Sep 21, 2011 22:56
Я тут с недавнего времени увлеклась легендами и мифами Японии. Читала книжку со сказками Древней Японии и нашла там просто гениальную вещь. Вот решила поделиться.Сказка перепечатана из книги: Легенды и сказки Древней Японии / пер. с яп. В.Марковой. - Екатеринбург: Фактория, 2007.
Я изменила несколько стол, чтобы не загружать текст японскими терминами)))
В одном селении был буддийский зрам. Как-то раз пришло настоятелю письмо от странствующего монаха, в котором тот предлагал устроить диспут-мондо (традиционный для дзен-буддизма диалог между учителем и учеником, в ходе которого учитель абсурдными, алогичными ответами на вопрос ученика пытался вывести его на иной уровень сознания, позволяющий интуитивно постичь истину. Ответы при этом могли быть не только вербальными, но и жестовыми). Настоятель знал понаслышке, что бывают такие мондо, но никогда ему участвовать в них не доводилось. Говорили, что мондо очень трудны, надо быстро отвечать на вопросы. "Что же делать? Не осрамиться бы", - ломал себе голову настоятель.
Тут пришел бродячий разносчик тофу. Разносчик, как всегда, прошел в покои настоятеля и увидел, что тот сидит в грубокой задумчивости с встревоженным лицом.
- Васё-сама, васё-сама, что с вами? Как вы бледны! Или занемогли? Мажет, что болит? - спросил разносчик.
- Нет, ничего не болит, но я в большом смущении. Скоро придет странствующий монах устроить мондо. А мне никогда не приходилось вступать в такие диспуты. Вот я и ума не приложу, как мне быть, - ответил настоятель.
- Ну, вас-сама, вот была печать. Какой-то монах явится со своим дурацкис мондо. Это плевое дело! Позвольте, я займу ваше место.
- Правда, ты меня подменишь? Спасибо тебе, выручи меня.
На том и порешили. Когда наступил условленный день, разносчик надел наряды настоятеля и сел в кресло. Не отличить от настоятеля!
Тут явился монах. Он думал про себя: "Разобью здешнего настоятеля в пух и прах". Вилит - настоятель ждет его, лениво откинувшись на спинку кресла.
Монах уселся перед настоятелем и начал безмолвный мондо. Сначала сложил пальцы обеих рук так, что получился круг, и показал его настоятелю.
Разносчик в облачении настоятеля молча протянул вперед обе руки, одна ладонь над другою.
Тогда монах растопырил все десять пальцев. Разносчик показал ему пять пальцев. Монах в ответ - три пальца.
А разносчик указательным пальцем приподнял веко.
Увидев это, монах подумал: "Это ученый муж глубокого ума. Мне с ним не тягаться" - и поспешно удалился.
Настоятель жадно следил за диспутом через дырку в стене и был в восторге от того, что разносчик победил.
Тут вышел разносчик, подобрав длинный подол:
- Васё-сама, васё-сама, эти мондо, выходит полная чепуха!
- Ну расскажи мне, как все было? - полюбопытствовал настоятель.
- Этот дрянной монашек спросил, круглый ли у меня тофу? Я ответил: "Понятно, нет. Он - плоский, вот такой". И подержал плашмя одну ладонь над другой. А он мне тычет в лицо десять пальцев: "Так что, мол, берешь десять монет за кусок тофу?" А я ему тычу пять пальцев: дескать, пять монет беру. А он мне вдруг показывает три пальца: "Дороговато, дескать, возьми три монеты". А я пальцем приподнял веко: дескать, нашел дурака. Тут он и дал дёру.
Монах, побежденный в мондо, пошел в соседнее селение к настоятелю другого храма и говорит ему с восхищением:
- Настоятель соседнего храма - ученый муж глубокой мудрости. Мне еще не доводилось встречать столь просвещенного монаха. Устроил я с ним безмолвный мондо. Стал вопросы задавать. Сначала сложил персты обеих рук и показал ему круг: "Наш земной шар?" А он в ответ свои ладони плашмя, одна над другой: "В центре Вселенной пребывает". Тогда показал я ему десять перстов: "Десять направлений пространства?" (Вселенная в представлении буддистов имеет десять направлений). А он в ответ показал пять перстов: "Блюдут пять заповедей" (существует пять заповедей буддизма для мирян). Попробовал я было сразить его и показал ему три перства: "Три тысячи миров?" А он указал мне на свое око: "Они в очах" - и перстом приподнял веко. В первый раз встретил я столько грубокомудрого монаха.
.Всякое,
Экскурс в историю,
Культурные особенности