Leave a comment

kouzdra December 1 2015, 10:46:18 UTC
позиция Бекана ни коим образом не макиавеллиевская

А в каком смысле не макиавеллиевская? То есть Макиавелли насколько я его помню вообще не оперирует категорией "права" - но это скорее про то, что у него по этому вопросу просто позиции нет и не может быть

Reply

basiliobasilid December 1 2015, 15:48:37 UTC
Автор, видимо, это и имеет в виду: категория права - абсолютно не из его понятийного аппарата, и это тоже позиция. Ну и о договорах это, в общем-то продолжение обсуждения вопроса о допустимости лжи - а там они кое-где занимали отчетливо макиавеллиевскую позицию.

Reply

karpion December 1 2015, 16:05:35 UTC
По ходу дела государство (т.е. в идеале - монополист в области насилия) для повышения эффективности (в т.ч. в плане сбора налогов) устанавливает законы. И эти законы становятся правом.

В частности, если законы сильно противоречат морали основной массы населения - навязать их населению будет крайне трудно, долго и дорого. Это о связи права с моралью, тогда как выше мы рассмотрели связь права с насилием.

Или Макиавелли оперировал сомалийской моделью общества?

Reply

basiliobasilid December 1 2015, 16:08:49 UTC
В его оценке Италия 16в. не слишком лучше Сомали :)

Reply

karpion December 1 2015, 17:33:03 UTC
Вроде, технологически тогдашняя Италия была весьма развитой.

А учитывал ли он Францию, Швейцарию, Англию, Россию? Или пел ровно о том, что видит?

Reply

basiliobasilid December 1 2015, 18:16:18 UTC
Францию очень даже учитывал. С немцев рекомендовал брать пример гражданской доблести. А итальянцев ставил не слишком выше сомалийцев. С общественной моралью толпы предлагал не церемониться.

Reply

karpion December 1 2015, 18:25:39 UTC
С общественной моралью толпы можно не церемониться только пока от этой толпы не требуется сознательное сотрудничество - в виде солдат/ополчения или в виде рабочих.

Reply

kouzdra December 1 2015, 16:10:34 UTC
Это у М. понятно - но у него нет никаких теорий о том какими именно они должны быть в отрыве от целей конкретного законодателя - никакого "нравственного закона внутри нас или на небе"

Reply

karpion December 1 2015, 17:30:59 UTC
Нравственный закон внутри законодателя работает обязательно. Человек не станет устанавливать законы, сильно противоречащие собственному внутреннему моральному императиву. Это работает так, что сам законодатель как бы и не замечает.

Нравственный закон внутри подданных следует учитывать; впрочем, это я уже растолковал.

Нравственный закон на небе - ну, это поповские сказочки, призванные обосновать нравственный закон правителя, попов и населения.

Reply

basiliobasilid December 1 2015, 18:12:57 UTC
Virtu есть - универсальный стандарт. Глубоко антихристианский, конечно , но универсальный. Так что цели законодателей не самодостаточны, а подлежат специфической оценке - этической на свой лад.

Reply


Leave a comment

Up