3.3 ч. История русских в картах. Пшеворская культура. II в. до н.э. - 375 гг. н.э. НА РУБЕЖЕ ЭПОХ

Dec 23, 2013 07:39

Пшеворская культура - археологическая культура железного века (II века до н. э. - IV век), распространенная на территории южной и центральной Польши. Была названа по польскому городу Пшеворску (Подкарпатское воеводство), около которого были найдены первые артефакты.




Пшеворская археологическая культура

Данная культура развивалась из культуры подклёшевых погребений при влиянии латенезированных культур.

Появление Пшеворской культуры связано с натиском кельтов, идущих с юго-запада и запада, что с одной стороны вызывает уход части носителей культуры подклешевых погребений на юго-восток, и заселению ими района Приднепровья (Зарубинецкая культура), на фоне крушения Скифского царства, а с другой стороны трансформации культуры подклешевых погребений в Пшеворскую культуру.

Cлово В. Седову: "Пшеворская культура, сложившаяся в условиях славяно-кельтского взаимодействия, развивалась на протяжении шести с лишним столетий, претерпевая значительные трансформации. Это обусловлено было не только эволюционным развитием, что свойственно большинству культурных образований, но и неоднократными проникновениями в ареал этой культуры более или менее значительных масс иноэтничного населения. Территория пшеворской культуры не была ограничена естественными рубежами. Занимающая сердцевину Европы, она привлекала переселенцев с запада и с севера, что, в свою очередь, приводило в движение коренное пшеворское население, вынуждало его к миграциям, как самостоятельным, так и в составе перемещений пришлых этносов.
Первоначальный ареал пшеворской культуры - от правобережья Одера на западе до верховьев Западного Буга на востоке - в общих чертах соответствовал территории культуры подклёшевых погребений

Начало пшеворской культуры Ю. Костшевский определял временем около 100 г. до н. э., В. Антоневич и К. Яжджевский - около 150 г. до н. э. Наиболее обоснованной представляется датировка, предложенная К. Годлевским, - начало II в. до н. э.

В другой работе В. Седов сообщает: "Кельты, преодолев двумя волнами Судеты и Карпаты, расселяются на Одере в Силезии, где складывается типичная для кельтов латенская культура, и на Висле в Малопольше, где формируется тынецкая культура, в которой сочетаются кельтские особенности с пшеворскими. Значительное воздействие культуры кельтов фиксируется и далее к северу Висло-Одерского междуречья. В результате культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую, на первых порах с явной "кельтской окраской". Постепенно славяне - носители пшеворской культуры - ассимилировали кельтов сначала Малопольши, а позднее и Силезии. Кельтский субстрат оказал мощное воздействие на развитие пшеворской культуры, наследие кельтов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни. В конечном итоге образуются две диалектно-этнографические группы славянства - южная, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, и северная, где славяне тесно взаимодействовали с кельтской цивилизацией как соседи."

Самоназванием этого народа скорее всего было - "венеды". Это древнейшее наименование славян.



Об этом, и о дальнейшем развитии этой культуры, снова слово В. Седову (Вклад этого ученого в изучение наших древностей невозможно переоценить): "Этноним "венеды", нужно полагать, восходит к древнеевропейской общности. Из нее, как уже говорилось, вышли венеты Северной Адриатики, а также кельтское племя венетов в Бретани, покоренное Цезарем во время походов в Галлию в 50-х годах I в. до н.э., и венеды (венеты) - славяне. Впервые венеды (славяне) встречаются в энциклопедическом труде "Естественная история", написанном Плинием Старшим (23/24-79 гг. н.э.). В разделе, посвященном географическому описанию Европы, он сообщает, что Энингия (какая-то область Европы, соответствия которой нет на современных картах) "населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами, скирами...". Скиры - племя германцев, локализуемое где-то севернее Карпат. Очевидно, их соседями (а также сарматов) и были венеды. Несколько конкретнее местожительство венедов отмечено в сочинении греческого географа и астронома Птолемея "Географическое руководство" (третья четверть II в. н.э.). Ученый называет венедов среди "больших народов" Сарматии и определенно связывает места их поселений с бассейном Вислы. Восточными соседями венедов Птолемей называет галиндов и судинов - это достаточно хорошо известные западно-балтские племена, локализуемые в междуречье Вислы и Немана. На римской географической карте III в. н.э., известной в исторической литературе как "Певтингеровы таблицы", венеды-сарматы обозначены южнее Балтийского моря и севернее Карпат.

Области, занятые славянами в римское время (II-IV вв. н.э.), не имели каких-либо естественных рубежей. Туда неоднократно вторгались с запада различные племена германцев, что документируется материалами археологии и зафиксировано античными авторами. Анализ данных раскопок поселений и могильников пшеворской культуры позволяет вычленять в домостроительстве, погребальной обрядности и глиняной посуде домашней выработки этнографические особенности, характерные для славян и свойственные германцам. Изделиями, вышедшими из провинциально-римских мастерских, - гончарной керамикой, кузнечной продукцией, металлическими деталями одежды и украшениями - в равной степени пользовались и славяне и германцы.
Становится очевидным, что в бассейне Вислы резко доминировал славянский этнос, в бассейне Одера преобладало также славянское население, но здесь немало было и переселенцев из коренных германских земель. Согласно данным античных авторов, вандалы, или вандилии (одно из германских племен), проживали по берегам среднего Одера. Со II в. н.э. они продвигаются на юг, и Дион Кассий определяет места их локализации в верхней части бассейна Одера. В западной части пшеворского ареала, в соседстве с эльбскими германцами, проживали бургунды. Где-то в пределах территории пшеворской культуры находились небольшие племена германцев - гарнии, гелизии, манимы и наганарвалы, входящие в племенное объединение лугиев.
Одним из надежных свидетельств проживания славян в Висло-Одерском регионе в римское время стали лексические славизмы, достоверно фиксируемые в древнеанглийском языке, основу которого заложили диалекты англов, саксов и ютов. Как известно, эти западногерманские племена переселились на Британские острова в конце IV - начале V в. Ранее они проживали в Ютландии и смежных землях бассейна нижней Эльбы и явно контактировали со славянами. Интересно, что в древнеанглийском имелся и этноним "венеды".
В римское время славяне расширили свою территорию еще в южном и юго-восточном направлениях. В конце II в. н.э. носители пшеворской культуры Повисленья, перейдя по перевалам Карпатские горы, расселились в северных окраинных регионах среднего Подунавья. Здесь складывается прешовская культура, явно отпочковавшаяся от пшеворской.
Еще раньше, во второй половине I в. до н.э., пшеворское население распространилось на верхнем Днестре и в западной части Волыни. В результате смешения этого населения с местным, зафиксированного липицкими и зарубинецкими древностями, здесь формируется особая группа пшеворской культуры - волыно-подольская. Во II-III вв. крупные массы пшеворского населения из Висло-Одерского региона перемещаются в лесостепные районы междуречья Днестра и Днепра, заселенные сарматскими и позднескифскими племенами, принадлежавшими к иранской языковой группе. В III в. к Черному морю двумя потоками продвигаются еще восточногерманские племена - готы и гепиды, представленные вельбарскими древностями. В Северном Причерноморье (от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья) складывается культурное новообразование провинциально-римского облика - полиэтничная черняховская культура. Она характеризуется относительным единством гончарной керамики и металлических изделий - продукцией ремесленных мастерских, но значительной разнотипностью погребальной обрядности, домостроительства и лепной посуды, отражая неоднородную этноструктуру населения: в его составе были местные скифо-сарматы и гето-фракийцы, пришлые славяне и германцы. "

Приведу еще дополнительные сведения об этой культуре: "На основе подклешевой культуры с конца II в. до н. э. складывается пшеворская, на развитие которой оказала влияние инфильтрация кельтских и германских племен, что привело к неоднородности культуры и населения. По мнению исследователя, в ареале пшеворской культуры выделяются два региона, отличающихся друг от друга деталями погребального обряда, набором инвентаря и керамики. Восточный, Висленский, регион сформировался непосредственно на основе подклешевой культуры и эволюционно связывается со славянской раннесредневековой культурой пражского типа, тогда как западный, Одерский, регион был заселен в значительной степени восточными германцами. На востоке славянская территория на рубеже нашей эры, возможно, достигла Среднего Поднепровья, куда доходила зарубинецкая культура, население которой родственно пшеворскому, но в то же время в ней были сильны местные балтские элементы. Южная часть населения зарубинецкого ареала приняла в дальнейшем участие в генезисе славянского ядра Черняховской культуры. В сложение черняховской культуры определенный вклад внесло местное скифо-сарматское население, а в западных областях - карпские и дакийские племена. Существенную роль в сложении черняховской культуры сыграло также пришлое пшеворское население. Все это привело к этнической пестроте Черняховского населения, но разноэтничные элементы концентрируются по территории неравномерно. На этом основании В. В. Седов выделяет Подольско-Днепровский регион, охватывающий Среднее Приднепровье, верхнее и среднее течение Южного Буга и область Верхнего Поднестровья. Для этого региона, по мнению автора, характерна концентрация зарубинецких и пшеворских особенностей, привнесенных славянами, постепенно ассимилировавшими местное скифо-сарматское население. Благодаря процессу ассимиляции в культуре, языке и верованиях юго-восточной части славян явственно прослеживается иранское воздействие. О славянской принадлежности населения Подольско-Днепровского региона свидетельствуют, по В. В. Седову, генетические связи его культуры со славянскими древностями V-VII вв. типа Праги-Пеньковки.
Линия развития славянской культуры от подклешевых памятников к пшеворским, а затем к раннесредневековым пражским поддержана И. П. Русановой. Она попыталась выделить из разнородного материала пшеворской культуры отдельные компоненты, каждый из которых имеет свои особенности в погребальном обряде, характере домостроительства, в наборе инвентаря и типах посуды. Путем корреляции материалов поселений и могильников ей удалось обособить комплексы, относящиеся к трем группам пшеворской культуры: первая из них характеризуется чертами, близкими подклешевой и раннесредневековой пражской культурам, и принадлежала славянскому населению; вторая имеет соответствие в кельтских памятниках и, вероятно, связана с проникновением в Висло-Одерское междуречье кельтского населения; третья оставлена германскими племенами, распространившимися с севера и северо-запада и принесшими свои культурные особенности. Разноэтничное население жило, по наблюдениям автора, чересполосно на пшеворской территории и оставило смешанные памятники [Русанова И. П., 1985. С. 43,44; 1990]."

Во III веке н.э. некоторая часть народа Пшеворской культуры продвигается на юго-восток вместе с готами (Вельбарская культура), и входит в состав Черняховской культуры (которая в той или иной степени вошла в состав Пеньковской культуры Антов).

В последней четверти IV века нашей эры Пшеворская культура подвергается тотальному разгрому со стороны гуннов. Ее культурно-ремесленные центры гибнут в огне. Ее носители отступают на крайний северо-восток, до куда гунны не доходят, - их потомки известны нам под названием кривичей, ильменских словен, культуры браслетообразных височных колец. Другая часть скрывается в зоне Полесья, чтобы в дальнейшем, вместе с "Зарубинцами" стать основателями Пражско-Корчакской и Суковско-дзедзицкой культур, давших начало Западным славянам.

На этом пока закончим наш краткий обзор, изучайте карты для лучшего понимания происходивших процессов. А в будущем, когда придет время, узнаем подробнее о Культуре подклешевых погребений, давшей жизнь Пшеворской и Зарубинецкой культуры.


Рис. 20. Распространение пшеворской культуры (по К. Годлевскому)

а - ареал пшеворской культуры в период позднего латена;

б - границы ареала в ранней фазе позднеримского времени;

в - регионы экспансии населения пшеворской культуры в ранней фазе позднеримского времени.







Eastern Europe in the 3rd century AD: Chernyakhov culture(associated with the Goths) Przeworsk culture Wielbark Culture (associated with the Goths) a Baltic culture ( Aesti/ Yotvingian?) Debczyn culture Roman Empire


Распространение пшеворских элементов в памятниках черняховской культуры

а - поселения с полуземляночными жилищами; б - памятники с лепной глиняной посудой пшеворских типов; в - могильники с трупосожжениями, сопоставимыми с пшеворскими; г - ареал черняховской культуры.



Рис. 25. Географическое распространение могильников пшеворскои культуры с преобладанием ямных и урновых погребений

(Цифровые обозначения могильников и распределение их по хронологическим периодам см.: Седое В. В. Славяне в древности. М., 1994. С. 188-193)

а - б - могильники с преобладанием (более 60 %) ямных погребений (а - исследовано свыше 50 захоронений; б - исследовано до 50 захоронений);

в - г - могильники с преобладанием (более 60 %) урновых погребений (в - раскопано свыше 50 захоронений; г - раскопано до 50 захоронений); памятники с единичными погребениями не картировались;

д - общая граница территории пшеворскои культуры.



Рис. 26. Расселение племен по историческим данным в первые века нашей эры

а - ареал пшеворской культуры;

б - направления миграции готов к Чёрному морю.





Распространение культур во II в. до н. з.- II в. н.э.
а - латенская; б - зарубинецкая; в - позднезарубинецкая; г - пшеворская: д - типа Поянешти-Лукашевка; е - липицкая; ж - ясторфская; з - оксывская; и - западнобалтийская; к - культура штрихованной керамики; л - юхновская; м - сарматские памятники; н - позднескифские городища.



Ареал распространения Зарубинецкой (2) и Пшеворской (1) культур.





Карта распространения славянских и дославянских гидронимов в Польше
Кружком обозначены дославянские гидронимы; квадратом с крестом внутри - славянские.



Карта распространения дославянских гидронимов, претерпевших изменения звуков в результате славянизации.

- Черными знаками показаны неславянские гидронимы, звуки которых претерпели изменение под воздейстием славянских языков
- Белыми знаками показаны неславянские гидронимы, не претерпевшие изменений под воздействием славянских языков.

Карты, Краткая история русских в картах, Малоизвестная история

Previous post Next post
Up