Герцен, трансгендеры и распетушье

Mar 18, 2018 12:18

Известная история из "Былого и дум" про девочку мужского пола:
"Отец этого предполагаемого Василья пишет в своей просьбе губернатору,
что лет пятнадцать тому назад у него родилась дочь, которую он хотел назвать
Василисой, но что священник, быв "под хмельком", окрестил девочку Васильем и
так внес в метрику. Обстоятельство это, по-видимому, мало беспокоило мужика,
но когда он понял, что скоро падет на его дом рекрутская очередь и подушная,
тогда он объявил о том голове и становому. Случай этот показался полиции
очень мудрен. Она предварительно отказала мужику, говоря, что он пропустил
десятилетнюю давность. Мужик пошел к губернатору. Губернатор назначил
торжественное освидетельствование этого мальчика женского пола медиком и
повивальной бабкой... Тут уж как-то завелась переписка с консисторией, и
поп, наследник того, который под хмельком целомудренно не разбирал плотских
различий, выступил на сцену, и дело длилось годы и чуть ли девочку не
оставили в подозрении мужеского пола"

Девочки мужского пола бывают и по правде. В народе это хорошо знали: В ходе полевых этнографических исследований в селах Алтайского края было зафиксировано два термина, использовавшихся для обозначения представителей третьего пола: полумужичка и двустнастная [3-8]. Первое название чаще встречается на Алтае, тогда как в Европейской России - двуснастная и двусбруйная [9. С. 140]. Таких людей часто называли двойными составными именами, содержащими одновременно созвучные друг другу мужские и женские имена: Нюра-Миша [3], Маня-Ваня [4]. Могли женские имена трансформировать в мужские: Клавдия Кузьмовна/Клавдиян Кузмич [3], Елена Голышева/Елен Голышев [8].

По мнению информантов, полумужички рождались, как правило, женщинами, а в определенном возрасте превращались в мужчин: «Был такой, до войны женщина, а потом мужик - Семён Деничкин» [3]; «Родится-то она видно девчонкой» [5]. Существовало также представление, что пол у таких людей со временем менялся, обычно, с периодичностью раз в месяц [3]: «Вот, говорят, в Каракане была одна - месяц мужик, месяц баба» [4]; «Женщина одна была полумужичка… Ну как месяц женщина, месяц мужик» [4]; «Почему-то она месяц женшина, месяц мушина» [6].

К категории полумужичка могли относить и гермафрадитов, и представителей гомосексуальной ориентации: «А у нас один был, Миша Паршучо... Ну это имеется в виду двух полый… Потому что у него какой-то период превращалось значит, ну небольшой пенис, а потом как у женщины» [7]; «Полумужичка, если ф он мужчина, значит ему мужчину и надо, а если женщина, значит женщину» [5]. При этом информанты чаще говорят об однополых женских парах, чем мужских. Сведения о наличии сексуальных связей между мужчинами дает нам исследователь середины ХIХ в. Н. Костров, который отметил их немногочисленность или скрытность. Автор так же писал, что слово мужеложник считалось жестоким оскорблением в крестьянском обществе [2. С. 76]. Термин распетушье, употреблявшийся в ряде областей Русского Севера [10. С. 515-516], на Алтае зафиксирован не был. Встречаются свидетельства, что двуснастные могли иметь отношения, как с мужчинами, так и с женщинами: «Я знаю, что он общался тут с одной женщиной, Марией Поповой... Так же и с мужчинами он встречался» [7]; «С женщинами жила… Она с мужиками жила, полумужичка ее звали» [6].
http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Istoria/4_128135.doc.htm

Герцен, Сибирь, полезные ссылки, этнография

Previous post Next post
Up