Китайский уголь

Apr 18, 2024 23:46

Когда заходит разговор о китайской энергетике, люди зачастую упускают из виду масштаб. А размер имеет значение. Вот, например, в прошлом году производство электроэнергии в Китае выросло на 6.9%. Вроде бы что такого - 7 процентов, а это больше чем сумарное производство электричества Германией и Великобританией - двумя не самыми маленькими промышленно развитыми странами.

Или вот периодически раздаются призывы - зайцы, станьте ежиками - китайцы, заменяйте уголь ураном. Ну ок, китайцы ядерные реакторы понемногу строят. Понемногу в китайских масштабах, тоесть больше чем все остальные. Протестов от населения нет, разрешительные органы тоже смотрят куда надо, промышленность наблашнилась, так что реакторы строят за 5-6 лет. В 2018 Китай произвел 6994 ТВтч электричества. В 2023 Китай произвел 9456ТВт*ч электричества - прирост за время строительства типичного китайского энергоблока составил 2462 ТВт*ч. Много это или мало? В 2023 году мировое производство электроэнергии на ядерных станциях составило 2546 ТВт*ч. Тоесть чтобы просто поддерживать рост производства электроэнергии за счет урана, Китаю надо строить ядерные станции в размерах мировой атомной энергетики - это даже без замены уже существующей угольной генерации. Что невозможно - добыча урана не обеспечивает даже текущий уровень потребления.


Поэтому только уголь и ВИЭ.
Но и с углем в Китае не просто, опять же из-за масштабов.

Допустим мы добываем уголь открытм способом. Количество добываемого угля пропорционально площади, а количество вывозимого - периметру: квадратичная зависимость против линейной. Чем больше мы добываем и чем глубже зарываемся, тем медленнее идет добыча. Ну и экскаваторы один на другой не поставишь, так что интенсификация добычи имеет весьма жесткие естественные пределы. Поэтому китайская добыча угля постепенно смещается на запад - к новым месторождениям.

Где же лежит китайский уголь - ожидаемо он лежит совсем не там где он нужен.


Соответсвенно добытый уголь надо либо сжечь на месте и передать электроэнергию, либо перевезти. Китайцы используют оба метода. Вот, например, крупнейшая угольная электростанция в мире - Tuoketuo Power Station - 7 ГВт.


Стоит на угольном разрезе и передает электричество в Пекин по 500кВ линии, благо не далеко. Если посмотреть линии электропередач - существующие и строящиеся, то очень много из них идут в направлении север-юг. Оказалось очень удобно, что передовики угледобычи - провинции Внутренняя монголия и Шаньси также оказались в передовиках ветро-/солнечной энергетики. Пока солнце светит и ветер дует, мы накапливаем уголь. Если ветра/солнца нет, жжем уголь - синергия.

Но распределять электричество по всей стране из одного района - не самая здравая идея. Поэтому помимо потребления угля на месте, его надо везти. Китай перевозит 30% угля по воде, 10% автотранспортом, остальные 60% по ж/д.
В интернете можно найти много публикаций про китайские угольные железные дороги. Вот так, например, выглядит самая длинная угольная железная дорога, Menghua/Haoji Railway; 1800км длинной; 200 млн.т. в год грузопотока - только уголь.


Идет по весьма населенным местам, поэтому так и выглядит. 27 ярдов баксов цена и почти 10 лет строительства. Работает на полную катушку, но больше 200млн.т. по ней не перевезти. Если хочется перевезти больше, надо строить еще одну линию. А 200млн. т. - это всего лишь один большой кружечек на карте вверху.
Вот так выглядит карта угольных ж/д линий.


Видно, что многие из них идут сразу к морю, дабы дать возможность дешево подвозить уголь туда, где население проживает.
Возьмем, например, Mengji railway, 650км длинной, рельсы 75кг на метр. Согласно российской классификации это рельсы Р-75 достаточные для грузопотоков до 400 млн.т. в год. Рельсы дорогие и в РФ практически не применяются - нет таких грузопотоков. А вот Mengji railway как раз и перевозила 400 млн.т. угля в год. Но к сожалению в прошлом году понадобилось перевезти больше - "и пулемет застрочил снова"(с). Урезали интервалы между поездами и перевезли 422 млн.т. Помнится в СССР 30-х тоже таким баловались. Ничем хорошим это не закончилось. Посмотрим как будет в Китае. Но уже видно сейчас, что Китай упирается и в добычу, и в логистику. Поэтому для Китая важен импорт угля, который идет по морю и приходит прямо туда, где население проживает без необходимости тащить многие миллионы тонн по ж/д.

В конце прошлого года встречались высказывания - пусть Китай нарастил производство и потребление угля, но дальше оно будет падать.



На прошлой неделе Рейтерс заявило, что в первом квартале 2024 Китайский импорт угля вырос на 16.9% год к году. И это дохрена!
Помнится лет 10 назад max-andriyahov пытался меня убедить что Китай достиг пика угля, а я был уверен, что "кобыла себя еще покажет"(с). Я, честно говоря, и не предполагал, что она себя так покажет.
В общем, у Китая все не просто - какой стороной не верти, всюду жопа. И простых решений там нет. Любые малейшие проблемы увеличенные до китайских масштабов  превращаются в пиздец. Поэтому очень интересно следить как Китай борется с различными трудностями.

экономика, Китай, электричество, энергия

Previous post
Up