«Новойл». Этапы большого пути

Sep 24, 2012 13:25


Бурно развивающееся народное хозяйство нуждалось в горючем и смазочных маслах. В июле 1946 года в Уфу приезжает комиссия Министерства нефтяной промышленности СССР для выбора площадки под новый завод. 15 ноября того же года министерство утверждает плановое задание на сооружение первой очереди, а в июле следующего года только что созданный трест № 21 приступает к работам.



На строительство завода со всех концов Башкирии стекается молодежь, в основном деревенская, не имеющая никакой специальности, но с избытком романтической энергии и энтузиазма. В этом была главная особенность того времени. В последствие многие молодые строители станут технологами, машинистами, слесарями и свяжут свои судьбы с нефтепереработкой.

Первой была пущена 21 июля 1951 года электрообессоливающая установка, на ней подготовили первые тонны нефти для переработки. А 25 июля произошло главное событие: на установке АВТ-1 получили бензин. Эта дата считается днем рождения завода. Непосредственные участники той вахты - выпускники ремесленного училища П. Озеров, А. Фахрутдинов, С. Дъяков, Н. Гайнутдинов, старший оператор А. Зеленкин, который доложил о получении первой партии бензина начальнику цеха И. Герштейну, начальником установки был Н. Смирнов, ставший затем заместителем главного инженера предприятия.

Проектная мощность АВТ - 500 - 600 тыс. т. нефти в год. На ней не могли быть предусмотрены многие вторичные процессы. Поэтому глубина переработки нефти и качество нефтепродуктов были низкими. В первые годы завод выпускал автомобильные бензины с низким октановым числом - А-56, А-66, дизельное топливо с однопроцентным содержанием серы, низкосортные масла и битумы.

В конце 1951 года ввели в эксплуатацию термические крекинги № 2, 3, 4, через год - риформинг-1 и АВТ-5, затем АГФУ-1, которая начала перерабатывать газы, сжигавшиеся прежде на факеле. Завод из месяца в месяц набирал силу и технологическую разветвленность.

В 1954 году вводятся в действие первые установки маслоблока АВТМ-1 и 2. Таким образом к топливному направлению прибавляется масляный. Проект предусматривал переработку в год 7 млн. т сернистых нефтей Башкирии, Татарии и также тюменских месторождений с выработкой 212 тыс. т масел. Наряду с дизельным, машинным, веретенным, трансформаторным, турбинным и другими маслами здесь получали парафин и битум. Целый ряд масел - турбинное, МС-8 и другие - производились для нужд страны только здесь.

«Ново-Уфимский стал крупнейшим в Европе заводом топливно-масляного профиля, - рассказывает Герой Социалистического труда, почетный нефтяник РФ Г. Теляшев.- Завод  был на сто процентов оснащен отечественным оборудованием. Заводчане поддерживали тесные связи с коллегами из Сызрани, Грозного, Куйбышева, Саратова, обменивались опытом. В то же время между родственными предприятиями страны происходило мощное соревнование, которое способствовало улучшению технико-экономических показателей. За большие успехи в увеличении производства нефтепродуктов, внедрение передовой технологии коллектив завода награждается орденом Ленина, а затем - орденом Октябрьской Революции и другими высокими государственными наградами».

В судьбе Г. Теляшева отразилась судьба тысяч уроженцев нашей республики, которые трудились вдохновенно и творчески. Он в 1949 году увлеченный мечтой стать нефтяником, приезжает из д. Суюнчи Давлекановского района в столицу и поступает в Уфимский нефтяной институт. Через год из-за болезни отца-фронтовика Великой Отечественной войны и необходимости помогать материально семье переводится на вечернее отделение и поступает работать помощником оператора на Уфимский НПЗ, становится оператором. В 1954 году переходит старшим оператором на строящийся маслоблок Ново-Уфимского НПЗ. Бригада, которую возглавляет Теляшев, отличается безукоризненной дисциплиной и при этом в ней царит атмосфера поиска резервов, совершенствования технологических процессов. В 1959 году бригада обязуется довести межремонтный период установки до одного года вместо трех месяцев по плану и достигает цели. В дальнейшем беспрерывная работа установки доводится до 20 месяцев, таким образом был установлен рекорд по стране. А реконструкция, проведенная по инициативе Теляшева, позволяет увеличить мощность установки вдвое. На его установке министерство проводит Всесоюзную школу-семинар по изучению передового опыта. Теляшев довел до совершенства борьбу с коррозией металла: учитывая высокое содержание серы в нефти, он предложил многие трубы заменить на чугунные, а лабораторные анализы металла проводил на месте, обходясь без услуг лаборатории. За выдающиеся производственные успехи и инициативу в организации соревнования за звание бригады «Ударник коммунистического труда» 28 мая 1960 года Г. Теляшеву присваивается звание Героя Социалистического Труда. Сегодня доктор технических наук, профессор Теляшев руководит проектным институтом «Востокнефтезаводмонтаж» и одновременно работает главным технологом ГУП «Институт нефтехимпереработки» Академии наук РБ.

Важным этапом в развитии завода стал выпуск масел для автомобилей ВАЗ в связи со строительством автомобильного завода в Тольятти. Масла после испытаний были одобрены фирмой ФИАТ. В 1995 году освоено производство моторного масла «Новоил-Мотор» для автотранспортных дизелей, обкаточные масла для двигателей ВАЗ, трансмиссионное «Новоил-Г», которое занесено в Серебряную книгу фирмы «Мерседес-Бенц». В 1996 году получен допуск от фирмы «Мерседес-Бенц» на масло «Новоил-экстра1» с присадками фирмы «Шелл».

В 1995 году на заводе был разработан состав автомобильного бензина Евро-Супер-95 по новым техническим условиям с добавкой многофункциональной присадки SAP-9500 фирмы «Шелл». Испытания дали положительный результат, бензин Евро-Супер-95 Ново-Уфимского завода допущен к применению на автомобильной технике.
Одним из первых среди промышленных предприятий республики Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий получил право вести самостоятельно внеэкономическую деятельность. Этим и обусловлено его переименование: в 1993 году завод стал называться «Новойл».
Энгель ЗАЙНЕТДИНОВ,
Ринат ФАЙЗРАХМАНОВ.

новойл, башнефть, бензин, уфа, Теляшев, ФИАТ, Мерседес-Бенц, Озеров, башкирская нефть, ВАЗ, новойл-мотор, риформинг

Previous post Next post
Up