Святослав Храбрый. Пардус древней Руси.Часть 1.(захват власти).Рассказывая о Святославе, как о полководце хочется затронуть важную тему. Некоторые историки всё же рассказывают про нашего героя, но в негативном свете. Князь выставляется разбойником ничем не интересующимся кроме наживы. Поумерить пыл таких вот учёных заставляют слова, мягко говоря, не дружественной Святославу летописи: «Не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти» (в переводе Творогова, оригинал же звучал так - «Иду на вы!»).
Грабитель, который всё княжение только и делал, что гонялся за богатством, посылает врагам предупреждение о своем походе. Предупрежден, значит вооружен. Может, он нагонял страх такой смелостью - «мне, мол, не важно, знаете вы или нет, но я скоро вас захвачу»? Но внезапное нападение, когда войска не собраны, города к осаде не подготовлены и страшней и эффективней и эффектней. В современном мире, насквозь лживом и продажном, историки забывают очевидную и сразу идущую на ум причину предупреждения врага - благородство. Святослав был честным воином и потому посылал извещения, что идёт честной войной. Это объяснение простое и не требуется никаких построений.
В походе на Хазарский каганат Святослав придумал хитрую тактику: напасть оттуда, откуда не ждут. Каганы ждали славян с запада через степи. Наш герой решил ударить с севера, пройдясь сперва по вассалам каганата.
Но прежде чем перейти к описанию этой войны, о которой известно ничтожно мало, мы ответим на вопрос, который, наверное, уже давно возник у не просвещённого читателя - А почему победа над каганатом - главное дело его жизни?
Начнём с истории каганата и его отношений с нашими предками.
Изначально хазары были кочевым племенем. Им удаётся построить государство. Во главе государства стоял каган. На начальном этапе он обладал огромной властью и влиянием, так как был ещё и главным жрецом. Хазары верили в его магическую силу. Если в государстве случались бедствия, кагана могли признать «несчастливым», убить и возвести на престол следующего. Выбирались владыки из одной династии, которая на словах всем управляла, но на позднем этапе опустилась до того, что по сообщению Истахри её знатный представитель в 10 веке торговал на базаре. Любопытно, что перед воцарением кагана душили и просили назвать число - года правления. Если оно было больше 40, его убивали по истечению эти четырех десятков, так как по хазарским поверьям сила угасала.
На территории каганата проживало много еврейских общин, в результате чего власть постепенно переходила к ним в руки - воевода Булан примерно в 740 году принял иудаизм и его потомки в будущем взяли власть в свои руки даже без переворота (странно, сразу после принятия еврейской религии! Не говорит ли это о том, кто был истинным хозяином?). Каган продолжал сидеть на престоле, выполнять жреческие функции, но власти не имел. Она была у бека - потомка Булана, первым, из которых взял власть Обадия, проведший иудезацию державы (может, потому и ставший править?). Эти теневые правители передавали свой неофициальный трон от отца к сыну, и именно их потомок Иосиф, скорее всего, был противником нашего героя.
Но государство и государство, со своими странностями, но такое как все! Что в нём такого плохого бы для наших предков? - спросите вы.
Не такое как все. И славяне это хорошо знали. Они платили кагану дань. Уже это не даёт повода сильно любить Хазарию, но дань была... человеческой!!!
Как я уже писал, в Хазарии было много еврейских общин. Итиль, столица каганата, был их центром. Центром рахдонитов, источником прибыли которых была торговля людьми.
А огромные богатства Хазарии складывались как раз из пошлин и рынков рабов. Догадайтесь, где они брали рабов?
В землях данников!!!
Я не голословен. К сожалению как бы я не хотел этому есть доказательства.
Начнём с известий летописи - «В год 6367 (859). Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».ПВЛ
Значит, дань хазары собирали с самого начала государственности на Руси. Ещё не давая года летопись пишет - "По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И набрели на них хазары, на сидящих в лесах на горах, и сказали хазары: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам своим, и сказали им: «Вот, новую дань нашли». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили им: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не на добро дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьей воле. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старцы фараоновы: «Этому суждено унизить землю Египетскую»; так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва были <евреи> рабами их. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день."
Оригинал первой цитаты звучит так:
«…а Козаре имахуть на Полянехъ, и на СЂверехъ, и на Вятичихъ, имаху по бЂлЂ и вЂверицЂ тако отъ дыма».
Что за "бела веверица"?
Шкурка белки, иначе.
Но, как указал Прозоров, в Уставной грамоте великого князя Василия Первого за телесные повреждения предусмотрен штраф 30 белок, а за синяк 15. Сколько прошло времени от хазарской дани? Леса могли только сократиться, но что бы ценность белки так упала (по логике лесов меньше - цена больше)?
"Ни векши", слышали, может, когда? Это как раз значит «ничего нет» (буквально - «ни белки»)!
Векша (белка, веверица) - самая мелкая денежная единица Древней Руси 9-13 веков. Википедия.
И получается, хазарам платили меньше чем за синяк? Да это не дань, а так ....
Но не всё так хорошо.
По той же летописи Олег, освобождая племена, накладывал «лёгкую дань». Это особо подчеркнуто. Но та дань, которую платили хазарам и так легка (если считать что платили белку). Легче её, наверное, и не было ничего.
«А князи сами на себе крамолу коваху, а поганiи сами, победами нарыщюще на Русьскую землю,
емляху дань по беле отъ двора.»
Слово о полку Игореве.
И тут «бела» подразумевается под тяжёлой данью. Стал бы автор писать о дани в, по сути, копейку?
Значит что-то тут не то. Но есть ещё одно значение «белы» - девица. Бела девица. Знакомо? И страшно. Речь о регулярных выплатах. Просто представьте на секунду, что переживали наши предки под хазарами. Понимаете, почему пошёл Святослав? Он завершил освобождение славянских племён - поработитель более не поднялся и даже, несмотря на данные о существовании Хазарии после похода князя киевского о дани и тем более такой не помышлял. За справедливую месть за униженных, проданных в рабство предков мы должны ещё раз сказать спасибо Святославу Игоревичу.
Теперь ещё немного дополним летопись и картинку русско-хазарских отношений.
Подтверждаются мои слова и археологией.
Плетнева: "Степи и лесостепи донского бассейна были в VIII - начале Х в. заняты населением, создавшим... так называемую салтово-маяцкую культуру (которая, как сказано выше, на с. 3, тождественна культуре Хазарского каганата.- В. К.)... На всех трех крупных пересекающих эту территорию с севера на юг реках (Дону, Северском Донце, Осколе), а также на берегах более или менее полноводных их притоков постоянно встречаются остатки укрепленных и неукрепленных поселений - городищ и селищ... их известно уже около 300 (! - В. К.). Несомненно, особый интерес возбуждают при первом же знакомстве городища: величественные развалины белокаменных замков, расположенные на высоких прибрежных меловых мысах... крепости располагаются там на расстоянии 10-20 км одна от другой и создают по существу целостную линию мощных укреплений. Вплотную к этой линии с севера и запада подходили городища и поселения славян"
По выводам той же Плетневой всё население этих городов и мужское и женское несло воинскую повинность, так как женщины похоронены с оружием и конями.
Особо умные могут высказать - мол, каганат так защищал себя от своих же данников. Огромная держава защищала себя от племен. Но всё это разбивается о то, что крепости расположены на русском берегу рек. Т. е. перед рекой. Хотя защитные сооружения лучше разместить на своей территории за рекой - естественной преградой, которая не спасет, но затруднит продвижение противника. Зато воинам, выходившим в набег, переправляться через реку было бы неудобно...
Сами понимаете, я думаю - славяне регулярно подвергались набегам. Набегом за живым товаром (об этом пишите Ал-Идриси). Представляете, каково это? Это нельзя забыть. Мы через это прошли. И мы победили Зверя.
Незадолго до войны хазарский царь Иосиф в своем письме к Хасдаю ибн Шафруту, из которого мы и знаем о хазарских владыках, отметил, что воюет с русами. Тогда русы, возможно, пробовали силы в набегах.
По походу собственно есть два источника - ПВЛ и Ибн-Хаукаль. И оба очень скудны, но кое-что о стратегии наступления можно всё же выудить.
Перед походом на Хазарию Святослав покоряет вятичей. Скорее освобождает. Но летопись не говорит о победе. Зато упоминает возложение дани на них Святославом после похода. Так что вероятно князь не тратил силы и договорился о союзе с племенем.
В 965 Святослав выступает на Каганат. Летопись говорит о взятии некоего «града их» (столицы надо пролагать) и Саркела. Но есть ещё араб Ибн-Хаукаль, который сообщает, что Святослав в начале покорил Волжскую Булгарию, буртасов (вассалов кагана, из земель которых тот не ожидал вторжения). Потом, подойдя с севера, разграбил и взял Итиль и Семендер.
Араб, правда, относит поход к 969 , но «В.В. Бартольд выдвинул гипотезу, согласно которой 358 г. хиджры в сочинении Ибн Хаукаля - лишь год получения известий о походе руси, который состоялся на несколько лет раньше - в 965 году.Версию В.В. Бартольда поддержал известный башкирский ученый-эмигрант А.3. Валиди Тоган, считавший ее подтверждением фразу Ибн Хаукаля о возрождении Семендера «спустя три года», которую он переводил следующим образом: «Не прошло и трех лет, и стало, как было». Н.В.Филин.
Ибн Мискавейх и Ибн ал-Асир (этот кстати правильно передаёт год - 965) говорят о неких турках, напавших на Хазарию. Это либо печенеги, которые ходили со Святославом и в Болгарию либо гузы (тюрское племя). Возможно, союзниками Руси были и те и другие. Без печенегов (конников) трудно было бы одолеть хазар в степи и думаю, раз они ходили в следующие походы то пошли и в этот. Мы так же помним об отношениях Игоря с печенегами, когда русский князь им приказывал.
Так что можно составить примерную картину похода.
Войско князя киевского пошло по землям вассалов каганата с севера, по Волге к Итилю - столице кагана. Наша летопись сообщает: «В год 6473 (965). Пошёл Святослав на хазар. Услышав это же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов». Не ясно, какой каган имеется в виду - теневой правитель-бек или хазары вытащили на поле боя официального главу государства, что говорит о чрезвычайности ситуации. Нападение, несмотря на предупреждение, было быстрым, с неожиданного места.
Деталей битвы при Итиле мы не знаем и никогда не узнаем, хотя было бы довольно интересно в подробностях узнать о решающей битве…
Но кое-что предположить можно: Армия Каганата состояла из ополчений вассалов, дружин хазарских вельмож и главной силы - наёмников, личной гвардии кагана. Гвардия состояла из тяжёлой конницы и комплектовалась мусульманами. Численность гвардии достигала, по разным данным, от 7 до 12 тыс. человек. Боевые действия вёл бек. В нашем случае это скорее всего Иосиф.
Были в Хазарии и наёмники из славян, которые за деньги продали Родину. Неизвестно, воевали ли они против своих? Хотя от людей, чьих соотечественников уводили в плен их же «милостивые» хозяева, а они безучастно выполняли их приказы, можно ожидать всего. Но не их имена сохранила история. Она сквозь века пронесла имя сокрушителя державы их господ.....
И думаю это хороший пример.
Прозоров, как мне кажется, прав: из-за внезапности не все вельможи и ополчения сумели подтянуться. К тому же последние были предельно не мотивированны и при малейшей неудачи их бегство могло сбить с толку всю армию. Так что основной силой являлись наемники, разбить которых уже не видится таким уж невозможным, хотя и это большой подвиг. Полюс нужно было брать крепости…
Про русскую армию того времени известно:
Основной силой войска была дружина князя. Профессиональные обученные бойцы, всё жизнь воюющие и тренирующиеся. Содержатся князем. Численность этой элитной армии была не большой. Значительным было ополчение - вои, которое во времена нашего героя было племенным. Войско было в основном пешим. Но как оно могло тогда быстро преодолевать большие расстояния, заставая хазар врасплох и победить конницу кагана? Снова соглашусь с Прозоровым. Летопись называет Святослава "пардусом", т.е. гепардом. С ним на Руси охотились. И что бы он не тратил силы его к месту охоты подвозили!!! Да и чисто логически можно догадаться что русы для быстроты передвигались на конях, а в бою спешивались для удобства.
О том, как сложилась битва, не буду строить предположения, ибо все они беспочвенны.
После Итильского сражения славяне взяли город и уничтожили его (да так, что археологи не могут однозначно его идентифицировать местонахождение). Потом логично, что русы пойдут в Предкавказье, на Каспий. Здешние племена были покорены, о чём сообщает летопись: «И победил ясов и касогов, и пришел в Киев».
Араб Ибн-Хаукаль добавляет взятие Семендера - важного портового города. Возможно, Святослав установил контроль над портами (Тмутаракань скорее всего вошла в состав Руси вследствие этого похода). Ну а дальше Ибн Хаукаля : "Не осталось в наше время почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области, те же, кто спасся, рассеялись по соседним областям, надеясь, что (русы) заключат с ними договор и они смогут вернуться, (поселившись) под их властью".
Я же скажу подробнее: дальше, на пути домой, славяне взяли оставшийся Саркел, одну из лучших крепостей каганата, которой неоткуда было ждать помощи, как отмечал Прозоров.
Что же сделал Святослав? Он прошёлся по основным хазарским центрам. Не потихоньку подчиняя и прочно удерживая, осваивая кусочек за кусочком земли, ибо так хазары получили бы время и смогли бы отвоевать (ресурсов то побольше чем у Руси, особенно материальных) всё. Он взял три главных города, уничтожил державу и, похоже, пытался тут закрепиться. В приведённом отрывке сказано, что русы принимали в подданство хазар. В будущем мы ещё поговорим о том, какое государство собирался построить наш герой.
Почему же Святослав не ударил в лоб на тот же Серкел - форпост на северо-западной границе Хазарии? Да потому что этого и ждут. Не стоит недооценивать крепости Хазарии, у которой были достаточные средства на постройку хорошей защиты. Здесь же мне хочется процитировать многократно упоминавшегося Прозорова:
"Да и могло ли быть иначе? Лобовая атака на Саркел была мало того, что самоубийственно опасна - так и невыигрышна стратегически. Саркел стоял на днище естественного «мешка», образованного Северским Донцом и излучиной Дона. С севера в тыл наступающим могли через Дон ударить буртасы, с Юга, из-за Донца - те самые черные болгары. Врагу хазар пришлось бы постоянно беспокоиться за тылы - а Саркел был защищен и Доном, и стенами, возведенными по всем правилам фортификационной науки Петроной Каматиром. За ним лежали плодородные, богатые земли, откуда могли и подвозить припасы, и приходить подкрепления. Нападающие понесли бы здесь страшные потери, страшные и бессмысленные. Не здесь была заветная игла кошерищ, не здесь таился огненный палец Юда. Не крепость была сердцем каганата. Чтобы уничтожить каганат, надо было уничтожить торжище."
Вообще любое восстановление похода спорно, но приведённое здесь не противоречит источникам. Летописец просто вначале упомянул взятие важных городов, а потом уже покорение племён. Араб тоже назвал важный, более близкий к нему город и собственно столицу.
Итог же таков: сокрушен враг русской государственности, присоединена Тмутаракань и Саркел (теперь русская Белая Вежа).
Есть известия о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов. О Хазарии после Святослава мы поговорим отдельно. Очевидно, и неоспоримо одно - Святослав уничтожил Хазарский каганат, как сильную и влиятельную державу.
Как сообщает Ибн-Хаукаль русы потом пошли «к стране Рум и Андалус», что хорошо согласуется с летописью, там он тоже пойдёт на Рим - Византию (это к тому что был один, неправильно датированный арабом, поход). После Хазарии Святослава ждал более опасный соперник - Второй Рим.
Решил разнообразить пост картинкой. Предполагаемый маршрут Хазарского похода.Жирная точка возле Итиля -место Итильского сражения.