Оригинал взят у
vagapovrz в
У дорожного строителя «все должно быть прекрасно: и одежда, и душа, и мысли».... Процесс интеграции в мировой рынок, как и развитие собственной экономики, идут в нашей стране поступательно. Но дается это непросто. Сейчас федеральные трассы едва-едва справляются с резко возрастающим транспортным потоком. Бесконтрольное движение тяжеловесных фур становятся причиной бедственного состояния отечественных автомагистралей. По своему разрушительному воздействию на дорожное полотно, по мнению специалистов, один 12-ти тонный большегруз равняется десяти тысячам легковушек.
Федеральное дорожное агентство, пытаясь упорядочить нагрузку на дорожную систему, ежегодно вводит весенние, а с 2011 г. и летние ограничения на движение грузовиков. И это в определенной степени помогает снять остроту проблемы. Другим путем является увеличение выделяемых средств на реконструкцию существующих и строительство новых трасс.
К примеру,
ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск», только за последние несколько лет ввело в действие 60 километров подвергшихся реконструкции новых дорог.
По сути, построенные в 70 годы прошлого века трассы давно требовали такого кардинального подхода, но финансирования все не было. Наконец лед тронулся. В этом году работы по реконструкции ведутся на 34 километрах автомагистралей, всего по этой статье мы ныне должны выполнить работы на 7,5 миллиардов рублей, тогда как в прошлом году было 3,7, а в позапрошлом 2,7. То есть динамика вложений в отрасль только на примере нашего управления прослеживается достаточно четко. Она идет в русле реализации положений послания Президента РФ Федеральному собранию РФ в декабре прошлого года в части удвоения объемов строительства и реконструкции автомагистралей.
Конечно, это хорошо, что возрастает финансирование. Но в свете того, что следом возникает немало охочих за легкими, как им кажется, деньгами, которые включаются в подачу заявок на участие в тендерах (несмотря на отсутствие опыта, техники и специалистов), возросшие объемы финансирования предполагают, прежде всего, возросшую степень ответственности как заказчика так и исполнителя. Именно поэтому (повторюсь) главной задачей сегодня, является следование курсу максимальной прозрачности на всех этапах, от объявления торгов до сдачи объекта, и выявление недобросовестных подрядчиков, чья основная цель - не честная конкуренция, не стремление качественно выполнить строительно-монтажные работы, а только извлечение максимально возможной прибыли в ущерб исполнения государственных контракта.
Краеугольным камнем в фундаменте организации работ является обеспечение необходимого качества на всей цепочке производственной деятельности, начиная от оценки поступающих материалов и заканчивая обустройством трасс. Ведь именно благодаря тотальному контролю удается получить желаемый результат - это безопасные, долговечные и качественные дороги. Это наша основная задача. Управление проводит тщательный, даже скрупулезный мониторинг всего спектра работ подрядчиков, благодаря чему удается значительно улучшить качество производимых работ. Мы оснащены современной стационарной и тремя передвижными лабораториями, получившими необходимую аккредитацию, которая позволяет проводить все необходимые исследования в соответствии с государственными стандартами.
К примеру, берут пробу асфальтобетона, а она не соответствует ГОСТу. Асфальтобетон проверяют на водостойкость, прочность, плотность, сдвигоустойчивость, трещиностойкость и ряд других параметров. И далеко не всегда поставляемая подрядчиком продукция нас удовлетворяет по соответствию государственным стандартам. Обыватель привык ругать дорожников за некачественный ремонт покрытия полотна трассы, которое через определенное время пришло в негодность. Однако мало кто задумывается, что причина скрыта куда глубже, и зависит не только от качества поставляемых материалов, но и от того, насколько тщательно соблюдаются технологии и приготовления асфальтобетонной смеси и укладки конструктивного слоя.
У всех подрядчиков должны быть свои лаборатории контроля качества. И они работают. Но, тем не менее, зачастую у нас бывают серьезные нарекания в их адрес по выполнению госзаказа.
Говоря о дорожной отрасли, следует помнить, что в этой области мелочей не бывает. Здесь все важно: и подготовка проектов, и собственно дорожное строительство, и капитальный ремонт, и текущий ремонт, и даже такие вроде бы незначительные на фоне вышеназванных работ действия, как ликвидация деформаций и повреждений покрытий, нанесение дорожной разметки. Но самым главным является так называемый человеческий фактор. Осознание важности наших действий и ответственность за конечный результат заставляют нас обращать очень серьезное внимание на качество выполняемых работ.
Или взять такую сторону деятельности как организация строительно-монтажных работ на трассе. Выезжая, скажем, на строительство или содержание федеральных автотрасс, инженеры и рабочие в обязательном порядке должны быть одеты в требуемую униформу ярко оранжевого цвета со вставками из световозвращающего материала. Наверное, нет нужды объяснять причину выбора этой окраски - она не сливается ни с одним привычным цветом естественного ландшафта и видна далеко издали. Поэтому водители, увидев людей одетых в оранжевую робу, сразу же сбрасывают скорость: они знают - идут дорожные работы.Впрочем, на подъезде непосредственно к месту производства, водителей предупреждают о проведении работ дорожные знаки. Подрядные организации в обязательном порядке согласовывают с нами схемы организации движения и ограждения места производства работ. В местах производства работ должны использоваться активные импульсные дорожные знаки, позволяющие привлечь внимание водителей.
Если перефразировать классика, то в дорожнике все должно быть прекрасно, «и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Хочу рассказать о некоторых недостатках в работе подрядчиков, которые выявляет заказчик.
К примеру, у подрядной организации при проведении строительного контроля на одном из объектов реконструкции выявлены такие нарушения как несоответствие коэффициента уплотнения при послойной отсыпке земляного полотна. То есть допущено нарушение технологии уплотнения. А ведь при подготовке проведена колоссальная работа: проверено качество грунта, проведены пробные уплотнения, утверждены схема и порядок движения катков. Но нет, считают возможным уменьшить количество проходов техники, сокращают время нахождения на месте производства, экономят горючее… И как результат - недоуплотнение. Имеющаяся у нас аппаратура позволяет экспресс-методом установить истину и немедленно исправить технологические огрехи. Но факт самого нарушения, явившегося следствием ненадлежащего строительного контроля со стороны генерального подрядчика, выявлен. Имеют место и отставания от календарного графика производства работ.А за это предусмотрены по контракту штрафные санкции. За нарушения технологии выполнения работ, за отступление от проектных параметров, неисполнение организации движения и ограждения мест производства работ и т.д. только за последнее время подрядные организации оштрафованы на сумму более 7 млн. рублей. Конечно, можно сказать, что эта сумма не велика, но она свидетельствует, что работа заказчиком ведется. И положительная динамика все таки прослеживается случаев нарушений становится все меньше и меньше.
Замечу, что уплата штрафа не освобождает подрядчика от обязанности устранить выявленные замечание и недостатки, тем самым за свой счет переделать допущенные отклонения с соблюдением нормативно-технической документацией.
На другом объекте реконструкция работы по отсыпке земляного полотна в зимний период времени велись в отступление от требований СНиП. Данный вид работ отличается от летнего и требует иного подхода. Фронт работ должен быть непрерывным, темп отсыпки высоким. Следовательно, должна быть стабильная концентрация производственных мощностей: это не только парк машин по доставке грунта, но и высокопроизводительная мобильная техника - бульдозеры, автогрейдеры, усиленное звено катков. Вот этого-то и не смогли организовать работники этой организации, призванные, между прочим, постоянно контролировать идущий процесс.
То есть, строительный и лабораторный контроль уполномоченными представителями этих фирм недостаточен. А ведь согласно Градостроительному кодексу обязанность по осуществлению строительного контроля возложена на подрядные организации. Тем не менее, мы не пускаем это дело на самотек, и, получается, повторно проверяем выполнение работ подрядчиком. И как видите - не зря.
И такое отношение некоторых подрядчиков к качеству строительства будет продолжаться до тех пор, пока не изменится их отношение к выполнению своих обязанностей. До тех пор, пока они не прекратят «сыпать» землю, «ложить» асфальт, а не начнут сооружать, укладывать, возводить или строить конструкцию автомобильной дороги, пока отношение некоторых руководителей не изменится с «больше» и «быстрее» на «лучше» и «качественнее», ожидать изменений вряд ли стоит. Но мы на страже. Обмануть или перехитрить наших контролеров крайне сложно. Об этом подрядчики прекрасно знают и поэтому слегка их недолюбливают. Но это говорит, в первую очередь, только о том, что эти люди хорошо выполняют свою работу и болеют за неё, что называются, душой. Конечно и в подрядных организациях есть такие люди.
Мы всегда надеемся и ожидаем, что все самые профессиональные, самые мощные компании, обладающие необходимым опытом, компетенцией и ресурсами для дорожных работ, подадут свои заявки. Нам, конечно же, хотелось, чтобы побеждали компании сильные, ответственные, профессиональные, порядочные. Мы в этом заинтересованы.
Вся информация размещается на федеральных сайтах, куда доступ открыт любому желающему. Мы рады тем, у кого есть опыт, желание, силы. Но, к сожалению, действующее законодательство позволяет участвовать в торгах на строительство и другие специализированные работы организации, у которых нет опыта работ, а из техники только офисная, да и то в лучшем случае, нет обученного персонала. Думаю, что ситуация изменится с введением нового закона о федеральной контрактной системе, но меняться должны не только законы но и наше сознание, а это сделать гораздо сложнее.
С уважением, Вагапов.