"Идущие вместе".
На вопрос "с какой скоростью движется человек?", большинство не задумываясь ответит - 5 км/ч. Так нас учили в школе. Если вы когда-нибудь соберётесь путешествовать по тундре, первое что вы должны сделать - забыть эту цифру. По кочкарной тундре человек движется со скоростью 1-3 км/ч и чем дольше он движется, тем скорость его передвижения ближе к первому показателю.
- Маршрутный план у нас следующий: 25 километров в день, четыре дня до мыса Дежнёва и четыре дня обратно. Два дня днёвки, два дня радиальные выходы.
План не хитрый, но самое главное не реальный. Двадцать пять километров в день с тяжёлым рюкзаком по тундре может идти только опытный тундровик. То что мы не сможем выполнить эти показатели я понимаю еще до выхода на маршрут.
Причин много: несхоженность группы, разная физическая подготовка и самый главный фактор - отсутствует опыт хождения по тундре.
- А чего мы так мало будем идти? - через полтора километра спрашивает меня казахстанец Игорь, - давай ходя бы 30 километров в день идти?
Улыбаюсь. В тот, первый день, мы прошли 18 километров. Это были хорошие, трудовые 18 километров.
2. Начало маршрута выглядело увеселительной прогулкой
3. Пока мы не вышлю в тундру
4. "Мы здесь, а надо воооот сюда"
5. Растягиваемся, но идём
- Можно еще идти, - говорит Виталий, самый возрастной участник экспедиции.
Идти можно, смысла нет. Разрыв в группе между лидером и замыкающим уже стал критическим. Виталий, вместе с казахстанцем Игорем и еще несколькими ребятами, как раз и шли в замыкающей группе.
6. Виталий (Москва)
Для большей части группы это первое знакомство с тундрой, такой ровной и привлекательной с высоты и такой предательской болотисто-кочкарной на самом деле. Нам несказанно повезло, что идём по "вездеходке", старой вездеходной коллее. Вездеходка шикарная, в меру болотистая и без кочки. Но о том что нам крупно повезло ребята не догадываются. Идти по кочкарной тундре сложнее в разы. За каких-нибудь 10-15 километров можно стереть ноги по самые колени. Впрочем, к концу первого дня самым популярным "медикаментом", вплоть до окончания путешествия стал рулонный лейкопластырь, которым словно портянки обматывали ноги. Ходить в жёсткой обуви по тундре лучше всего в неопреновых носках, которые смягчают трение кожи о твёрдые поверхности обуви. Самая лучшая обувь для кочкарных тундр - это "мягкая обувь", обувь с нежёсткой структурой стопы. Я почти весь путь иду в болотинках из ЭВА резины. Это была бы идеальная обувь если не стирались вставки из голенищ. К концу похода голенища напоминают решето, а не защиту от водных препятствий.
7. Вездеходка идущая через кочкарник
8. В мясо
9. Эва болотники
Вняв моим советам у большей части группы в этот раз есть неопреновые носки. Но не у всех.
- Жень, а 3 мм. неопрена хватит чтобы реку перейти? - спрашивает Сергей из Тольятти, - а то у меня их три пары, разной толщины.
Серёга сразу же становится неопреновым донором еще двух экспедиционеров. Тяжело идти в неопрене. Верхом блаженства становятся длинные перекуры, когда можно снять носки. А каждый вечер из палаток раздаются вздохи экстаза. Ага, еще один снял носки. Но так лучше, чем огромные зияющие мясные дыры в ногах.
10. Слева Серёга (Тольятти-Москва) вначале путешествия, справа спустя 10 дней.
11. Маленькие радости жизни
12.
13. Проповедую о благах неопреновых
14. Неопреновый неофит
Тяжело идёт группа. Практически сразу она разделилась на три подгруппы: лидеры, середняки и отстающие. Но и среди отстающих, есть отстающие.
- Казахстан, спонсор нашего отдыха, - на второй день похода рождается "внутряк", шутка, которую понимают только науканские слётовцы.
Отстаёт Игорь, безбожно отстаёт.
- Я думал, что по тундре, идти как по степи, - оправдываясь говорит Игорь.
15. Воды!
17. Ещё воды!
18. Местами было жарко и знойно
Тундра, когда то была степью, но очень давно. Теперь это особый тип рельефа, который раздражает, натирает, бесит, но неумолимо манит дальше, за горизонт. Озябшие и продрогшие от долгого ожидания на привале, мы снова встаём и идём. Идём второй день, который приносит нам благодарные и долгожданные цифры на одометре "21 километр". То ли еще будет! Когда-нибудь приблизимся к "номативным" 25.
Ходить с рюкзаком это искусство и мазохизм. Нужно терпеть боль, чтобы получить удовольствие от похода. Ходить могут не все. С теми кто может, идти одно удовольствие.
19.
20.
21.
22.
- Двадцать пять километров в день. Я думал это будет лёгкой прогулкой, - говорит Кирилл, в детстве и юности занимавшийся в турклубе и прошедший огромное количество маршрутов.
- Как же я глубоко ошибался!
Кириллу не легко, он несёт один из самых тяжёлых рюкзаков. И ружьё. В этот раз "хантер" не я и это здорово. Здорово для меня, но не для Кирилла. Но он идёт и идёт хорошо. Ему трудно, но ни словом и ни намёком он об этом не говорит.
23. "Хантер" Кирилл (Анадырь)
Идёт и наш фотограф Виталик, он тоже член клуба "тридцати", тех у кого рюкзак весит за тридцать килограммов. С Виталей мы уже ходили раньше в небольшие походы, но этот его первый "взрослый". Ему тяжело как и всем, но он первым догружает свой рюкзак, когда мы разгружаем отстающих. Виталя не только идёт, он еще и снимает. И почти все фотографии, которые вы здесь видите, снял он.
25. Фотограф Виталик (Анадырь)
Свой первый тундровый поход идёт и Арсений. Он видеооператор на местном телевидении, а заодно и нашего похода. Сеня не ищет лёгких путей, рафинадное комфортное снаряжение не для него. Только хардкор. Поэтому Сеня идёт в джинсах и немыслимых берцах. Сеня идёт, а иногда даже улыбается и шутит.
26. Видеооператор Арсений (Анадырь)
Но самое удивительное и радостное для меня, что идут девушки. И хорошо идут. Самой опытной походницей в женском отряде является Настя из Белореченска, она одна их нескольких женщин, которых я могу взять в настоящий тундровый поход, если бы не мой мужской тундровый шовинизм: "Баб в тундру не берут".
27. Настя (Белорецк-Москва)
Женщины. Что их тянет в походы, в тундру? Ладно мужчины, здесь почти всё очевидно: самоутверждение, бродяжничество, заложенное на генном уровне, бегство от комфорта и цивилизации. Но женщины? Для чего они надрывают свои хрупкие спины, стаптывают прекрасные ноги и отказывают себе в таком маленьком благе цивилизации, как горячий душ? Загадка. Но если женщины всё же пошли в поход, они подготовлены морально лучше, чем многие мужчины.
28.
29.
Идти тяжело, но еще тяжелее догонять. А догонять надо, потому что я иду впереди. Иду быстро. Медленно ходить я не умею. Кого то это бесит, кто-то говорит что это не правильно, но мне нужно задавать темп. Иначе мы не дойдём. Все хотят попасть на мыс Дежнёва, но не все подготовлены физически. Мотивированы все, но не все осознавали тяжесть маршрута. Да и как её осознаешь, если по тундре ни разу не ходил?
30.
31. Разрыв
Человек, даже физически не подготовленный может гораздо больше, чем он думает. Секрет в преодолении сложностей. Человек обязательно должен стремится к этому, через "не могу", через боль, жажду и мозоли. "Терпеть и идти" - девиз рюкзачных пешеходников. Не все в нашей группе были к этому готовы. Но и те кто готов не был всё равно шли. Отступать было уже поздно.
32.
33.
Уже стёрлись в памяти первые километры маршрута. Время превратилось в пространство и потеряло циферблат. Тундра ушла в перевалы, а перевалы спустили нас к морю. На горизонте показался Остров. Это Ратманова, крайняя восточная землица России. Остров-кашалот, закрывающий своим телом вход в Арктику. Слева от Ратманова чернеет мыс Пээк. "Толстые", пээкит, так называли чукчи науканских эскимосов, что жили за этим одноимённым мысом. Сами же науканцы мыс называли просто "камень", уйгак. Народы ведущие традиционный образ жизни окружающую себя природу соизмеряли с собой, с людьми. Отсюда и названия, не вполне поэтические, но очень образные. Первые русские пришедшие в эти края, тоже были "земными" - Большой каменный нос, так в 17 веке они назвали выступ образованный горным массивом на самом краю Евразии. Те, первые русские увидели этот нос с севера. Мы же стояли и смотрели на этот "большой нос" с юга.
34. Остров Ратманова там!
35. Мыс Пээк и остров Ратманова
36.
Цель стала осязаемой, а значит доступной. Откуда берутся силы идти к маленькой точке, которая при рассмотрении в бинокль оказывается балком, когда сил уже нет? Ещё два часа и мы восхищённо смотрим на каменную глыбу вырастающую из воды. Это Сфинкс, превратившийся на современных картах в мыс Верблюжий. Монументально и сурово. Внизу об него разбиваются вспененные волны Берингова пролива, а сверху чёрный как смоль ворон перекрикивая ветер отгоняет пришельцев от своего камня. Ворон, священная птица народов северо-востока, застыл в полёте между трёх стихий: камня, ветра и моря". Даже не зная о его "мифологизированности" впервые увидевший такую картину припишет этой птице сакраментальные способности.
37.
38. Мыс Верблюжий (Сфинкс)
Сила духа и сила тела. Не всегда они органично соединяются в одном человеке. Поэтому достигнув цели экспедиции, не все идут в Уэлен. Кто по собственной воле, а кто и по моему запрету. Тело должно отдыхать, особенно тело, которое впервые познало тундру. Очень важно , в коллективных путешествиях быть частью команды, частью, которая не подведёт в нужный момент остальных. Для некоторых, Уэлен так и остался точкой на географической карте. Но это была достойная жертва благополучного возвращения домой.
39. Обыкновенное 2 июля
40. Настроение отличное, осталось всего 50 километров
Разные были люди с которыми мне посчастливилось идти на Дежнёво. Сильные и слабые, принципиальные и хитрые, мужественные и слабовольные, интересные и не очень, но когда на обратном пути за перевалом показались суда, стоящие на рейде в заливе Лаврентия у меня к ним всем было только одно чувство - благодарность. За то что смогли, за то что вернулись.
42. Залив Лаврентия
43.
44. Салют в честь окончания слёта
Фото:
vadaskovich, автора
Трек аутдор-слёта "Вернувшись с мыса Дежнёва",
"Штиль с северо-востока",
"Долгая дорога в Наукан",
"На границе",
"Идущие вместе",
"Шесть часов в Уэлене",
"Уэленская косторезная",
"Исчезнувшие, но не забытые" (Часть 1),
(часть 2),
"Жизнь наша лагерная" "Купаться-купаться" "Утомлённые Лаврентия"