6 марта вечером я, находясь в весьма благостном настроении, укукливался в кресле самолёта "Уральских авиалиний", вылетающего в Иркутск.
Примерно в это же время министр энергетики РФ Александр Новак во время встречи с ОПЕК в Вене достал обрез и выстрелил всей стране в ногу.
Ровно на следующий день всё улетело к тарбармошкам - и курс рубля, и рынок акций.
Давайте разберёмся, что произошло.
Если коротко: начался мировой экономический кризис, который для нас будет проходить с осложнениями, гораздо хуже, чем в других странах.
Теперь длинно, там многабуков.
Причина кризиса, как бы это смешно ни звучало, в коронавирусе.
Помимо того, что весь мир в две-три недели натурально сошёл с ума, есть несколько чисто экономических факторов, способствующих масштабному кризису.
Первый фактор - Китай.
Страна полностью остановила промышленное производство сначала на месяц празднования китайского нового года (традиционно), а потом вследствие карантина ещё на месяц.
Для мировых производственных цепочек это в принципе шок, ибо на комплектующие и товары из Китая завязано очень много. У нас вон мифическое импортозамещение, которым гордятся вечерние мудозвоны и прочие потреоды, внезапно чуть ли не по всем фронтам пошло по бороде. Внезапно выяснилось, что импорт из Европы и США заменили по факту таким же импортом из Китая (вот это поворот!).
Однако Китай, приняв беспрецедентные меры, железной рукой оперативно задушил распространение вируса. Ну, по крайней мере, поставил его под контроль.
И сейчас фабрики начинают дымить.
Второй фактор - Европа.
Вирус проник и сюда, после чего началось светопредставление.
Остановить вирус так же оперативно, как у китайцев, тут ожидаемо не получилось. Ожидаемо - потому что права человека, толерантность и стопятьдесят рыхлых европустобрёхов во главе стран-участниц (ну, кроме моего любимчика Себастьяна Курца, конечно) вместо единой железной воли в виде товарища Си и Компартии.
И всё, пиздец.
Дело в том, что существенную часть экономики любой европейской страны занимает малый и средний бизнес. Доля реально огромная, где 50%, а где и 65-70%, как в той же Италии.
Соответственно, массовая истерия, а также действия местных правительств, устанавливающих повсюду карантины - это смертушка всем этим семейным кафешечкам, обувным мастерским, пекарням, фермам, и так далее, и так далее. Они банально после месяца-другого простоя будут пачками разоряться.
Ну и по цепочке - разоряется условное кафе - увольняет сотрудников - те начинают ужимать расходы и меньше тратить - поставщики любых товаров народного потребления видят, что товарные запасы не продаются и тоже начинают сокращать производственные мощности и сотрудников, что ещё больше закручивает спираль падения.
И так по всей Европе.
Третий фактор - валится активность населения и туризм.
В Европе народ между странами шмыгает туда-сюда: деловые контакты, купить-продать, туризм, к бабушке в Германию смотаться из Турина, то-сё. Китайцы по понятным причинам отвалились, а они много денег заносили. Если кто не знает, то у нас они чуть ли не 50% средств от въездного туризма приносили.
Соответственно, везде попадает туризм, а это существенная часть ВВП многих европейских стран, и очередной удар по тому самому малому и среднему бизнесу.
Вместе с туризмом начнут трещать и авиакомпании, которым в связи с карантином банально некуда летать, кроме как из одной деревни до другой деревни. Да и самолёты наполнять некем.
Четвёртый - падение цен на полезные ископаемые.
Началось всё с Китая, который в силу размера экономики и её промышленной направленности - основной потребитель и нефтегаза, и различных металлов.
Когда позакрывались фабрики, цены уверенно поползли вниз, в том числе и на нефть.
Всё это сворачивается в такой бодрый тайфун, что выйти из него мир выйдет, но произойдёт это с существенным временным зазором после окончания эпидемии вируса. А она пока только набирает обороты.
Вот именно в этот прекрасный момент Владимир Владимирович сотоварищи посовещались - и решили показать миру кузькину мать!
Дело было так.
После 2014 года, когда цена на нефть рухнула, все сырьевые страны малость приуныли. Дабы эту цену восстановить, в 2017 году объединение крупнейших стран-производителей нефти под названием ОПЕК (там первую скрипку играет Саудовская Аравия) совместно с Россией заключили сделку о снижении добычи чёрного золота.
Логика была простая: меньше нефти поступает на рынок - товар становится дефицитнее - цена растёт.
Собственно, так и произошло, на протяжении трёх лет цена нефти была стабильно высокой.
В феврале 2020 года цена нефти поползла вниз в связи с закрытием одного из крупнейших потребителей - Китая.
ОПЕК заёрзали, ибо арабы привыкли ставить золотые унитазы, а вот экономить им Аллах не велел.
И решили сделать повторение-мать учения. То есть ровно то же, что и три года назад: собраться, договориться о ещё одном снижении объемов добычи. Само собой, пригласили и Россию.
В России в это время происходило следующее.
Налоговая система страны в отношении нефтянки такая: все доходы с цены сверх 40 долларов за баррель - изымаются у нефтяных компаний и попадают в стабилизационный фонд страны. То есть нефтяным компаниям в принципе похрен, сколько будет стоить нефть. У Лукойла, Роснефти, Газпромнефти и прочих чистая прибыль - это разница между себестоимостью добычи и теми самыми 40 долларами за баррель, всё что свыше - утекает в бюджет страны.
Иными словами, чистая прибыль нефтяных компаний (а значит и доходов их менеджеров и владельцев) - зависит не столько от цены нефти (главное - чтоб не ниже 40 баксов), сколько от объёмов добытой и проданной нефти. То есть с текущей налоговой политикой, сделка с ОПЕК по сокращению добычи для нефтяных компаний РФ - невыгодна.
Второй момент - США ни в каких сделках не участвовали, им это нафиг не всдалось.
Пока ОПЕК и Россия сокращали добычу, Штаты её напротив - увеличивали.
В принципе, США не являются крупным игроком на рынке, они в основном технологии продают, а не природные ресурсы. Но там довольно активно развивается добыча сланцевой нефти. Если грубо, то мы и арабы качаем нефть из подземных нефтяных озёр, а Штаты - выжимают её из камней.
Добыча из сланца рентабельна только при достаточно высокой цене, кажется, выше 50 долларов за баррель.
Но в США компании как действуют - есть прибыль, значит работаем. Нет - сокращаем всё и скважины консервируем. Т.е. гибко реагируют на ситуацию, благо в масштабах их экономики открытие-закрытие скважин и выкачивание сланцевой нефти большого значения не имеет.
Цена на нефть держалась несколько лет в районе 65-70 долларов, благодаря ОПЕК и РФ, качавшим меньше, что позволило предприимчивым канзасцам расчехлить скважины и начать предлагать свою нефть по цене, сопоставимой с российской.
И в тот момент, когда ОПЕК прислала приглашение на встречу, переговорить о снижении добычи для удерживания цены нефти на высоком уровне, к Путину пришёл его дружбан Сечин, глава "Роснефти", компании не особо эффективной и, как я написал выше, прямо заинтересованной в наращивании добычи.
Владимир Владимирович в принципе не сильно разбирается в экономике, судя по тому, что творит и говорит, плюс годы вылизывания задницы окружением и тем же Сечиным дают о себе сдать - у гаранта конституции (на фоне последних новостей - звучит смешно), очевидно, сформировалась мания величия.
Игорь Иваныч пришёл со светлой мыслью о том, что пока мы тут добычу снижаем, сраные пиндосы сланцевую нефть всё больше добывают и отхряпывают у нас европейский рынок. Давно пора уже поставить тварей на место!
Пиндосов дедушка-хоккеист не любит, поэтому продать ему эту идею, думаю, было легко.
После этого министр Новак, как было сказано в начале, и сделал ход конём, послав арабов с их предложениями нахер. И не просто нахер, а отказавшись и от старой сделки, худо-бедно удерживающей цену в разумных пределах.
Сказать, что рынок от таких известий охуел - не сказать ничего. /примерно так же охуел и я, сойдя через шесть часов с трапа в Иркутске и прочитав новость за завтраком в какой-то местной кафешке/
Я таких эмоциональных высказываний от топ-менеджеров частных компаний давно не читал, все были в лютом шоке. Ну, кроме Роснефти. Их упоротый пресс-секретарь выдал что-то типа "ну и зашибись".
Нефть от одной только этой новости припала сразу на двадцать процентов.
Рубль повёл себя так же устойчиво, как сопля на ураганном ветру. Двадцать лет стабильности, чо уж там.
Ещё веселее стало по окончании выходных, когда арабы очухались от изумления и въебали в ответ.
Саудовская Аравия завила о том, что в течение недели повысит добычу на 40% (это просто гигантский объем), плюс предложило европейским странам покупать у них нефть по 25 долларов за баррель.
Тут нужно оговориться, что арабы традиционно гнали нефть в Индию, Китай и прочие страны юго-восточной Азии.
Европейский рынок был преимущественно за Россией. Был - тут ключевое слово, ибо после предложения арабов, продажи российской нефти встали колом.
Подытоживая - ебанаты решили повоевать со Штатами, однако заодно шибко обидели арабов.
Которым не надо при температуре минус сорок градусов в Сибири бурить пятикилометровые скважины, в нечеловечески трудных условиях добывать нефть, а потом гнать её через полтора континента до покупателей. Арабы палку в песок втыкают - нефтюшка и течёт.
Ну а что, как деда Володя сказал - это ж хорошо, что рубль падает. Мы ведь всё за доллары продаём, значит больше денег получим!
Деда Володя в магазины не ходит, деда Володя не в курсе, что за двадцать лет его мудрого правления в стране двадцать блять процентов населения за чертой бедности живут, а остальные в кредит продукты в "пятёрочке" покупают. Равно как и то, что в стране не производится ничего от слова ничего, а всё остальное - закупается за всё те же, сука, доллары.
Ну и момент для выпячивания своих амбиций выбрали - просто лучше не придумаешь.
Такие дела.
В мировой кризис, который по нам очень больно вдарит с небольшим зазором по времени, мы входим с простреленной ногой и бутылкой шампанского в жопе от наших арабских партнёров (и не могу их в этом винить).
Могу пованговать, как будет в экономике конкретно у нас ситуация развиваться.
Или нунафиг?