радужные перспективы. В 25 километрах от морпорта ведётся разработка крупного угольного месторождения. Коксующийся уголь идёт на экспорт в страны ЮВА. В перспективе грузооборот одного лишь угля должен составить от 2 до 5 миллионов тонн! Это с 50-100 тысяч тонн, который обрабатывал морпорт до разработки месторождения. Скачок фантастический.
7. Руины посёлка Беринговского
8. Часть посёлка ближе к морпорту снесли. Теперь там открытый склад угля. В перспективе снос большей части посёлка и организации на его месте огромного угольного склада.
Но в настоящее время даже с самыми радужными перспективами Беринговский морпорт находится в критическом состоянии. Уже второй год происходит обрушение причальных стенок. С появлением крупного инвестора и началом разработки угольного месторождения все ожидали притока федеральных и инвестиционных средств на модернизацию морпорта. Но что-то пошло не так, а в 2014 году пошло так, да не туда, в общем уголь отгружать начали, а модернизации морпорта не произошло.
Бухта Угольная, прекрасная глубокая и большая. О её "прекрасности" говорится даже в портовых правилах: "Бухта Угольная является удобной для входа крупнотоннажных судов в порт и выхода из него, поэтому очеррёдность входа и выхода не регулируется". В бухте Угольной есть один, но самый существенный минус - приглубые берега находятся на удалении от берега. В советское время посчитали не целесообразным строительство большого морского порта и остановились на морпорте с рейдовой погрузкой/разгрузкой. Морпорт построили в виде квоша, в котором обрабатывают грузы самоходные баржи плашкоуты, осадкой не более 2 метров. Ковш имеет узость - вход, который постоянно замывается донными отложениями. Чтобы ковш не замывало на входе круглосуточно работает плавкран, который вычерпывает со дна грунт. Грунт складируется тут же, в стороне, возле одной из причальных стенок. Вопрос, что случается с поднятым грунтом во время приливов и штормов, относится к серии риторических. Говорят, что долгое время на очистке входа в ковш работал подводный автономный бульдозер. Работал, работал и перестал работать.
9. Беринговский морской торговый порт
10. Вход в ковш
11. В ковше
Второе судно на беринговском рейде балкер Anna-Meta под либерийским флагом. Дедвейт (масса перевозимого полезного груза) 56.210 тонн. Погрузочные работы ведутся плашкоутами, которые сюда согнали со всей Чукотки. Один рейс плашкоута - примерно 100 тонн угля. Вопрос из школьного курса математики: сколько рейсов нужно сделать....одним словом, день и ночь бегают плашкоуты от порта к балкеру загружая его беринговским углём. Команды, состоящие большей частью из приезжих гасторбайтеров, меняются, но процесс отгрузки угля не останавливается.
12. Балкер (насыпник - судно перевозящее насыпные грузы) Anna-Meta, флаг Либерия. Год постройки 2010. Дедвейт 56.210 тонн. В настоящее время находится в Мумбаи.
Но не весь уголь принимает балкер. Нужен только кокс. Поэтому иногда случаются казусы: не проходит уголёк лабораторные анализы, не принимают его к погрузке. Судьба этого некондиционного угля мне не известна. В этом году должны отгрузить то ли 400, то ли 500 тысяч тонн, при заявленной пропускной способности морпорта в 250 тысяч тонн. Но портовики свои обязательства выполнят, я даже в этом не сомневаюсь. Выполнят не смотря ни на что: на изношенность портальных кранов, с аварийными причальными стенками, работая в бешенном ритме короткой северной навигации и в полубичовских бытовых условиях. Выполнят и разъедутся по городам и весям России и ближайшего зарубежья. А в следующем году всё по новой, точнее по старой, только с повышенными планами отгрузки угля. Китаю нужен уголь и мы его дадим.
Зауныло скрипит плавкран, вытаскивая ковшом очередную порцию песка и гравия. Поворт, сборс и снова в воду опускается ковш. Если смотреть на его работу часа два можно сойти с ума. Но мы не смотрим, уезжаем, впереди нас ждём Берег разбитых кораблей.
13. Плавкран работает на очистке ковша