Давно я ничего не писал, и вот попробую высказать свои мысли по одному фильму.
Естественно историческому и естественно про Русь. Выходит раскрученный «Викинг» о князе Владимире Святом. Я в данной краткой заметке поделюсь общими соображениями и ожиданиями от фильма.
Первое о чем хотелось бы заявить: я не сторонник 100% исторической точности и не начинаю ненавидеть кино если что-то там показано не так как я считаю. В данном вопросе (особенно если снимаешь фильм про Древнюю Русь) всем мил не будешь т. к. теорий и взглядов великое множество. Поэтому за искажение исторических событий не с целью пропаганды чего-либо я создателей не осужу.
Также отмечу, что не хотелось бы критиковать то, что не смотрел, но поводы для этого явно появятся. Впрочем, фильм художественный и может получиться неплохая история. И от того, что с реальными событиями связь, возможно, будет опосредованной, фильму хуже не станет...
В фильме однозначно будет затронут очень важный вопрос перехода от язычества к христианству… И что-то мне подсказывает что нейтральности там не будет. А будет классическая картинка, навязываемая со школьной скамьи: «Владимир в начале сам пытался реформировать язычество и, по сути создать что-то новое, а потом, поняв что это путь в тупик, принял единственно верное решение - креститься». В общем если вы не ненавистник славянского язычества вас может ждать неприятный сюрприз. Впрочем, это лишь мое предположение и возможно все будет не так.
Со 100% уверенностью можно говорить лишь о том, что фильм будет эпичным, красивым и создатели на экшен и картинку денег не жалели. Это однозначно «плюс» и есть примеры успешных фильмов, для которых это было единственным плюсом, но и закрывало глаза на многие минусы. Но лично я бы хотел увидеть именно историю. Ведь в летописи есть прекрасный, остросюжетный сценарий, даже придумывать ничего не надо! Только грамотно воплотить в кадры… Режиссёры судя по заявлениям за основу взяли ПВЛ, что вроде бы говорит о правильном подходе… Но Михалков тоже «по секретным документам» снимал…
В фильмах на историческую тему не малую роль играет достоверность диалогов, костюмов, декораций и вообще воссоздание описываемой культуры. С первого же трейлера меня напрягли бороды и длинные волосы у Владимира и остальных. Я, конечно, понимаю что факт бритья бород нашими предками до Крещения малоизвестен но это факт и режиссёрам со сценаристами следовало бы детально изучить эпоху.
Свидетельства источников об этом:
1. Саксон Грамматик:
"В святилище установлена огромная, превосходящая человеческий рост фигура с четырьмя головами и столькими же затылками, вызывающими удивление, потому что два из них обращены к груди, а два за плечи. При том казались как передние [головы], так и задние, одна глядящей направо, а другая налево. Бороды были изображены обритыми, волосы остриженными, так что казалось, усердие художника подражало обычаю руян в уходе за волосами
Жрец, вопреки всеобщему обычаю отличающийся длиною своей бороды и волос."2.Адемар Шабанский:
"Вскорости пришел на Русь некий епископ из греков и обратил ту часть этой провинции, которая до тех пор была предана идолищам, и убедил их отпускать бороды, а также перенять другие греческие нравы."3."Житие Виленских мучеников":
"Еустафий же юн беаше възрастом, еще възраст цветущ имея, мужествен и красен и доблествен якоже душею, такоже и телом. Душею же християньство възлюбив, крещается от прежереченнаго иерея Нестера, и пребываше оттоле, яко християн, подобающее житие добре и к Богови любовию приходя, постяся до конца. И ину всяку добродетель делая начальством же и властию князя. Некогда тому последуя о ловитвах пребыванию творящу, и виден бысть от него и возрастающа брады его и власы носяй уже на главе, ниже мало что от сих вредив. Сим огнь обычай служитель есть, отцу их доброненавистному и лукавому бесу узаконоположившему постризати убо яже на главе в долготу яже протяженыя власы, браду же аки бритвою отрезати. Он же яко нечювьствие телу сице злочестная и безумная всякого обычая плотная отложив и сия целы сохранив. Сице убо князь имуща видев, аще христианин есть, въпрашаше."4.Лев Диакон:
"Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой."Я в своих работах про Владимира упоминал, что его жизнь - прекрасный сюжет для фильма или романа. И очень бы хотел хорошего исполнения данной идеи.
В общем, положительный результат возможен, а пока же похвалим за сам факт обращения к нашей древней истории…
Click to view
Click to view