Первое Крещение Руси и языческий переворот 882 года.

Dec 10, 2014 22:24

                                            В иностранных источниках отсутствуют сведения о                                                                 крещении Руси около 988 года. Это объясняется тем, что                                                                                                де-юре русы уже были крещены.
О перовом, и по мнению византийцев единственном, крещении русского народа известно удивительно мало. Оно не популярно и в отличии от Крещения Владимира мало интересует общественность. А между тем именно этот акт перехода киевского князя и части верхушки в христианство воспринимался иностранцами как акт крещения всей Руси, деятельность Владимира же считалось продолжением христианизации. С этого момента Русь культурно вошла в орбиту влияния Византии.
Даже после полного провала христианства в остальных землях Руси и убийства Осколда (Аскольда) ромеи, реально это понимавшие, не хотели признавать поражение и упорно считали русов христианами на официальном уровне.
К сожалению, о самом крещении кроме сообщения патриарха Фотия о направлении на Русь епископа и крещения правителя мы ничего не знаем. Скорее всего, массовое крещение произошло только в Киеве, который позже Владимир сделает плацдармом для миссионерской деятельности. Предположительно крещение предусматривалось торговым договором за выгодные привилегии русских купцов. О количестве походов Осколда на Константинополь нет единого мнения. Возможно, христианство являлась осознанным выбором Осколда после нескольких походов, что подтверждает то, что он не задействовал в крещении дружину, и рассчитывал только на крещение по доброй воле. Скорее всего, он крестился потому, что уверовал, но народ собирался крестить безболезненно, в долгосрочной перспективе.

При Аскольде в состав Киевской Руси входили земли полян, древлян, дреговичей и юго-западной части северян (с городом Черниговом). Именно эти земли князь предполагал крестить. О христианизации сведений нет, но логически ясно, что она была (раз Фотий сообщал о крещении всего народа, а не только правителя) и успеха не возымела. Более того, она вызвала сильную языческую реакцию, приведшую к приглашению язычника-Олега на престол. Осколд  хотел крестить Русь мирными путями, в отличие от Владимира. Сделать это было даже в долгосрочной перспективе  невозможно. Если с проповедниками не прибыло войско народ, после хуления их богов, придёт в ярость и ополчится на князя киевского, под покровительством которого это происходит. Владимир, имевший перед глазами печальный пример, догадался о причине неудаче и миссионеров снабжал солидной дружиной, которая очень часто пригождалась.

В какой-то момент киевлянам надоели постоянные поощрения христиан и проповеди. Понимая, что князь не натравит на них войско (в большинстве оставшиеся языческим) поляне осмелели и призвали северного князя Олега, при условии, что тот возродит языческие порядки и сам расчистит престол (предположение сделано на основе того, что убийство Осколда и последующие вокняжение Олега, принятого киевлянами, говорит о том, что последние были не против смерти князя и в сговоре с убийцей, а это могло быть только из-за христианства, ибо князя-отступника, по тогдашним убеждениям, можно не слушаться).

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит подробный рассказ о захвате Олегом власти. Он высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь» - и тут же убил их.
Всё это говорит о спланированной акции, совместно с киевлянами, которые после не мстили за князя, а приняли Олега.
Из киевской верхушки не выбрали, потому что при выборе одного забунтуют другие. А Олег был представителем древней северной династии, обладающий хорошим происхождением и занимающий престол Новгорода.
Так что Олег не захватил Киев, а был призван. Что касается вопроса - почему Осколд не узнал о заговоре, то возможно у него просто не осталось верных людей, как у христианина-правителя в полностью языческой стране.

Возможно последующие прохристианские князья (Ярополк,Олег,Святослав) не крестились открыто, помня об участи Осколда, боясь потерять народное уважение и свой авторитет. А Владимир Святославович, открыто крестившись, всё своё правление после 988 года вынужден был мечом дружин обращать в веру народ, что бы ни восстал.

О первом крещении и подвигах Осколда мы мало знаем потому, что князю, при котором составлялась ПВЛ, Ярославу Мудрому было выгодно выставить первым и единственным крестителем своего отца. Впрочем, это во многом являлось правдой, так как процесс реальной массовой христианизации начал именно он.

Борьба язычества и христианства на Руси, Крещение, Киев, Владимир Святославович, князь Олег, Осколд

Previous post Next post
Up