Об этом событии нет какой-либо повести, где рассказывается о самом Крещении, но известия о первых епископах ясно отражают действительность - Крещение Ростова долгий процесс. По ним мы можем примерно представить картинку и проследить за распространением христианства в этой земле.
Первый епископ Феодор, согласно Житию Леонтия Ростовского (одного из его приемников) неудачно начал «просвещение» города и был изгнан жителями. Степенная книга сообщает что он «изнемог» от язычников. Построил в городе дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
По сообщению надписи 1635 года в ризнице Богородице-Рождественского собора Суздаля:
«Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшися, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение»
Ясно, что епископская миссия была провалена, и он обосновался рядом в небольшом населённом пункте Суздале.
Такая же участь постигла и его непосредственного приемника Иллариона, тоже грека, который вскоре вернулся на Родину "ничто же успев".
Изгнание первых двух епископов подтверждается и Степенной книгой.
Как видим, проповедь не задалась и это несмотря на помощь ростовской дружины в Крещении Новгорода. Раз ростовская дружина влилась в Крестоносное войско, то должна креститься, а за ней и весь город, но этого мы не видим. Почему ростовцы поддержали христиан, если сами остались верными религии предков - загадка. Возможно, ростовская дружина желала за что то отмстить бывшей метрополии (в Ростове по сообщению ПВЛ с приходом Рюрика сел его наместник). Или Владимир был рад даже союзу с язычниками лишь бы те не встали на сторону врагов и дружина Ростова не крестилась. Может от этого ростовцам и прощалось изгнание епископов?
Есть и известие Никоновской летописи под 991 годом:
«…После Новгорода святитель Михаил посетил в 991 году с христианской проповедью область Ростовскую, сопровождаемый четырьмя епископами, а также родственником [князя] Владимира - Добрынею и священником Анастасием. Ревностные благовестники крестили здесь множество людей, воздвигли многие храмы, рукоположили пресвитеров и диаконов и устроили клир. В 992 году в Ростов поставлен был и особый епископ; с этого времени возникла здесь епархия, в которую вошла вся область Ростовская…»
Официальное Крещение произошло вскоре после принятия Русью христианства, но основная масса населения ещё долго оставалась в язычестве.
Житие Леонтия:
«За премногую добродетел епископом поставлен бысть градоу Ростову, имже преж бывшии ту епископи, Феодор и Ларион избегоша, и не терпяще неверъствиа и многодосаждения людий.»
Проповедовать в Ростов пустили и какое-то время терпели только третьего по счету епископа -Леонтия, но и его деятельность закончилась печально.
Согласно Житию он тоже был греком.
«Видев Господь душу твою, святителю Леонтие, добродетельми благоукрашенну, благоволи поставити тя во епископа граду Ростову, идолослужением языческим потемненному... Иже посла тя в страну Ростовскую проповедати людям Евангелие Христово, и приводити к познанию веры истинныя идолослужением одержимыя человеки.»
Мы ясно видим, что даже автор жития признаёт Ростов языческим центром.
Далее рассказывается о деятельности Леонтия: «Святомоу убо прележаще оучению, и наказающи в церкви, и ласкающе младыя дети отстоупити от льсти идольския, покланятися и веровати в Святую Троицю, Отца и Сына и Святаго Духа, понеже бо старии омрачившеся неверьствием своим, и не внимаху оучения великаго Леонтия.»;
«И сей же блаженный оставль старца, а младенца оучаше, и абие устремишася невернии на свято помазанную его главу, ови с оружием, а друзии со дрекольем, яко хотяще его изгнати из града и убити.»
Из этих сообщений следует, что взрослые ростовчане проповеди не вняли, а вот детей удалось приобщить к вере. Ясно, что жителям Ростова это не понравилось, и они решили изгнать святого.
Дальше житие рассказывает чудесах, но не говорит о печальном итоге - смерти просветителя....
Однако мы благодаря Акафисту можем узнать ещё несколько подробностей проживания Леонтия в Ростове.
Кондак 4:
«Буря гонения языческаго паки возшуме на тя, святителю Леонтие, и изгна тя из града Ростова на предградие его, идеже ты поселился еси, и храм Божий во имя Архистратига Сил Небесных тамо создав, при нем подвизался еси в трудех апостольских, зовый единому могущему спасти заблуждшыя человеки Христу, Царю и Богу: Аллилуиа.»
Значит, его тоже изгнали, но он в отличии от предшественников решил остаться за городом.
И о его мученическом подвиге никто не узнал бы, однако есть «Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому»:
«Не в том совершенство, брат, чтобы славили нас все, но чтобы правильно вести житие свое и чистым себя соблюсти. Поэтому-то, брат, из Печерского монастыря пречистой Богоматери многие епископы поставлены были, как от Христа, Бога нашего, во всю вселенную посланы были апостолы, и, как светила светлые, осветили они всю Русскую землю святым крещением. Первый из них - Леонтий, епископ Ростовский, великий святитель, которого Бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные, - это третий гражданин Русского мира, с теми двумя варягами увенчанный от Христа, ради которого пострадал.»
Первопрестольник!!! Выходит он был первым успевшим что-то сделать на должности. Симону нет нужды умалчивать о мученичестве Леонтия, он гордиться его подвигом. Так как это послание одного служителя Церкви другому, то более правдивый документ, чем Житие. Ясно, что в среде священников Леонтия считали убитым язычниками, но в Житии и на публике умалчивали об этом факте, иначе выходило, что все чудеса и проповеди были напрасны, Крещение не происходило мирно.
Это подтверждает и деятельность его приемника Исайи, о которой мы знаем из его Жития. Епископом он стал в 1078, однако идолы до сих пор стояли на Ростовской земле. Он принялся исправлять ситуацию:
Житие Исайи:
«Блаженный Исаия был рожден и воспитан в Русской земле, в Киевской области, благородными и христолюбивыми родителями. С юных лет возлюбив Христа и оставив сладость мира, он пришел в Печерский монастырь к преподобному Феодосию, желая быть черноризцем.»
Итак, Исайя киевлянин, один из первых русских христиан, крещёный ещё в детстве. Его соотечественники лучше поймут, но вот согласятся ли с ним?
«Когда отошел к Богу блаженный Леонтий чудотворец, епископ Ростовский, преподобный игумен Исаия судом Божиим и общим избранием поставлен был во епископа Ростовского. Приняв такой великий сан, он перешел на свой престол в богохранимый город Ростов, и видя там своих свирепеющих овец, то есть новокрещенных людей, не утвержденных еще твердо в вере, содрогался сердцем, помышляя, что должен дать за них ответ в день суда Начальнику пастырей Иисусу.»
Ростовская кафедра, как мы знаем, была не лучшим местом назначения, и из данного отрывка следует, что даже крещенные его предшественником люди слабы в вере.
Житие сообщает об опасении Исайи.
Нам, как изучающим историю распространения христианства в Ростовской земле наиболее интересен вот этот отрывок:
«Обходил он и другие города и селения в Ростовской и Суздальской областях, распаляемый рвением к благочестию. И где находил идолов и капище, разорял их и предавал огню, а людей учил и наставлял веровать православно во Святую и Единосущную Троицу. Принимающих веру, он крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не хотящих веровать удивлял многими знамениями, чтоб и их приклонить к вере. Итак, благодатью Божией, вскоре привлек всех ко Христу.»
Вот так коротко сообщили об уничтожении языческой культуры и языческих святынь. Именно с этого епископа, который сосредоточился не только на Ростове, но и прошёлся по всему княжеству начинается реальное влияние христиан в регионе. Подчинение населения их воле, уничтожение идолов и капищ в Ростове. По сути его реально Крещение. Так что Исайя сильно недооценён.
«После того он пробыл на престоле своем один год и, благостно пасши свое стадо, обратив к Богу много неверных, воздвигши много церквей и сотворив много чудес, в добром исповедании окончил временную жизнь, в год от создания мира 6598, от Рождества же Христова 1090, месяца мая 15-го дня.»
Исайя ещё и строил церкви, чем продвигал христианскую религию, закладывал её опору, готовил почву для массового обращения ростовцев.
Так же важно отметить, что раз капища функционировали, несмотря на их повсеместный запрет, вряд ли бы Исайе разрешили их разрушить волхвы, живущие там, и простой народ. Но вот если епископ пользовался помощью дружины, возможно бывшей войском наместника, который кроме всего прочего должен был обеспечивать распространение христианства в регионе и назначался князем-христианином.
Первый епископ, который не был изгнан или убит.
Ему приемствовал Ефрем. О нём мало известно. Однако, уже известный нам епископ Симон в своём послании указывает:
«Первый из них - Леонтий, епископ Ростовский, великий святитель…
…
Потом были епископами: Николай и Ефрем - в Переяславле, Исайя - в Ростове, Герман - в Новгороде, Стефан - во Владимире, Нифонт - в Новгороде, Марин - в Юрьеве, Мина - в Полоцке, Николай - в Тмутаракани, Феоктист - в Чернигове, Лаврентий - в Турове, Лука - в Белгороде, Ефрем - в Суздале.»
Исайя и Леонтий названы епископами Ростовскими, а вот их преемник Ефрем - суздальским. Может в Ростов его опять не пустили или после смерти Исайи его войска ушли, и город опять вернулся к язычеству. Кстати о смерти Исайи мы знаем из Жития, а их недостоверность мы узрели выше на примере Леонтия...
Значит, труды всех перечисленных нами епископов нельзя назвать успешными. Но это ещё не все сведения о долгом пребывании региона в язычестве.
«В се же лѣто (1091) волхвъ ӕвисѧ Ростовѣ . Иже вскорѣ погъıбе» Лаврентьевская летопись.
Как я уже много раз отмечал о каждом явлении и убийстве волхва писать не будут. И волхв явился аккурат после смерти епископа. Может так в летопись попал народный всплеск, вызванный ослаблением епископской власти в регионе, народ, возможно, восстал против нового епископа-разрушителя. То, что люди пошли за волхвом, говорит о том, что действия епископа были насильственными.
Однако волхв погиб и ясно, что не сам...
Информации о преемниках Исайи мало. Если посчитать таковым Ефрема суздальского умершего около 1112(по другим данным от 1112 до 1147 года), то следующий епископ Иоанн упоминается в этом качестве с 1131 года…
Некоторое время город был даже без официального епископа?!?
А если довериться «Посланию…», то вообще получится, что после смерти Исайи в 1090 году до 1147 епископа в Ростове не было.
Дальнейшие малочисленные известия про жизнь епископов для нас ценности не имеют, так как про борьбу христианства и язычества в Ростове мы из них не узнаём.
Однако Епископ Леон, поставленный вместо смещённого Нестора, не всеми воспринимался как законный, однако под 1159 в Лаврентьевской летописи читаем: «выгнаша ростовци и суждальци Леона епископа, зане умножилъ бяше церковь, грабяи попы».
Получается, чуть в Церкви разлад народ выгнал епископа и ограбил попов. Вряд ли здесь он разобрался в ситуации и полностью стал на сторону тех, кто считал Леона незаконным....
Может Ростов вспомнил времена Феодора, первого епископа?
В 1162 его изгнали повторно.
1160. «Погоре Ростов и церкви вcе и сборная и дивная и великая церкы святое Богородице, якое же не было, ни будеть». Лаврентьевская летопись.
Странное дело, сгорели лишь церкви, иначе сообщили бы о пожаре. Более того - знакомое нам житие Леонтия сообщает:
«И положено бысть святое его и честное тело в церкви Святыя Богородица, иже бе создал преж его бывшии тоу епископ, иже бе создана от древ дубовых, бяше же чюдна та акоже не бывала, ни потом не будет. И потом многим летом минувшим, по Божию попущению загореся град Ростов, и погоре мало не весь град, и церкви погоре Святыя Богородица. И повеле же благоверный и богохранимый князь Ондрей сын великаго князя Георгиа, внук Володимеров, создати церковь каменоу, во имя Успения Пресвятыя Богородица, на месте погоревшия церкви. И нача копати рвы, и обретоша множство мертвых телеса, идеже и обретоша блаженнаго Исаию, и бе церкви мала основана. И начаша людие молитися князю, да бы повелел боле церковь заложити, и едва умолен быв, и повеле воли их быть.»
Здесь уже говорится о пожаре, но Жития часто что-то додумывают и приукрашивают. После него построили новую церковь и обрели мощи Исайи. А как же в христианском городе могли забыть местоположение мощей? Как справедливо замечает Прозоров, а что стало с теми, кто был на похоронах столь много сделавшего для христианизации просветителя?
Христианизация продолжалась, и известий о сопротивлении нет... до второй половины XII века (общепринятая датировка).
Уже давно прошли лихие времена изгнания просветителей и Русь, казалось бы, крещена, однако, Житие Авраамия, святого «просвещавшего» жителей Ростова, повествует о сокрушении идолов. Согласно ему Авраамий родился в некрещёной семье:
«Еще бо бе ту людие в то время некрещены быша, имя же бе ему наречено по-чухломски Иверик. И бе от рождения своего той разслаблен неисцельною болезнию, и лежа на одре своем 18 лет. Приходяще же купцы ко отцу его из далных стран, из Нова града, изо Пскова и из немец, торгующе со отцем его. И видяще отрока того лежаща на одре в болезни суща. И пришедше, посещаху его, и сказующе ему о вере Господа нашего Иисуса Христа.»
Значит это ещё одно подтверждение, что крещение не было поголовным.
Отроку пришлось бежать из дома.
Житие:
«И прииде ко игумену благословение прияти отъити в дебрь на предния своя труды, и, получив благословение, и поиде к востоку. И дошед до Тихвинских весей. И слышав ту, яко князь Владимир киевский крестит Российскую землю во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И оттуду преподобный пойде на полудни, глаголя сице: Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине (л.8об.) Твоей. И дойде града Ростова, и виде, яко ту вера благочестивая просиявает, и бе первый епископ Феодор, да благоверный князь Борис Владимеровичь. И ту епископ Феодор нача приходящих к нему крестити во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Мнози же безумнии человецы, неверием одержими во граде том, негодоваху на епископа. И бе распря и нестроение от неверных епископу. Видев же преподобный Авраамий сие от неверных насилие, и изыде из града подле езера, яко едино поприще. И ту созда себе малу колибицу, и нача в ней пребывати з Богом. Видевше же его ту благоразумнии и богобоязнивии человецы, крещеннии же и некрещеннии, тако творяща, Господа ради труждающеся, и начаша приходити к нему послушати слова Божия.»
О том, почему упоминается князь Владимир мы поговорим ниже, а пока заметим, что горожане противились священникам и Авраамию пришлось уйти из города и проповедовать оттуда приходившим к нему. Как видим, в городе проповедовать было затруднительно.
В тексте указано, что Чудский конец поклонялся каменному идолу Велеса, но скорее всего он просто располагался в этом месте, а покланялся весь город. Ведь если бы истукан почитала лишь часть города, то его бы снесли, да и Житие упоминает, что много было не крещённых.
Также указано, что христиане возле идола не ходили. Почему бы это?
Но нашему герою удалось без сопротивления с помощью магической трости сокрушить очаг древней веры. Может тростью выступила княжеская дружина? Вряд ли те, кто находился у храма скотьего бога, кого боялись ростовские христиане, раз предпочитали не проходить мимо, дали бы священники сделать задуманное...
А сам Авраамий лишь поставил на месте капища церковь, так как оно считало местом Силы и многие приходили поклониться месту, церковь как бы подменяла древне святилище. Да и пресекли возможность возрождения капища..
Дальше Житие сообщает, что ростовцы чинили святому всяческие неприятности:
«Людие же, елицы окрест монастыря живущии, зломыслием своим и неверием одержими, вооружахуся на преподобнаго, паче же с ними сам сатана, иже древле от них чествуем бяше, и действоваше в них. И от тех многонеразумных человек зла приях. Овогда убо разорити святыню его хотяху, овогда же сожещи, но Богу не попустившу их, молитвами и терпением Авраамия чудотворца. Елико бо они злобою вооружахуся на святаго, толико он молитвою о них подвизашеся. Мнози же невернии, видевше преподобнаго терпение и непреложное утверждение, и верующе. Инии же возвращахуся во град к неверным и совокупляхуся на епископа. Понеже суть мнози во граде невернии.»
В общем, иногда спасло только стечение обстоятельств (чудо, и, наверное, опять княжья дружина) иначе люди просто убили бы ненавистного разорителя святыни, о стремлении к этому свидетельствует Житие и повторяет, что много было «неверных».
Теперь о датировке деятельности этого святого. Это ведь последнее известие о сопротивлении Ростовского края, но оно, надо полагать, было и после...
Все Жития не особо утруждают себя исторической достоверностью и фактами. Их цель показать святость описываемого персонажа, а остальное просто необходимые подробности. При этом историчность, повторюсь, играет далеко не ведущую роль. И автор мог, желая возвеличить святого, сделать его современником Крестителя. На то, что действовал он много позже указывает ряд фактов из самого Жития: Указано что великий князь сидит во Владимире, а это реалии второй половины XII - начала XIII века. Житие было составлено в XV, так что перенос современных составителю фактов положения на древний сюжет исключён, и это важное подтверждение, того что действовал Авраамий как раз во времена восседания правителя Руси во Владимире. Монастырь, который по житию основал Авраамий, получил статус архимандритии, но такого не могло быть при Владимире Великом.
Есть в одной из редакций Жития сведения о пострижении Авраамия в Валаамском монастыре, который был основан опять же много позже жизни Владимира - 1389-1399 года. Монастырь, основанный Авраамием, впервые упоминается в 1261 г. Археология подтверждает его основание в XIII веке, а не во времена Крещения.
В.Г. Пуцко, исследовавший, якобы крест-навершие жезла, сокрушившего идола, определил, что это копия XIV века. Оригинал он отнёс к XIII.
Так что последнее известное сопротивление ростовцев новой религии и сведения о поклонении их славянским богам относятся к этому столетию.
Я отлично понимаю и восхищаюсь подвигом первых подвижников, селившихся в чужой враждебной земле, ежедневно рисковавших жизнь ради просвещения других (они искрении верили, что просвещают и спасают от тьмы).
Но понимаю и ростовских язычников, которые были против прививания их соотечественникам, друзьям, родственниками, детям чуждого и противного им мировоззрения, против вторжения чуждой веры в их мир...