The political intent in Neostoic philosophy

Apr 24, 2015 14:40

Gerhard Oestreich Neostoicism and the early modern state.
Edited by BRIGITTA OESTREICH and H. G. KOENIGSBERGER Translated by DAVID McLINTOCK CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS Cambridge London New York New Rochelle Melbourne Sydney


Цели теоретизирования Липсия автор объясняет следующим образом: создать нового политического человека, который сможет синтезировать (embrace) христианство и римские добродетели. Направленность рассужений Липсия рационалистическая: раум, а не эмоции должны руководить человеком в его общественной жизни.
В этом смысле, человек должен стать гражданином мира, т.е. тем, кто способен выйти за узко-националистический предел "любви к отечеству" и не поддаться sacro egoismo of the staте (28)

Государство слеует любить, но следует и понимать, что но не вечно, а повержено взрослению, старению, умиранию.
В формулировке этой идеи Липсий, по мнению автора следует не полибиевской идее круговорота форм правления, а стоическому представлению о госудвартве как организме. (Кстати, а каково влияние Стои на Полибия? В принципе, его идея круговорота форм правления имеет вполне отчетливые стоические коннотации - В.М.)

Стоическую концепцию предопределения Липсий пересматривает, елая ее ближе к христианству: покрность судьбе это пкорность Богу. Такая покорность требует деятельного участия в реализации Его плана. В этом деле осбое значение у constantia. Это постоянство требует от человека следовать разуму и контролировать природные инстинкты: There is only one duty which the civis must always perform: in the fortunes and misfortunes of political life he must retain his constancy, follow reason and curb his natural instincts. (29)
Постоянство состоит в борьбе, а не в бегстве: The ultimate sense of Neostoic constantia is defined by Lipsius at the beginning of the first book when he says:' Many have prevailed by fighting, but not by fleeing.' (29)

Здесь Липсий вступает в противоречие с классическим стоицизмом, поскольку его рассуждения предполагают свободу воли, ради которой и требуется сила духа (robur animi) (29)

Автор интерпретирует рассуждения Липсия следующим образом: его этическая концепция требует от человека несокрушимого мужества: exceedingly severe, controlled manliness (29) в стоическом духе.
Это обращение было адресовано тем, кто желал спротивляться насилию эпохи религиозных войн, особенно солдатам. ( в этой связи на С.30 автор делает следующее наблюдение: Липсий культивирует по-военному лаконичный стиль и часто обращается к образам, отсылающим читателя к морю - таким образм он апеллирует к военным и к купцам, к двум политически активным и образванным группам в обществе своей эпохи).

Нарисованный Липсием идеал человека совпадает с тенденциями развития государства Нового Времени:
The ideal individual in the political world, as portrayed by Lipsius, is the citizen who acts according to reason, is answerable to himself, controls his emotions, and is ready to fight. This ideal of Lipsius was so in tune with the political spirit of the age that agreement was soon achieved between his anthropology and the form of the state. (30)

Липсий и другие голландцы - D. Heinsius, J. Scaliger, H. Grotius, G. Vossius, J. Meursius, J. Dousa, F. Junius - вырабатывают востребованный эпохой идеал деятельного, рационального

неостоицизм, Реформация, Политические идеи, Юст Липсий, политическая этика, Конспекты, Голландия, история Нового Времени, философия Нового Времени

Previous post Next post
Up