Крещение Новгорода - христианизация языческого центра Новгорода, полное подчинение его власти князей из династии Рюрика. Дата, приводимая здесь (991), является общепринятой и указывается Никоновской летописью.
Предыстория.
Предысторией Крещения Новгорода стало решение Киевского князя Владимира I перейти из язычества в христианство. Первым крещение приняли сам князь и его дружина, затем были уничтожены языческие святилища и организованно массовое крещение киевлян. Новая религия была хорошо знакома киевлянам и многие из них уже были христианами, поэтому всё прошло более мнение спокойно. Но Владимир хотел крестить всю Русь. А поскольку на остальной территории державы с христианством были знакомы гораздо хуже, это можно было сделать только с помощью армии. Важнейшим центром русского государства и язычества был Новгород. Чтобы закрепить новую веру, его просто необходимо было крестить как можно скорее.
Подготовка.
Ответственную задачу крещения новгородских и ростовских земель Владимир Святославович поручает своему ближайшему советнику, дяде, а также опытному воеводе Добрыне. Крестив ростовскую землю по киевскому сценарию, Добрыня решил попробовать крестить и Новгород таким образом.
Малое крещение 990 года.
Датировать Малое Крещение именно этим годом позволяют данные Никоновской летописи. Дата, приводимая этой летописью, отличается исключительной точностью( в отличии от дат приводимых другими летописными источниками). Сообщая о крещении новгородцев, летописец далее, под тем же годом, замечает: «Того же лета умножение всяческих плодов бысть…». Действительно, как показывают дендрохронологические исследования Б.А. Колчина и Н.Б. Черных в книге «Дендрохронология Восточной Европы», в Новгороде и Пскове на грани 80-х и 90-х гг. был только один «пик» роста годичных колец деревьев, и приходился он на 990 г. Годичные кольца 988, 989, 991 и 992 гг. выглядят на таблице угнетенными по сравнению с годичным кольцом 990 г. Крестили Новгород по сообщению все той же Никоновской летописи, достоверность которой была проверена выше, митрополит Михаил с шестью епископами. Это сообщение кажется верным, т.к. вполне вероятно, что митрополит после крещения Киева отправился крестить остальные земли, а источник, в котором приведено это сообщение, признан нами наиболее достоверным в вопросе о Крещении Новгорода. Священников сопровождал Добрыня. Митрополит обратился к новгородцам с проповедью, и публично сокрушил идолов, находящихся, вероятно, на княжеском дворе, так как святилища новгородцев пока не тронули, вероятно по тому что войска, способного поддержать крестителей в случае агрессивной реакции язычников не было. Итогом стараний киевских учителей было крещение некоторого числа новгородцев и возведение в Неревском конце, несколько севернее кремля, деревянного храма во имя Преображения Господня. После этих событий Новгород официально стал христианским городам. Фактически же на Новгородских землях продолжали действовать капища, а население, в большинстве своём, оставалось языческим. Владимира такое положение дел не устраивало, и он поручил Добрыне начать подготовку к военному походу на Новгород.
Силы сторон.
Венные силы Новгорода состояли из плохо вооружённого городского ополчения, гарнизона и вспомогательных отрядов из подвластных городу земель. Всего более 5000 тысяч воинов.
Киевские войска, усиленные Ростовскими отрядами, были гораздо менее внушительными. Всего более тысячи (если учесть что 500 ростовцев, отправленных Добрыней захватить Угоняя, должны были быть, по меньшей мере, половиной войска). Преимущество воинов Владимира перед новгородцами было в качестве бойцов. Хорошо обученные и вооружённые дружинники Добрыни противостояли, по сути, ополченцам.
Военные действия.
Первый этап.
Узнав о приближении Добрыни, со значительными силами, к городу, язычники собрали вече, на котором постановили - не пустить христианское войско в город и не дать разграбить языческие храмы. Но восстанию нужны лидеры. И таковые нашлись в лице волхвов и знати. Волхвы поддержали решение вече по тому, что после христианизации они будут изгнаны или даже убиты. И при любом раскладе, если Новгород удастся крестить, их влияние на горожан будет сведено к нулю. А влияние это было очень высоко, о чём свидетельствует право на вече снимать и назначать князя. С Добрыней в поход отправилась и так называемая новая знать - новый посадник Воробей Стоянович и другие. Старая же верхушка понимала - Владимиру проще заменить их на верных людей, тем более что они не поддержали крещение 990 года. Подъехав к городу Добрыня закрепился в Славянском конце и предложил крестится мирно. Язычники, естественно, отказались. Они первыми перешли к активным действиям, и захватили во дворе Добрыни его жену и "сродников", не успевших перебраться на другую сторону Волхва и встретится с войском воеводы, разбили мост через Волхов и поставили на своем берегу два каменомёта. Теперь уже окончательно стало ясно, что мирным путём противоречия решить не удастся. Добрыня оказался в невыгодном положении - ему придётся атаковать и теперь, если он отступит, Новгород выйдет из подчинения Владимира. Положение язычников было немногим лучше - если они проиграют, то лишатся столь недавно обретённой самостоятельности и будут крещены. Перед вторым этапом боевых действий христианские войска занимали восточную часть города, в то время как язычники - западную.
Второй этап.
К язычникам, со дня на день, должно было подойти большое подкрепление. С таким численным перевесом новгородцы получили бы хороший шанс выгнать Добрыню из города. Для него стало очевидно - если он не хочет долгой войны, атаковать надо сейчас. С наступление ночи 500 ростовцев воеводы Путяты переправились вниз по Волхову, высадились на левом берегу, немного выше города, и вступили в Новгород со стороны Перыни. Поскольку они прошли капище, не тронув его, язычники решили, что это и есть то самое подкрепление и не подняли тревогу. Не теряя времени Путята отправился ко двору командующего силами язычников Угоняя. Там главари язычников как раз проводили совет. Все они были схвачены и из-за неорганизованности язычников переправлены к Добрыне. Путята, с хорошо обученными и опытными воинами, утвердился во дворе Угоняя. Восстание осталось без предводителей, освободить которых не представлялось возможным. И все же нашлись люди, способные направить войско, понявших свою ошибку, стоившую им победы, ополченцев, около 5000 числом на отряд Путяты. Но единого руководителя всё же не было, и штурм двора тысяцкого получился хаотичным. Путята же понимал, что язычники распознают обман и успел подготовиться. Его отряд, пользуясь удобством позиции грамотно оборонял свой аванпост на западной стороне от многократно превосходящих, но плохо обученных и вооруженных сил новгородцев. Какая-то часть особо фанатичных язычников принялась мстить христианам, разрушая их дома и церковь Преображения Господня. Но без поддержки основных войск удерживать двор даже в течение нескольких дней было невозможно. И Добрыня решет переправить всех воинов.
Третий этап.
Замысел киевского воеводы удался и теперь оставалось лишь грамотно переправить войска, а поскольку язычники были заняты боем с Путятой и погромами, переправа не охранялась или охранялась малым числом воинов. Беспрепятственно переправившись основные киевские войска решили на всякий случай все же не вступать в битву (возможно к моменту переправы положение Путяты было совсем плохо, и Добрыня опасался, что он начнёт сражение, а двор Угоняя захватят, и на выгодный позиции окажутся язычники, которые с неё разобьют Добрыню), а решить дело более простым способом. Сражение происходило на территории Новгорода, и киевлянам за свои дома опасаться было не зачем, а вот новгородцы, то и дело, оборачивались на свои жилища. И Добрыня приказал поджечь дома на западной стороне. Пламя быстро расходилось по деревянному городу и затронуло дома многих язычников. Те, естественно, бросили все и побежали спасть своё имущество, семью. Где ещё можно было - дома. А новые лидеры, имена которых даже не называются, оставшись без воинов, попросили у воеводы мира.
Великое Крещение 991 года.
Добрыня принял предложение вождей новгородцев, перестал поджигать дома и разрешил тушить уже подожжённые. После было собранно вече, на котором обсудили условия мировой. Новгородцы соглашались вернуться в подчинение князю киевскому, разрешали проповедовать христианство и строить церкви в городе, но крестится, упорно не хотели. В результате переговоров опять крестилось небольшое количество людей и миссия Добрыни была не закончена. В результате крестить новгородцев пришлось насильно, с помощью войск, контролировавших город. Конечно, ни о каком организованном сопротивлении, как накануне, речи не шло, но сопротивление отдельных небольших групп было повсеместно. А что бы новая вера прижилась необходимо было разрушить капища, и прежде всего главную святыню новгородцев - храм Перуна(Перынь).
Разрушение Перыни.
Воины киевского воеводы подвергли капище разорению, а идол Перуна, так же как в Киеве, сняли со своего места и поволокли к реке, при этом ударяя палками. Сбросив изваяние в Волхов, Добрыня запретил вытаскивать свергнутого кумира на берег. Из-за такого отношения к древней святыне в Новгороде был настоящий траур. Эту участь разделили и другие языческие святилища. Любопытно, что свержение Перуна, в отличии от Киева, осталось в памяти новгородцев. С ним связывают несколько легенд. Одна из них гласит, что Перун, уплывая по Волхву, разговаривал и даже закинул на берег палицы, завещая новгородцам решать все свои споры с их помощью, которые потом хранились в церкви Святых Бориса и Глеба, пока их не сжёг патриарх Никон. И действительно, в будущем на вече не редко брались за такое оружие. Ещё одна легенда повествует, как идол, брошенный в Днепр, очутился в Запорожье, где, обратившись семиглавым змеем, похищал девушек, жил с ними, а потом съедал.
Крещение Новгорода.
После разрушение капищ опасность продолжения конфликта спала, но появилась другая проблема. Само крещение было организованно в суматохе и всеобщем хаосе, чем и решили воспользоваться язычники, до конца не хотевшие предавать своих богов. Они стали выдавать себя за уже крещённых, а поскольку познания в вере, что у крещённого только что, что у не крещенного, были одинаково скудны и проверить было невозможно, Добрыня велел выдавать крестившимся крестики.
Итоги.
Важнейшим итогом стало подчинение Новгорода власти киевского князя. Это был последний случай, когда город восставал, с целью скинуть не какого-то отдельного князя, а вообще всю династию. Вторым по значению итогом было утверждение христианства в землях подвластных Новгороду и в самом городе. Не маловажно и уничтожение памятников языческой культуры в этих местах.
Позже киевляне, гордившиеся тем, что введение христианства прошло у них более или менее гладко, злорадно напоминали новгородцам, в поруху их благочестию: «Путята крестил вас мечем, а Добрыня огнем».
Источники.
• Иоакимовская летопись.
• Рапов О.М. О времени и обстоятельствах крещения населения Новгорода Великого.
• Янин В. Л. День десятого века.
• Википедия:Перун.
Ранне эта статья была написана мной в Википедии и может значительно её повторять.