"Игра в бисер" с Игорем Волгиным. Евгений Замятин. "Мы"

Nov 29, 2012 00:43


Вот здесь обсуждали роман Замятина «Мы» в духе, какая плохая штука этот тоталитаризм:

Человек добровольно отказывается от "я" и сливается с другими в обезличенное "мы". Индивидуалист и толпа. Вечный конфликт, который сегодня звучит особенно остро. Насколько мир, созданный фантазией Замятина в 1920 году, меньше чем…

Сравнивали утопии и антиутопии, предсказуемо упрекая в детской несознательности авторов первых и одобряя охранительный либерализм авторов вторых. Такой вот нынче тренд. Но постойте, неужто Платон был так глуп и не понимал, что он рисует в «Государстве», а особо в «Законах», наполненных к гражданину особым недоверием? Все он понимал. И кажется мне, разница между утопией и антиутопией, между хорошей диктатурой и плохой тиранией, в том, где мыслит себя ее автор - наверху или внизу. У Платона в «Государстве» всем заправляют мудрецы-философы, т.е. Платон видит себя наверху, а вот раздавленный революцией Замятин ощущает себя внизу. То же Рэй Брэдбери, наблюдая наступление общества потребления и приход волны массовой культуры, понимает, где очень скоро окажется он - писатель - и его книжки.

Еще обсуждали, отчего в наше время не пишут утопий. Нахлебались XX-м веком. Вот антиутопии пожалуйста, сколько угодно, с непременной предупреждающей табличкой «Не лезь, убьет!». Но ведь утопия не обязательно должна быть тоталитарной. Чем вам Царство Пресвитера Иоанна не утопия? Средневековая христианская утопия: сплошная гармония, никакого насилия и тоталитаризма. Т.е. речь о том, что из сегодняшней ситуации мы просто помыслить не можем идеального общества. Более того, все, что было до нас и что произойдет на достаточном отдалении после, нам видится много худшим по сравнению с «сегодня». Похоже, мы перестали быть идеалистами, однако стали еще большими дураками.

Короче говоря, утопия есть, и вы ее знаете. Она суть демократия западного типа. :)

историческое, литературное, политика

Previous post Next post
Up