Женонеавистники и английский юмор Елизаветы Тюдор

Aug 06, 2014 13:07

Елизавете Генриховне не везло: ей все время тыкали тем, что природа предназначила ее для варения борща, но не для управления государством.
Отличился в этом деле Джон Нокс, который написал целый памфлет против "Чудовищного правления женщин". Вообще-то памфлет был нацелен против нежно любимой ею сестрицы Мэри (aka Кровавая Мэри), против еще одной сестрицы (Мэри Стюарт) и Екатерины Медичи. Но Лизавета тоже была в курсе литературных новинок, так что когда Нокс с прочими эмигрантами вернулся после кончины сестрицы Мэри Кровавой, его быстренько вытурили в Шотландию. Думаю, это была такая злая шутка над бедной шотландской родственницей: зануда Нокс на каждом углу устно и печатно требовал сослать Мэри на кухню и поручить государство серьезным мужчинам, пресвитерианам; один раз на аудиенции Нокс со свои борщом даже довел Мэри до слез. (С менее сентиментальной Лизой такие фортеля не прошли бы: Тюдоры не имели привычки церемониться с занудами-проповедниками и рубили им головы на раз-два)
Еще один раз Лизавете напомнил про борщ Жан Боден в одной из своих "Шести книг о государстве". Классик французской политической философии в своем знаменитом трактате так и написал: женщинам следует варить борщ.
Лиза , которая, как мы знаем, была в курсе литературных новинок оценила юмор игривого французского адвоката. Когда тот прибыл в Англию в составе посольства, Елизавета официально в документах именовала его не Bodin, а Badin (т.е. шутник, озорник)
Последняя история упомянута Уильямом Арчибальдом Даннингом в его классическом трехтомнике "История политических идей" (Т.2, С.94)

Боден, Дж. Нокс, Франция, история Нового Времени, Англия

Previous post Next post
Up