прошла новость о том, что МФТИ вылетел из недавно опубликованного рейтинга The Times Higher Education World University Rankings:
http://vk.com/miptstream?w=wall-26356004_20685Нет Физтеха ни в общем рейтинге, ни в рейтинге физических вузов. Можно было бы сослаться на изоляцию российских вузов, но вот беда: МИФИ, НГУ и МГУ там есть. Почему так произошло?
Из того факта, что физтех вылетел, можно сделать заключение, что те действия по модернизации и улучшения качества образование и науки на физтехе к месту в рейтинге отношения не имеют. Также можно заключить, что пока физтех был занят массовым штампованием лабораторий мирового класса и выплат вознаграждений опубликовавшим, защищавшимся и защищающим, другие вузы предпринимали шаги, позволившие действительно улучшить позицию в рейтинге. Отвлечемся от ответа на вопрос, а зачем нам нужна позиция в рейтинге (тоже не всё однозначно) и подумаем, что же на самом деле стоило модернизировать.
Вузы, входящие в мировой рейтинг, представляют собой огромные научноемкие и высоко-технические корпорации. Зачастую, такие вузы являются градообразующими факторами и представляют собой подобие города, со своим транспортом, инфрастуктурой, управлением, спальными районами, НИИ и учебными корпусами. Например, в одном из вузов, где работал ваш покорный слуга, только северный научный компекс состоит из порядка 30 зданий. Маштаб обучения студентов и проведения исследований зачастую огромен, особенно по сравнинию с физтехом. Значит ли это что на Физтехе плохо учат или готовят? Отнюдь нет. Просто физтех, вогнав себя в гонку с такими научными монстрами, обрекает себя на однозначное поражение.
Мы любим рассказывать о системе Физтеха, скромно умалчивая об одном из негласных пунктом той самой системы. Изначально, со времен Капицы, на физтехе только учили, а подрастая, студенты сами ездили в Москву на базы. Никакой науки на Физтехе никогда не было, что идет вразрез с текущей политикой на Физтехе. Получается, что система Физтеха теперь существует только номинально, ибо если не обучение/наука составляют ее основу, то что же?
Создать сильную научную компоненту в Вузе за пару лет практически невозможно. Именно поэтому, вузы попроще (не из топ-100) имеют только бакалаврские программы по некоторым направлениям. При благоприятном климате (стабильное финансирование и комплексное развитие) на создание лабораторий может уйти не меньше 10 лет: примерно столько времени требуется, чтобы профессора пустили корни и начали серьезно наращивать состав лабораторий, не оглядываясь на место своего бывшего проживания. Естесвенно, если выращивать профессора с нуля, уйдет еще больше времени. К сожалению, в современных реалиях, у физтеха нет и не будет такого времени.
Что можно же сделать сейчас и здесь? Достаточно очевидное решение для тех, кто был и "здесь" и "там": создать мощную и интернациональную программу обучения бакалавров по существующим специальностям. В такой программе научная составляющая невелика, а учить студентов на физтехе умеют хорошо. Шаги к созданию такой программы разительно отличаются от тех, которые сейчас предпринимаются на Физтехе. Вот лишь некоторые из них:
- Англифицирование и интернационализация обучения. Это включает: свобода и совершенствование выбора курсов и преподавателей студентами. Надо ли говорить, что текущая система просто не позволяет это сделать: насильно назначаются курсы и преподаватели. Например, приходится делать лабораторные работы, когда теория еще не читалась. Какой толк от этого? Создание системы оценки преподавателей в конце семестра. Надо ли говорить, что в западных вузах evaluation заполняется на каждого в конце семестра, анонимно и передается в деканат?
- Чистка кадров. Большинство бюрократов не только не умеют говорить по-английски, но и электронное письмо не могут отправить, не говоря уже о профессиональной этике.
- Улучшение инфраструктуры и быта. Никаких закрытий корпусов, решеток, тараканов, бабушек-вахтеров и охранников. Знаете ли вы, например, что на физтехе попросту нет библиотеки? По крайней мере в таком виде, в котором она существуют в тех самых вузах из топ-100? Большое, чистое и светлое здание со свободным доступом к книгам, интернет-каталогом, удобными креслами и тихими зонами. Очереди в бассейн? Аспиранты могут плавать только в 7 утра? Попасть в качалку не тогда когда хочется, а тогда, когда найдешь ответственного? Есть что менять.
- Создание веб-сервера МФТИ. То, что есть сейчас - обычная вебстраница с хвалебными новостями постфактум. Через веб-сервер можно будет поселиться, посмотреть/изменить свое расписание и текущие оценки, заказать транскрипт, купить путевку в профилак, записаться на прием в поликлинику МФТИ и прочее.
-Создание кампуса, как такового. Решить проблему парковки и Первомайской улицы. Высадить деревья и сделать лавочки. Перестать перекладывать плитку с каждой сессией. Ввести систему электронной идентификации студентов и сотрудников, одновременно упростив перемещение между своими/чужими общежитиями и корпусами.
-Реформа поселение. Создание автоматизированной и прозрачной системы. Приоритет поселения можно распределять на основе среднего балла за предыдущий семестр.
Стоит обратить внимание, что такие реформы болезненны, но предполагают существенно меньший бюджет, чем создание супер-лабораторий и мега-гранты. Да, нужно учится ходить, прежде чем бегать. Даже физтехам.