Это было «Сошествие Благодатного Огня!» (с) А.Пионтковский

Nov 11, 2015 01:35

В СМИ и социальных сетях продолжается обсуждение акции художника Петра Павленского, который в ночь с 9 на 10 ноября 2015г. поджег главную дверь Главного Управления ФСБ РФ на Лубянке.
[Spoiler (click to open)]
Марк Гальперин, гражданский активист, лидер движения «Мы вместе»
Нынешнее ФСБ занимается политическим сыском и охраной преступной власти, с этой точки зрения акция Павленского заслуживает уважения. В мирное (демократическое) время, когда оно обязательно наступит - потребность в таких акциях отпадет.
Павел Шехтман, публицист, блогер, политэмигрант
Она (оценка) укладывается в два слова: "Это круто". И даже: "Это офигенно круто". Особенно на фоне унылых одиночных пикетов и дежурств на Москворецком мосту, к которым и свелась ныне вся борьба с режимом в России.
Алексей Домников, гражданский актвист, лидер движения «Единство Равных»
Петр Павленский - герой в самом широком, христианском даже смысле: жертвует собой ради ближнего и спасает тем самым себя. Конечно, он сильно рискует и жизнью, и личной свободой в бытовом, обывательском, материальном смысле, но счастье происходит от слова "сейчас", а человек, жертвующий собой ради ближнего, претендует на жизнь вечную. Это личный выбор, личная ответственность и личная система ценностей. С позиции же общественной значимости, акция с поджогом центрального входа/выхода ФСБ РФ - гражданский подвиг, пример преодоления, и, в первую очередь, не столько социальных табу, сколько страха. Ведь основа авторитарных режимов - именно страх людей перед ними. Восхищаюсь и преклоняюсь перед его талантом, жизненной позицией и личным выбором.
Андрей Пионтковский, политолог, публицист
«Это был не поджог двери лубянской ФСБ. Это было «Сошествие Благодатного Огня!»
Денис Билунов, политик, соучредитель  партии « 5 декабря»
Павленский - это настоящий современный радикальный художник, из тех, что своим творчеством шокируют. Таких вообще мало, чаще придуриваются в коммерческих целях (типа Шнура) или просто придуриваются - в обоих случаях иногда может быть талантливо и прикольно, но никогда - по-настоящему.
Алексей Лапшин, философ, публицист, член РОД «Майдан без границ»
Акция художника Петра Павленского - поджёг дверей здания ФСБ на Лубянке, чем-то напоминает скандальное приземление немецкого пилота Матиаса Руста на Красной площади в 1987 году. Такое же нехорошее символическое предзнаменование для власти.
Сергей Шаров-Делоне, общественный деятель, член «Комитета 6 Мая»
Ох, даже не знаю. Я плохо понимаю современный акционизм, как, впрочем, и современное искусство - увы! - тоже. Так что для меня это чисто политическая акция, чисто политический манифест. Боюсь, с уголовными последствиями. Просто потому, что гэбистская шпана по своим понятиям такого спустить не может: спустить - это проявить слабость... Во всяком случае, они так считают. И исходить будут из этого, а статью подгонят любую (и не факт еще, что ныне выдвинутая против него устоит).
Илья Будрайтскис, историк , публицист, член Российского социалистического движения
Акции Петра Павленского - и предыдущие, и в особенности эта, на Лубянке, конечно, совершенно бессмысленно обсуждать как художественные жесты. Однако и как политическое послание, с которым можно спорить или солидаризироваться, это тоже сложно воспринимать. Мне кажется, что то, что случилось сегодня у здания ФСБ можно сравнить с символическими жертвенными актами, подобными самосожжению Яна Палаха в Праге в 1969 или Романа Каланты в Каунасе в 1972. Степень жертвенности у Павленского намного меньше, она не равна жизни, - но в том, что ответ российской репрессивной системы будет жестким, можно почти не сомневаться. Такие акты в прошлом были призваны пробудить, воссоздать растоптанный народ как субъект. Воззвать к коллективному достоинству, о котором все забыли. Это напоминание о народу о самом себе тогда, на рубеже 1960-70-х, несмотря на депрессию и горечь поражения, несли в себе заряд исторического оптимизма, надежды на то, что справедливость восторжествует и имена жертв не будут забыты. В сегодняшней России такое обращение, как кажется, направлено в пустоту. Народ, на который направлено это послание, разделен и рассеян( "слипшаяся масса разрозненных тел"). Его нельзя "собрать", даже на символическом уровне, образом Лубянки как главной угрозы - которая подобным образом воспринимается лишь узко оформленной страной интеллигенции. Для того, чтобы такое "пробуждающее" послание подействовало, нужно представление о враге ( пусть и внушающем ужас), которое могло бы объединить.
Павел Басанец, общественный деятель, ветеран внешней разведки КГБ СССР
Акция Павленского - крик души Художника, готового как Данко пожертвовать своим сердцем, чтобы осветить зомбированному народу дорогу в кромешной темноте вранья и обмана. Смотрю на подожженную дверь Лубянки, и вижу другую картину... Акция Павленского в поддержку Майдана. Зажженные покрышки в Питере, «горящие баррикады», рядом с Храмом Спаса на Крови….
Евгений Ихлов, юрист, правозащитник, член общественной организации «За права человека»
Это подвиг в античном смысле слова - бросить вызов року и пасть. Это ритуальное профанирование зла, подобное сжиганию чучела демона.
Виктор  Корб, общественный деятель, публицист, блоггер
Павленский - один из самых ярких и эффективных акционистов России. Ему удается создавать минималистичные, но очень мощные образы, балансируя на грани двух типов акционизма: современного искусства и АПД (гражданских акций прямого действия). Поджог двери офиса ФСБ на Лубянке - это лаконичный и сильный образ "врат ада". Этой акцией Пётр как бы исполнил давние ритуально-виртуальные желания сетевой общественности "Господь жги!" и "Больше ада !". Конечно, из этой искры моментально не разгорится огонь гражданской революции, но свой маленький вклад в будущую победу над Злом он, несомненно, внес.
Катя Мальдон, уличный активист, член РОД «Майдан без границ», политэмигрант
Пепел Лубянки стучит в мое сердце... Подвиг Петра Павленского бессмертен. Одинокий герой шел и на свое личное аутодафе... Он прекрасно знал, как и все мы, что ему за это грозит. Представьте себе жертву, которая тыкает в рыло палачу горящим факелом! Да, в истории бывало всякое, и узники, в том числе из почти смирившихся зондеркоманд, бунтовали в концлагерях... Но в их отчаянии уже не было никаких шансов. А у него они еще были, БЫЛИ! Например, эвакуироваться из этого гигантского концлагеря размером в 1/6 часть суши и начать новую человеческую жизнь где-нибудь в другом месте, нормальном и цивилизованном... Всеволоду Мейерхольдуперед смертью в ГУЛАГЕ сломали все пальцы (а моему ровеснику, Сергею Магницкому, уже сейчас, в наше проклятое время, раздробили молотком костяшки пальцев перед смертью в тюрьме). Обессилевшего Исаака Бабеля бросили умирать на скорбной этапной дороге. Даниила Хармса уморили голодом в психушке печально известных "Крестов"... А Иван Бунин, Рудольф Нуриев и многие, многие другие прожили достойную полноценную жизнь в эмиграции, не перестав при этом быть гордостью и славой российского народа. Но художник Петр Павленский выбрал Голгофу там, где родился. И сегодня его триумф. Сегодня в Мордоре происходит судобище над ним. Он сел на скамью подсудимых, давно превращенную в пьедестал почета для Героев, посмевших возвыситься над бытом до Бытия... Не зазря! Вот теперь полыхнет повсюду! Ждите, СУКИ!
"История, ты стон пророков, распинаемых крестами; они сойдут с крестов, взовьют еретиков кострами. Безумствует распад. Но - все-таки - виват!..." (с) "Юнона и Авось"
Илья Константинов, политик, общественный деятель
Ведь кто-то уже сидит за подобное деяние и сидит давно и плотно (фамилию забыл). И никому нет до этого дела. А здесь в общем шоу. При этом, Павленский, конечно, герой. Герой нашего извращенного времени.
Алла Фролова, гражданский активист
Мое мнение, что акция очень хорошая. В данной ситуации, когда трудно кого либо удивить акциями... Когда все технологии испробованы и всё проходит незаметно, данная акция очень сильная! Кто не понимает, не хочет понять, тому ничего и не надо. Акция действительно очень сильна по сути, и все, даже те кто ее осуждают, обратили на неё внимание. А власть не хочет признать её политической и переводит в плоскость хулиганства . Поэтому она и удалась. Жаль только что очень дорогая цена может быть.
Василий Шумов, легендарный лидер рок-группы «Центр», музыкант, продюсер
Если говорить языком арт-критика, то, на мой взгляд, это из области формирующегося направления "искусства отчаяния". Если попытаться перевести эту акцию на язык современной музыки, то получится песня протеста.
Геннадий Гудков, политик, сопредседатель партии «Альянс зеленых и социал-демократов, полковник ФСБ в  отставке
Поджог, конечно, плохо, но нарушения Конституции и законов, совершаемых властью и многими государственными органами власти, в том числе ФСБ, чуть ли не каждый день - намного хуже и опаснее отчаянной выходки художника. И еще одно соображение: возбуждение уголовного дела и арест совершившего даже не поджог, а некую публичную акцию есть скорее не уголовное деяние, а акт хулиганства. Следовало бы ограничиться административным арестом на 3-5 суток, это соответствовало бы тяжести поступка.
Сергей Давидис, общественный деятель, юрист, социолог, член бюро федерального политсовета движения «Солидарность»
Как всегда в таких случаях начался бессмысленный спор. Прав Павленский или нет, искусство ли это, можно ли так поступать или нельзя. Особенно схоластический спор об отнесении акции Павленского к искусству. Спорить об этом, опираясь на собственное "нравится" или "не нравится" - нелепо, а в оставшейся части такой спор становится чисто терминологическим. Очевидно, что у акции Павленского есть символический смысл, а к тому же, она явно оперирует визуальными образами. Одобрения Павленский тоже ни у кого не спрашивает, оно, вообще, не важно. Он символическими средствами высказывает свою собственную позицию и с помощью символических средств обращается к обществу со своим собственным посланием.
Остается вопрос о том, можно или нельзя. Очевидно, что законом поджигать чужие двери, даже и двери ФСБ, запрещено, тут и спорить не о чем. В том же время, закон устанавливает наказание за такое действие и, предпринимая его, человек принимает и риски наказания. Любой человек вправе нарушить закон и понести за это наказание. Особенно очевидно это в случае Павленского, не пытавшегося скрыться.
Таким образом, спорить остается о правовой квалификации и необходимом/допустимом наказании. Но об этом-то как раз спора пока практически нет. Стало известно, что Павленскому вменяют вандализм, "осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества ... в иных общественных местах...по мотивам политической ... ненависти или вражды".
Понятно, что наше следствие и суд могут что угодно подвести под формальные признаки любого преступления, а заказная экспертиза установит любой нужный мотив. Но общий контекст ситуации и направленность действий Павленского, на мой взгляд, не позволяют говорить о вандализме. Суть вандализма в разрушении ради разрушения, даже если мотив связан с политической или иной ненавистью и враждой. Очевидно, Павленский не про это.
По сути, речь идет об умышленном повреждении имущества, но применение ст.167 УК РФ в данном случае затруднено необходимостью наличия значительного ущерба, а стоимость реставрации одной двери и для ФСБ и, тем более, для государства в целом, вряд ли может быть сочтена таковой. Тем более, неверно было бы говорить о ч.2 этой статьи, повреждении имущества путем поджога или иным общеопасным способом, поскольку поджог внешней стороны двери круглосуточно охраняемого здания реально признаками общественной опасности не обладает.
А в целом же, мужество Павленского, его последовательность и жертвенность вызывают огромное уважение.
Сурен Газарян, экологический активист, политэмигрант
Мое отношение - почему бы нет? Акция, кажется, актуальная и негативные последствия будут только для автора. В нашем с Витишкослучае получилось иначе, инициатива была больше моей, а посадили Женю. Это морально тяжело.
Андрей Насонов, ЛГБТ-активист, журналист, политэмигрант
Не могу сказать, что я большой поклонник таких форм современного искусства. Но Павленский всегда бьет точно в цель. Поджог двери Главного управления ФСБ на Лубянке в этом смысле, разумеется, не является исключением. Вторжение художника в публичное пространство всегда заставляет власть реагировать, а зрителя - проявлять эмоции, думать, дискутировать. Невероятно смелые, актуальные и острые акции Павленского - одни из тех немногих, если не единственные в России, которые до сих пор позволяют говорить о существовании в стране политического акционизма.
Владимир Мирзоев, режиссер театра и кино
После всех чудовищных преступлений, которые совершила известная организация в 20-ом веке, в 21-ом её главный офис на Лубянской площади должен быть превращен в Музей памяти жертв. Думаю, в этом музее найдется место и концептуальному искусству. Горящая дверь в ад будет одной из инсталляций. Внутри здания должен быть построен храм, посвященный новомученникам и всем жертвам советской власти.
Дмитрий Запольский, режиссер, публицист, политэмигрант
Павленский как лакмус моей френдленты - сколько вполне приличных людей сегодня написали какую-то ху..ню типа "ну я считаю, что это не искусство, а экстремизм". В бан. Из френдов - вон. Красовского и многих других, которых я с интересом читал. Это сильная акция, которая войдет в историю. И надо быть просто тупицей, чтобы оценивать ее с точки зрения УК РФ. Да и вообще иногда лучше жевать, чем говорить. Павленский превзошел и группу "Война", и "пуссей", и всех своих акционистов-предшественников.
Этому дому гореть. Кто же не понимает этого, тот дурак. Кто делает вид, что не понимает - негодяй.
Самое дебильное в этом - реакция системы. Арест, уголовное дело, суд... Это дикий каминг -аут элиты государства российского. Король не просто голый - он носит стринги. …Омерзительно!
Юрий Шулипа, российский правозащитник, юрист, с недавних пор - гражданин Украины
Павленский - предвестник большого пожара. Петр Павленский новый герой среди свободных людей, граждан России. Вряд ли, кто из самых "отмороженных" российских несогласных, даже в мыслях посмеет подумать о поджоге входа в здание главка ФСБ. Полагаю, что за столь дерзкий поступок, гэбилы отомстят Павленскому по полной программе. Ожог такого чувствительного органа, как ФСБ, причинил путлеровской гэбне острую боль. По сути случившегося, Павленский поджег одну из главных дверей в современной России. Ту дверь, которую еще каких-то 15 лет тому, открывали худшие наследники, НКВД и МБГ и которые сейчас по полной программе кошмарят не только всю Россию, но и весь цивилизованный мир. Поэтому как минимум, Павленский обречен на трехлетнее заключение в тюрьме. А может быть вообще, он не выйдет из тюрьмы до конца своих дней. От путлеровской бандитской гэбни нужно ожидать всего самого худшего и подлого. Объяснить поступок Павленского можно тем, что в России давно полностью зачищено политическое поле. Любая так называемая "согласованная" с властями акция протеста, организованная несистемными гражданами, а не самой властью, помимо того, что деструктивно и огульно критикуется со стороны властей, так еще и не приводит абсолютно ни к каким положительным результатам. Только лишь к задержаниям протестующих и к регулярным фабрикациям против них уголовных и административных дел. Фактически участие в так называемых "согласованных" акциях протеста, приравнивается к прогулке под конвоем в тюрьме, в тюремном дворике. Сознательные граждане России, де-факто превращены путинской хунтой в ничего не решающих, безвольных рабов, да еще и зомбированных лживой милитаристской кремлевской пропагандой. Павленский не просто герой, он уже символ. Он как лучик света перед рассветом. Как искра перед большим пожаром. Подавляющее большинство россиян морально и нравственно еще мертво, оболванено лживой телевизионной российской пропагандой. Поэтому таких вторых и третьих какПавленский нам вряд ли стоит ждать в ближайшем будущем. Нам всего лишь надо запастись терпением и подождать еще парочку лет, как под санкциями и низкими ценами на нефть начнется распад России. И вот тогда появятся сотни, а возможно и тысячи таких отчаянных людей как Павленский, но только в отличие от миролюбивого Павленского, все они будут жестокими, подлыми и коварными. Это будут павленские уже другого качества, из числа нынеших ватников и колорадов, из-за которых будут гореть не только двери в ФСБ, но и заполыхает вся Россия, как когда-то полыхала российская империя, после большевистского переворота 17-го года.
От Редакции. Таким образом, никто из респондентов, на удивление, не высказался однозначно и категорично против акции художникаПавленского. Есть и тенденции, которые можно увидеть в ответах уважаемых интервьюируемых.
Разрушение сакральности власти. Многие подчеркивают, что своей акцией Петр Павленский разрушил представления обывателей о КГБ-ФСБ, как о «сакральном Монстре», Левиафане, огромном, всевидящем и непобедимом.  «Оке Саурона». Нет никакого Левиафана. Есть «гэбня» (Шулипа), «есть голый король в стрингах» ( Запольский), есть шпана (Шаров-Делоне) И только. В свое время первые миссионеры-христиане в Киевской Руси именно так и действовали. Жестко, не толерантно (как бы сейчас сказали). Приходили к каким-нибудь вятичам в селение, заходили в их храм (капище) плевали в истуканов, разрушали жертвенник. И когда потрясенные язычники видели, что их боги никак не карают осквернителей, их вера разрушалась. То, что к Лубянке нынешние власти относятся как к сакральному месту говорит и статья по которой возбудили уголовное дело против П.Павленского. Это не хулиганство. Это вандализм! Продолжая тему десакрализации. Ее тонко уловил режиссер Владимир Мирзоев. Он предложил внутри здания ФСБ на Лубянке после победы Свободной России построить Храм всем мученикам от спецслужб Советского и постсоветского  «Русского Мира» постаадавшим. Так поступали и первые христиане. Именно не месте языческих капищ строились первые христианские церкви.
Знаковость. Точная художественная метафора заставила наших опрашиваемых увидеть знаковость в произошедшем. Это не просто двери в офис службы безопасности горели. Это - «двери Ада»(Корб), это было «сжигание чучела демона» (Ихлов), это было «сошествие Божественного Благодатного Огня, уничтожающего зло ( Пионтковский), это приближение Ада и Страшного Суда над Злом - «Жги Господи!» (В.Корб). Это момент метафизической и исторической истины.
О том, что поступок Павленского является знаковым и говорит о приближающихся временах крутых перемен пишут и другие авторы.А.Лапшин сравнивает акцию Павленского с приземлением Руста в 1987г. на Красной Площади, после которого очень скоро пал СССР. Шулипа называет Павленского «предвестником большого пожара» ( Горький, наверное, назвал бы по привычке «Буревестником»-ред.).
Жертвенность. Очень многие респонденты, даже те, кто не считает, что подобными акциями следует бороться с режимом, подчеркивают несомненную Жертвенность поступка Петра  Павленского.
Павленский - христианский герой (Домников), идущий на Голгофу (Мальдон), он - совершитель Подвига (Ихлов, Мальдон), он - Данко (Басанец), он «искра», «из которой может разгореться пламя» (Корб), он «луч света перед Рассветом» (Шулипа). Его поступок напоминает самосожжение Яна Палаха в Праге в 1969 или Романа Каланты в Каунасе в 1972 (Будрайтскис).  Его поступок - это проявление нового «искусства отчаяния» ( Шумов). Это песня протеста, которую Петр свободно и мощно спел на глазах не двух журналистов, а всей России и всего мира. И ушел…
Ну, а остальное - это юридические нюансы. Но они совершенно, как представляется, не важны в стране, где нет независимых судов и действующих законов.

павленский

Previous post Next post
Up