Вечные проблемы высшего образования

Dec 21, 2016 09:00

Вполне актуальный текст:
В наши дни высшее образование ... находится в состоянии кризиса. Резко понизилось (и продолжает понижаться) качество преподавания, заметно упали (и продолжают падать) общекультурный и нравственный уровень, равно как и уровень специальных студенческих знаний, девальвируются стандарты профессиональной готовности выпускников к деятельности, результаты которой в недалеком времени будут определять лицо страны.

Конечно, все это связано с общим застоем и аномалиями, характерными до недавних пор для нашей экономической, культурной и общественной жизни.

Есть, однако, и специфические причины, локализованные непосредственно в сфере народного просвещения и образования.

Прежде всего, это - наивное стремление подчинить образование вульгарно-прагматическим целям, поставить его на службу немедленным утилитарным потребностям, зачастую плохо понятым или трактуемым с примитивных идеологических позиций. Неосознанная или (часто) сознательная враждебность к объективному "абстрактному" знанию, инстинктивная подозрительность по отношению к "чистой" науке не раз на нашей памяти выливались в столь же опустошительные, сколь и судорожные реформы начальной и средней школы.

Призванные "укрепить связь школы и производства”, "приблизить школу к жизни", они привели на самом деле лишь к пресечению педагогической традиции, к фактическому развалу средней школы, развалу, который разительно контрастирует с маниловскими упованиями на школьные производственные комбинаты или же школьные компьютерные центры. По существу, выпускники школы сейчас, как правило, если не безграмотны, то далеко не обладают знаниями, достаточными для поступления в ВУЗ.

ВУЗы, еще совсем недавно нерасчетливо разоряемые военными комиссариатами, забиравшими на действительную службу юношей-студентов в критический момент их научного становления, укомплектованные преподавателями, которые сами во многом оказались "жертвами" средней школы, поставленные перед необходимостью формировать контингент слушателей из скверно подготовленных абитуриентов, обязанные залатывать бреши, оставленные школой в знаниях и навыках первокурсников, страдают и от собственных болезней.

Бытующее в нашем обществе стремление возложить на науку ответственность за экономические, социальные и экологические провалы, противопоставление "практической" и "элитарной" науки (к невыгоде последней заставляют ВУЗы подчеркнуто демонстрировать свою немедленную хозяйственную полезность и эффективность, фактически скрывая трагичность сложившейся ситуации за благополучной отчетностью, фиктивной высокой успеваемостью, "борьбой с двойками", с "отсевом" и пр.

Пагубную роль сыграло разделение преподавания (в ВУЗах) и исследовательской работы (в НИИ и в Академии Наук), упорно проводившееся много десятилетий. Профессора и ассистенты задавлены непомерной отчетностью, "общественно-воспитательной" деятельностью и пр. и, фактически, не имеют времени заниматься ни настоящей научной работой, ни обновлением своих курсов. Любая инициатива подавляется во имя свыше утвержденных программ и "учебной дисциплины".

Даже у настоящих ученых, работающих в ВУЗах, опускаются руки перед бюрократическими рогатками и запретами, предусмотревшими все для того, чтобы вольный дух научного исследования не мог проникнуть в душную систему высшего образования.

Стесненные многочисленными инструкциями и регуляциями, обязанные следовать учебным планам, оторванным от реальных возможностей студентов, вузовские преподаватели страдают от чрезмерной аудиторной нагрузки и ответственности за непомерно большое количество студентов, исключающее естественные человеческие взаимоотношения "учитель - ученик” . Поэтому они зачастую вынуждены лишь формально имитировать педагогическую деятельность - читать лекции, которые заведомо не могут быть поняты аудиторией, в массовых масштабах ставить удовлетворительные оценки студентам, уровень знаний которых не соответствует никаким сколько-нибудь разумным требованиям. Как кажется, в лучшем случае Вузы выполняют сейчас лишь функции техникумов (разумеется, мы не проводили специальных исследований на этот счет и допускаем, что в каких-то высших учебных заведениях положение может быть не столь драматическим).

Мы полагаем, что в этих условиях следует стремиться не только постепенно исправлять уже имеющуюся систему высшего образования в стране, но и попытаться создать в ней новые альтернативные структуры. Это позволит, по крайней мере, повысить существующие стандарты. Что же касается предлагаемого ниже проекта, то его минимальный результат (при самых неблагоприятных обстоятельствах) состоял бы в том, что через четыре-пять лет страна получила бы десять-пятнадцать математиков и физиков-теоретиков мирового класса. Уже само по себе это было бы важным вкладом в наше будущее.


Проект организации Независимого Московского Университета. 14 января 1990 года.
О.И. Завьялов, Д.А. Минеев, М.К. Поливанов
Поддержано Правлением Союза ученых СССР.

science, history, СССР

Previous post Next post
Up