Липсий, "тацитизм", Макиавелли

Oct 13, 2015 18:37

Новикова пишет в своем замечательном дисере (С.272):

Г.Острайх, называя Липсия "первым тацитистом", воспроизводит точку зрения о Таците как своеобразной замене запрещенного Макиавелли"'(459) . Хотя такой подход к рецепции римского историка является упрощенным, необходимо рассмотреть, насколько он применим конкретно к "Политике", прежде всего, к ее наиболее "макиавеллистской" части - концепции "смешанного Благоразумия". Как мы помним, говорить о последовательном признании ученым аморальных методов в политике нельзя, однако, позиция Липсия подразумевает некую релятивизацию нравственности сообразно требованиям государственного интереса.

459. G. Oestreich, Antiker Geist und moderner Staat, ss 163-165

Макиавелли, разумеется, не аморалист в буквальном смысле. Он своеобразный моралист: субъект моральных отношений у него не человек, а государство (ну и, плюс к этому понимание морали с ее ключевой категорией "virtu" у Макиавелли сильно эстетизировано, что тоже добавляет своеобразия)
А так, да, интересная догадка: Тацита который все-таки не попал в индекс привлекать было проще, чем Макиавелли.

Конспекты, Тацит, Политические идеи, Юст Липсий, Макиавелли, философия Нового Времени

Previous post Next post
Up