Первооткрыватель башкирской нефти

May 10, 2012 10:20

В 1929 году по инициативе академика И. М. Губкина в Башкирию были направлены три специальные геологические партии. Одной из них, которую возглавил геолог А. А. Блохин, было поручено проверить предсказания И. Лепехина и выявить условия нефтеносности Ишимбайского района. Областной комитет партии и правительство Башкирии активно поддержали идею поисков нефти в Ишимбайском районе.



Алексей Александрович Блохин - личность для республики Башкортостан легендарная. Имя его навечно связано с городом Ишимбаем. В честь А. Блохина там открыт мемориальный комплекс, названа улица, в городском музее экспонируются некоторые его вещи.

Родился Алексей Блохин в мае 1987 года в Ярославской губернии, в крестьянской семье.
Окончив в 1909 году сельскую начальную школу, поступил в Костромскую гимназию, затем работал учителем.
После службы в Красной армии поступил в Московскую горную академию, в которой в те годы читал лекции И. М. Губкин. Блестящий лектор, Губкин буквально завораживал студентов на своих занятиях.
Доходило до того, что многие студенты оставляли свои факультеты и переходили на геологический факультет, на курс Губкина. В их числе оказался и молодой Блохин.


В 1927 году А. Блохин, после защиты дипломного проекта стал работать старшим научным сотрудником ГИНИ (Государственный исследовательский нефтяной институт).
«По-предложению И. М. Губкина, - писал позднее Алексей Блохин, - ГИНИ направил меня летом 1929 года для выяснения геологического строения и проведения предварительной разведки в районе выхода битуминозных пород в Стерлитамакском районе. Эти работы были закончены в 1930 году заложением глубоких структурно-разведочных скважин, начатых бурением трестом «Востокнефть» в начале 1931 года. В мае-июне 1932 года две из этих первых четырех скважин - № 702 и 703 - дали фонтанные выбросы нефти, решив тем самым вопрос о дальнейшем расширении разведки Ишимбайского месторождения».
XIV Башкирская областная партийная конференция, состоявшаяся в июне 1930 года, высказалась за немедленную организацию бурения скважин в этом районе. Правительство Башкирии поставило вопрос о проведении глубокого разведочного бурения в районе Ишимбаево перед Президиумом ВЦИК и Совнаркомом СССР результатом чего явилось постановление Совнаркома СССР, от 28 октября 1930 года, поручившее ВСНХ СССР «…обеспечить в планах Союзнефти на 1931 год глубокое бурение месторождений нефти в БАССР».
Осенью того же 1930 года, основываясь на результатах своих исследований, геолог А. А. Блохин наметил четыре точки на правом берегу реки Белой в районе Ишимбаево для бурения структурных скважин под номерами 701, 702, 703, 704.
В отличие от своих предшественников, Алексей Александрович ориентировался на тектоническую структуру района. Он провел детальное геологическое картирование и первые четыре скважины наметил там, где среди уфимских красноцветов на поверхность выходят более древние гипсы и доломиты кунгура, т. е. на тектонических поднятиях. Точки для этих буровых Блохин выдавал лишь после тщательной геологической съемки и разведки местности шурфами и мелким бурением. Из них две сразу указали на два месторождения - настолько тщательно они были определены.
Незадолго до этого состоялось совещание геологов-нефтяников страны, где прозвучали голоса о бессмысленности бурения в пустых структурах на «мертвую» уральскую нефть. Геологический комитет, например, заявил, что поиски нефти в Урало-Поволжье «такая же авантюра Губкина, как и Курская магнитная аномалия». А в августе 1931 года из треста «Востокнефть» поступило указание прекратить бурение скважины № 703. Геологи А. А. Блохин, М. А. Саушкин и рабочие-буровики выступили против этого решения, и их поддержали.
Алексей Блохин начал работы на территории Башкирии, несмотря на то, что в успех нового дела не верили. Работы А. А. Блохина тормозились, но все же он провел тщательные геологические исследования в районе Ишимбая и детальную разведку, подтвердившие прогнозы Губкина о наличии нефти. Результат известен - 16 мая 1932 года дала промышленную нефть скважина № 702, а 3 июня забил фонтан из скважины № 703.
В своей работе «Чудесный клад» К. Мангушев, В. Поляков. Ю. Уткин отмечают выдающиеся организаторские способности и такие черты характера Блохина-ученого: «В подтверждение своей точки зрения он вместе с рабочими бурил шурфы, выбирал места для новых скважин, лично отвечал за то, что не напрасно будут израсходованы крайне ограниченные тогда денежные, материальные и людские ресурсы страны. В те годы это была не просто академическая ответственность ученого за реальность и полезность своих идей…».
Выступая на III сессии БашЦИКа в 1932 году А. А. Блохин сказал:
- Уже первые нефтяные фонтаны Стерлитамака дают указание на промышленное значение этого месторождения, представляющего собой большой интерес с точки зрения экономики всей страны и, конечно, исключительный интерес с точки зрения индустриализации Башкирской республики... (Башкирская нефть, М. Шакиров, Е. Столяров, С. Бикбов и др. М., Недра, 1982.)
В постановлении БашЦИК была указана необходимость «особо отметить энергичную и плодотворную деятельность в области изыскания и открытия башкирского нефтяного месторождения инженера-геолога Блохина. 19 января 1933 года Президиум БашЦИК решил: ходатайствовать перед Президиумом ЦИК СССР о награждении Блохина орденом Ленина». Но, как известно, орден Блохин не получил. Причиной тому, как считают многие его биографы стали излишняя принципиальность и прямота суждений Блохина, которые не всем нравились.
После открытия первого месторождения нефти в Башкирии, которое положило начало рождению «второго Баку», А. А. Блохин работал помощником и заместителем академика И. М. Губкина, занимавшего тогда пост начальника Главного геологического управления. В 1940 году он становится зам.начальника, главным геологом управления Наркомата тяжелой промышленности СССР.
С началом Великой Отечественной войны А. А. Блохин в качестве заместителя начальника Башкирской нефтяной экспедиции АН СССР организовал большой коллектив из ведущих геологов и геофизиков и направлял его работу в Ишимбайском районе. Семья Блохина также переехала в Башкирию.
А. А. Блохин умер в Ишимбае 6 октября 1942 года от болезни сердца. В городском парке установлен памятник. В глыбу серого гранита врезался, как в земную твердь, угольник из гранита более темного цвета. В рамке из мрамора надпись: «Инженер-геолог Блохин Алексей Александрович 1897 - 1942. Первооткрывателю Башкирской нефти».

востокнефть, башнефть, история, ГИНИ, башкирская нефть, Ишимбай, блохин, губкин

Previous post Next post
Up