В прошлые выходные после посещения церкви и общения с отцом Дорофеем, в руках у меня оказалась интересная книга. История о князе Сербском Лазаре. Я решил выбрать несколько цитат из книги, которые показались мне важными для любого человека.
«Все вещи имеют свои неизменные и неотъемлемые имена. Но на земле эти имена распространяются только на символ вещей и даже на символы символов - по неспособности языка и слабости человеческого видения. Также и слово свобода распространяется на многие связи и многие положения среди людей на земле».
«Каков дух в человеке, таков и человек».
«По логике творения, все что во Вселенной становится старым, должно отойти, замениться новым. Люди с плотскими рассуждениями оценивают старость по времени, а духовно мыслящие определяют по внутренней силе».
«Держава твоя одряхлела и должна погибнуть. Хотя погибнет не от старости, но отравленная ядом, который приняла и накопила в себе. Этот яд превратил ее в дряхлую, морщинистую старуху. Земля проросла сквозь души».
«Мы, духи видим ум всякого человека в целостности, таким, каков он есть. Но вы обложенные телом, не в состоянии так смотреть. Вы цените ум за мысли и потому часто ошибаетесь. Ибо испорченный человек имеет привычку прикрываться красивыми мыслями, как безобразное лицо - белилами. А правдивый и чистый ум опять же нередко скрывает себя с помощью юродства».
«Самообман за самообманом всякий день дает пощечины любителям земного Царства, но наперекор всему они неутомимо созидают себе башню счастья из земных забот, доколе не сваливаются в жерло смерти, так и не увидев счастья. Они объявляют своих предков сумасшедшими за то, что те тщетно шли к счастью своими дорогами, а не искали его на путях предшественников, провозглашая предков безумцами и тем самым свидетельствуя, что они - дети безумцев. И в конце концов ничего не совершив и не добившись из желаемого, они оставляют своим потомкам завещание искать счастья на тех же самых путях, на которых сами ничего не нашли».
«Ибо для Него более выносимо большое поругание от некрещеных, чем малое - от крещеных».
«Смотри, твои крестные знамена все еще развеваются над этим полем битвы. Еще немного - и они будут брошены и растоптаны. Ибо грешные властители твои уже давно бросили и растоптали это святое знамение. Но растоптанные на Косове Кресты вознесутся легко в сердце народном и поселятся в нем. И со временем всякий твой потомок, всякий православные сын и дочь в твоем христианском народе будут представлять на этой земле живое крестное знамя. А когда честной Крест не символично, но истинно поселится в сердцах людей, тогда легко будет сделать это знамя из шелка, а древко из самшита. Ибо людям всегда легче воспринять символ, чем действительность, и образ, чем дух и истину. Когда твой народ будет жить в рабстве у некрещеных столько веков, сколько древний Израиль был рабом у Египетских фараонов, Крест настолько заполнит твою душу и душу твоего народа и настолько утвердится внутри ее, что этим заново воздвигнется крестное сотканное знамя, внешнее рабство будет быстро свергнуто, внешняя свободна легко добыта и царство снова будет восстановлено».
«Кто душу свою отдает за земное Царство, делает то же, что и неразумный Исав - продает свое первородство за чечевичную похлебку. Люди обычно воспринимают внешнее рабство как потерю. Это и есть утрата, но чего? Не души, но вещей, земель, власти, господства. А если это не утрата для души, то это вообще не утрата. Ибо все остальное - только заставленная сцена, на которой показывает себя душа. Душа может превосходно сыграть свою роль и без всякой толпы и заставленной сцены. Когда человек возлюбит наше Небесное Царство, тогда для него всякая стопа земли, на которой он стоит, будет превосходной сценой, на которой он исполняет свою роль».
«Человек, который бросает семена на ниву, в глазах неразумного наблюдателя обкрадывает себя, ибо опустошает свои житницы. Но расчет делается не при посеве, но при жатве».
«В чашу свободных народов мудрость добавляет горечь, а в чашу порабощенных - мед. Но то и другое умеренно, чтобы лекарство не стало отравой».