"Долгая дорога в Наукан"
Дул сильный пронизывающий ветер. Тяжёлый туман скрывал перспективу. По лицам путников текли большие капли дождя, смывающие солённый пот. Впереди, огромной стеной выросла сопка. Крайняя сопка Евразии. Мерзко и скользко идти в такую погоду по крутобокой горе. Но идти надо. Впереди, за горбатым мысом Пээк наша цель - Наукан, самое восточное поселение континента. Тот самый Наукан овеянный мифами, легендами и воспоминаниями эскимосов. Тот самый Наукан, запечатленный на тысячах фотографиях, под именем "мыс Дежнёва". Наконец, тот самый Наукан, в честь которого назван наш, уже третий по счёту, аутдор-слёт.
2. Марсианские пейзажи около Дежнёвского горного массива
Нас 8 человек. 8 мужчин из разных уголков нашей страны и Казахстана. Многие впервые услышали это слово всего несколько месяцев назад. Но они идут. Спотыкаются, падают, мокнут и мёрзнут под шквалистым ветром. Идут уже шестой день. Идут путём которым в Наукан не ходят, через южную сопку.
3. Вокруг Пээкской сопки
4. "Это совсем не лёгкая прогулка", - сказал Кирилл
- Вот здесь, по сопке подниметесь до 370 метров и выйдете на плато, - показывая на карте Дежнёвский горный массив, несколько часов назад говорил нам командир пограничной мобильной группы.
Встреча с пограничниками в заброшенном поселении Дежнёво (Кэнискун) хотя и была неожиданной, но вполне закономерной.
- Всех мы конечно взять в вездеход не сможем, но девушек до Наукана довезём.
Это ещё одна причина чтобы идти. Дождь прекратился и на мгновение туман рассеялся. Под нами вертикальной стеной вниз, прямо в море, уходил обрыв. Мы "потеряли" высоту и снова ползём по сопке вверх. В хорошую погоду идти этим маршрутом чрезвычайно живописно, но сейчас ветер и туман. Хорошо что дождь прекратился.
Где-то сзади раздался жалобный визг. Это пёс Штиль, прибившийся к нам еще в Лаврентия, попал в расселину между камней. Мой пёс Локи заслышав визг, стремглав бросается на выручку молодого Штиля. Но помощь застрявшей собаке оказывает один из наших парней вызволивший бедолагу из каменного плена. А ведь на месте пса мог быть один из нас. "Чур меня" - эхом раздаётся в головах идущих оберег от несчастий.
Идём налегке, рюкзаки оставили в базовом лагере на Дежнёво. Идти здесь в такую погоду с рюкзаками очень опасно. Долго тянутся километры. Их не много, но вместо привычных метров и сантиметров они, кажется, состоят из минут и часов. Небесную хмарь и шум ветра периодически разрывают наши нестройные, но бодрящие песни. С песней идётся веселее.
5. Менгирное поле
Вот и точка спуска. Увидев её хочется идти вверх или прямо, но никак не вниз. Узким ущельем, в пелену тумана уходит каменный сыпун. За сыпуном начинается снежный "язык" усеянный острыми камнями. Медленно, но уверенно проходим и эти препятствия. Выходя из очередного распадка, неожиданно слева из тумана проявляется контур - это маяк! Он расположен на природном каменном кургане и вызывает возгласы восхищения и радости. Мы пришли!
6. На спуске со снежника
Дорога к мечте, важнее самой мечты - говорят мудрецы. В паре сотен метров от нас заветная цель вылитая из бетона и арматуры, но мы не спешим, мы заворожено созерцаем.
На свете великое множество маяков. Дежнёвский маяк не самый красивый, не самый большой и, даже не самый древний в нашей стране. Но именно к нему мы стремились все эти дни стаптывая ноги и надрывая спины тяжёлыми рюкзаками, шагая по вязким болотам и назойливой кочке. В этом вертикальном бетонном "менгире" причудливым образом сходятся мечты многих сотен и тысяч людей.
Вторую, лучшую половину группы мы нашли не сразу. На технике в Наукан не попадёшь, нужно снова подниматься в горы и искать вездеход пограничников в туманных перевалах Наукана. Науканцы прекрасно знают как иногда шутит местная природа с путниками. Даже зная точку стоянки вездехода "нарезаем" несколько лишних километров прежде, чем выходим к своим.
И вновь идём в Наукан. Нас сопровождают бойцы мобильной пограничной группы. Миссия нашего слёта не только дойти до Наукана, но еще и установить памятные охранные таблички выданные нам Департаментом образования, культуры и молодёжной политики. Для этого тащим с собой неожиданный и совсем не нужный в турпоходе предмет - шуруповёрт. Совместными усилиями слётовцев и пограничников прикрепляем таблички на маяк. Пустяковое дело в городских домашних условиях, в "поле" превращается в серьёзную работу - поди поработай, когда на улице дует ветер за 15 м/с, а ощущаемая температура около нуля. Работаем и надеемся, что аккумулятора шуруповёрта хватит завершить монтаж. Хватило! Совместное фото и мы отправляемся на экскурсию по древнему Наукану.
7. Монтируем охранные таблички
8. Молодёжный аутдор-слёт "Наукан" на маяке-памятнике Дежнёву, самом восточном архитектурном сооружении Евразии
Уже давно расцвело и начинаются наши вторые сутки бодрствования. Всё по прежнему в тумане. Очень аутентично, но хочется увидеть Наукан и окружающие его сопки без природного занавеса. Нужно покормить духов и спросить у них разрешения. Духи древнего Наукана к нам благожелательны. Через полчаса ветер стал стихать, туман рассеиваться и вскоре Наукан предстал перед нами во всём великолепии. Это была не просто феерия визуализации пространства, это был фестиваль контрастов.
9. Камни Наукана
10.
11. За сопкой-бегемотом, мыс Дежнёва
Теперь я понимаю почему плакали старики, когда в 1958 году Наукан упразднили. Такие места не забываются. Очень сильное место и даже не столько по своей живописности, сколько по духу, которым пропитан воздух. В Наукан нужно идти пешком. Или на лодке, но только обязательно на вёслах. К встрече с Науканом, нужно быть готовым духовно, оставив позади суетливые поступки и меркантильные мысли.
12. Экскурсия по древнему Наукану
13.
14. Ручей разделяющий Наукан на две части. Во время весеннего паводка этот маленький ручей превращался в бурную непроходимую реку
Что может быть прекрасным в каменных руинах, если за ними не стоит память науканцев? Их, не многих оставшихся в живых стариков, родившихся и помнивших живой Наукан, с нами не было. Но с нами были их рассказы и глаза, в уголках которых затаилась слезинка смывающая пыль прошедших времён обнажая историю древних камней. Нет, не умер еще Наукан, пока живы старики. Он просто уснул. Но он будет просыпаться каждый раз, когда в него будут приходить люди. Наукан будет говорить голосом моря шумным прибоем, криками чаек в море воздушном, ручьём весёлым сбегающим с сопок туманных. Умеющему слушать и видеть Наукан расскажет о тяжёлой жизни морских охотников, поднимающих на руках набухшие от воды байдары по крутым склонам, о встречах с европейцами, которым непременно хотелось попасть на "край земли", о первых Советах и школе, построенной на месте большой несчастливой яранги, первых метеорологах и пограничниках поселившихся по соседству. Ничего не расскажет Наукан о современниках, потому что о плохом здесь говорить не приятно.
15. Каменные остовы от яранг
16. Челюсти кита. Хозяйственные строения для хранения байдар в зимний период
17.
18. Мясная яма. В осенний период, с началом заморозков, в яму складывали мясо морских животных.
19.
20. Наукан. Море небесное и земное
В воздухе неистово пахнет полынью. На небольшой полянке, оканчивающейся крутым обрывом, сидит девушка и играет на флейте. Ветер, море и птицы, как будто стали тише, прислушиваясь к необычной мелодии. Вокруг девушки с флейтой сидим мы, парни и девушки со всех концов нашей страны и далёкого знойного Казахстана. Здесь так хорошо, что ни о чём не думается. Пытаюсь смотреть на море, но яркое солнце слепит глаза, закрывая которые снова вижу Наукан.
21. "Ты меня на рассвете разбудишь" в исполнении Алины Кузнецовой на мысе Дежнёва
Фото:
vadaskovich, автора
"Вернувшись с мыса Дежнёва",
"Штиль с северо-востока",
"Долгая дорога в Наукан",
"На границе",
"Идущие вместе",
"Шесть часов в Уэлене",
"Уэленская косторезная",
"Исчезнувшие, но не забытые" (Часть 1),
(часть 2),
"Жизнь наша лагерная" "Купаться-купаться" "Утомлённые Лаврентия"