Чукотские оленеводы, в глазах обывателей с материка или иностранцами представляются людьми дикими, живущими чуть ли не в каменном веке. По их соображениям они обязательно целыми днями ходят в меховой одежде, едят сырое мясо, ни слова не понимают по-русски и готовы за "бусы" продать оленя . Конечно это не так. Да, институтов они не заканчивали и кто-такие фрилансеры и дауншифтеры не знают, но это вполне обычные граждане нашей страны, закончившие среднюю школу и училище, работающие за зарплату, интересующиеся политикой и также любят борщи и хлеб. Меховая одежда у них есть, но носят они её не всегда, также как и сырое мясо едят не всё время.
Рассказ об одном дне чукотских оленеводов не возможен без знакомства с обитателями стойбища. Впрочем, слово стойбище на Чукотке употребляется крайне редко, чаще говорят "бригада".
До прихода советской власти и обязательной паспортизации граждан свободной Чукотки у коренного населения в "графе ФИО" значилось только одно слово, к примеру Рытхэу. Подобное односложное именование человека не является чем-то уникальным: все народы, ведущие традиционный образ жизни, когда то имели подобные одинарные имена. Те же славяне с их Святогорами, Криволапами и Волками эту стадию развития общества также проходили.
Советские компетентные органы, решили что имяобразование каждого конкретного чукотского индивидуума будет его фамилией, а имена и отчества они возьмут русские. Возмущений по этой реформе авторизации не возникло, по крайней мере в исторической литературе такие факты не были зафиксированы. Отсюда и вышли: Кыргытваль Иван Петрович, Рахтынкау Сергей Александрович и т.д. Если отчество по каким-либо причинам присвоено не было так и записывали (и пишут до сих пор) Геутегина Любовь б/о.
Именная реформа в историческом времени прошла недавно, 2-3 поколения назад. Но менталитет так быстро не меняется. Поэтому у большинства людей в национальных посёлках, преимущественно у мужчин, имена и фамилии чаще всего заменяются прозвищами.
В былые, до совхозные времена, стойбища назывались по имени его владельца. Совхозная организация оленеводства "культ личности" отменила и присвоила производственной оленеводческой единице - бригаде (читай стаду), порядковые номера. В Провиденском районе, ранее насчитывавшем полтора десятка бригад, в настоящее время осталась одна бригада. Количество оленей катастрофически сокращалось, бригады упразднялись и реорганизовывались, в итоге осталась одна, смешанная бригада, состоящая из представителей разных совхозов (в прошлом) и разных же посёлков. Поэтому в этой бригаде много оленеводов и сразу два бригадира. В "нашей" бригаде" - 3 семейно-родственных центра: две яранги и дом. Обитатели этих жилищ распределились сообразно тем же семейно-родственным связям и месту прописки по паспорту: Янракыннот, Сиреники, Нунлигран. Как и у всех людей живущих в замкнутых сообществах в бригаде между её обитателями есть симпатии и антипатии, берущие своё начало как от места происхождения (разные сёла), так и бытового характера. Бытовуха она и в тундре бытовуха. Но скандальность не является характерной чертой чукотского общества (по крайней мере тундрового). Долгое совместное сосуществование выработало тундровый этикет, при котором личностное общение никак не должно влиять на жизнь в экстремальных условиях и произовдственный процесс (оленеводство). И я не буду нарушать этот этикет, а просто познакомлю вас с членами провиденской (без номера) бригады.
2. Шаман (Дмитрий), бригадир.
3. Жена Шамана - Галина, хозяйка яранги. Бабушка
4. Айпоп (Саша), брат Галины. Заядлый рыбак и игрок.
5. Тоня, жена Айпопа. Бабушка
6. Сироццо или Ёжик (Сергей)
7. Галина, хозяйка второй яранги. Бабушка. Её муж Юрий, второй бригадир, находится в посёлке.
8. Алексей, брат Галины, самый молчаливый человек в стойбище.
9. Алёсик (Лёха). В детстве занимался в фольклорном коллективе, поэтому на праздники исполняет чукотские песни и танцы
10. Елизар (с таким именем необходимость в прозвище автоматически отпадает), самый молодой член бригады, есть мечта уехать учиться на юриста или бухгалтера
11. Толян. Руководство сельхозпредприятия видит в нём будущего бригадира, сам Толян пока в сомнениях
12. Мария, супруга Толяна, хозяйка базы. Бабушка
13. Степан. В детстве снимался в фильме "След росомахи". Отец шестерых детей
Это не все работники оленеводческой бригады: кто-то находился в отъезде, кого-то не любил фотографироваться.
Утро уже наступило и все обитатели стойбища проснулись...
продолжение следует