Из-за проживания за рубежом мне постоянно приходится менять загранпаспорта. Раньше, каждые 5 лет. Последний раз выдали паспорт на 10 лет, но он, видимо, и до пяти не доживет по исчерпанию страниц. Каждый раз получение паспорта было тем еще квестом. Однажды получение нового паспорта затянулось на 9 месяцев..
И попалась тут заметка по получению загранпаспортов до революциии. Занятно, особенно про развести на оплату не существующих задолжностей.
"Доклад Екатеринославского Биржевого Комитета"
"Объ упрощенiи порядка выдачи заграничныхъ паспортов"
Существующiй порядокъ полученiя заграничныхъ паспортовъ является крайне стѣснительнымъ для торгово-промышленныхъ деятелей и нуждается въ немедленномъ изменении, применительно къ темпу современной торгово- промышленной жизни.
Порядокъ этотъ нынѣ заключается въ слѣдующемъ. Лицо, желающее получить заграничный паспортъ, подаетъ местной полицейской власти (полицеймейстеру или исправнику) прошенiе о выдаче ему свидетельства, что къ выезду его за границу препятствiй не встречается. При этомъ, прошенiе о выдаче заграничнаго паспорта оплачивается гербовымъ сборомъ въ 1 руб. 60 коп.
Полицейское управленiе, получивъ подобное прошенiе, не можетъ, разумеется, съ места ответить-встречаются или не встречаются препятствия къ выезду даннаго лица за границу и, естественно, поручаетъ приставу произвести по сему поводу дознанiе. Приставъ, въ свою очередь, передаетъ это поручение околодочному надзирателю, околодочный надзиратель приступаетъ къ производству дознанiя, смыслъ котораго трудно, собственно, сформулировать: не то устанавливается самоличность просителя, не то - его поведенiе, задолженность по квартирному налогу и т. д. После опроса домовладельца, дворника и еще кого околодочный надзиратель найдетъ нужнымъ, - «проситель» долженъ доставить двухъ свидетелей, которые тоже что-то устанавлнваютъ и потомъ подписываютъ свои показанiя, а, затемъ, произведенное околодочнымъ надзирателемъ дознанiе обратнымъ порядкомъ идетъ въ полицейское управленiе.
При общеизвѣстной крайней переобременимости полицiи различными входящими и исходящими бумагами, процессъ передачи полицейскимъ управленiемъ порученiя о производстве дознанiя и исполненiе этого порученiя не можетъ продолжаться менее двухъ недель. Часто же, если «проситель» человекъ малоизвестный, производство дознанiя продолжается три-четыре недели.
Если «проситель» приписанъ къ местному купеческому или мещанскому обществу, то предварительная работа по выдаче паспорта исчерпывается указаннымъ срокомъ. Но если «проситель» - иногороднiй, то полицейская власть должна снестись съ мещанской управой или купеческимъ обществомъ по месту приписки «просителя»,- нетъ ли за нимъ какихъ-нибудь недоимокъ или иныхъ препятствiй къ выезду за границу. Тутъ ужъ определить срокъ сношенiй совершенно невозможно. Поэтому, лицо, которое желаетъ получить поскорее паспортъ, посылаетъ на родину телеграмму съ оплаченнымъ ответомъ въ 15 словъ съ просьбой известить полицiю мѣста выдачи заграничваго паспорта о неименiи препятствiй къ выезду за границу. Такимъ образомъ, прибавляется еще расходъ около 2-хъ рублей и- несколько дней на ожиданiе ответа съ родины просителя.
Но это еще не все. При полномъ произволе и хаосе, царствующихъ въ нашихъ мещанскихъ управахъ, последнiя, обыкновенно, пользуются случаемъ и заявляютъ о какихъ-то, иногда совершенно фантастическихъ, недоимкахъ, числящихся за «просителемъ». Полицiя, получивъ такую справку, конечно, не можетъ входить въ оценку ея правильности; съ другой стороны, и «проситель», торопящiйся за границу, не можетъ начать оспаривать показанную за нимъ недоимку, и ему приходится уплатить столько, сколько мещанская управа требуетъ.
Такимъ образомъ, действующей порядокъ выдачи заграничныхъ паспортовъ связанъ съ крайне стеснительной процедурой, требуетъ длительныхъ хлопотъ и «хожденiй», и, кроме того, связанъ съ лишними, иногда довольно чувствительными расходами.
Оправдывается-ли этотъ порядокъ государственною необходимостью? Отнюдь нетъ.
Порядокъ этотъ (производство полицейскаго дознанiя и и прочее) можетъ иметь целью:
1)чтобы паспортомъ, который выбираетъ данное лицо, не воспользовалось другое лицо;
2)чтобы лицо, выбирающее паспортъ, не уклонилось отъ суда или слѣдствiя и
3)чтобы оно не уклонилось отъ уплаты числящихся за нимъ казенныхъ или общественныхъ сборовъ.
Достижение первой изъ указанныхъ целей совершенно не гарантируется производствомъ дознанiя: А можетъ получить заграничный паспортъ, выполнивъ все формальности, передать его Б и, затѣмъ, когда Б уѣдетъ за границу,- заявить, что паспорта утерянъ или украденъ. Б проживаетъ по виду на жительство, принадлежащему А. Если Б пожелаете выехать за границу, то онъ безпрепятственно это сдѣлаетъ, такъ какъ полицейское дознаннiе на квартире, где Б проживаетъ, подтвердить, что онъ А, такъ онъ прописанъ въ домовладельческой книге, за такового его считаетъ и домовладѣлецъ. Словомъ, при злонамеренности просителя, полицейское дознанiе ничего не дастъ.
Столь же мало гарантируется достиженiе и второй изъ перечисленныхъ целей. Лицо, находящееся подъ судомъ пли слгѣдствiемъ, но располагающее своимъ паспортомъ, т. е. давшее подписку о невыезде, очевидно принадлежiтъ не къ числу опасныхъ преступниковъ. Такое лицо не имѣетъ права безъ разрешения судебной пли следственной власти выехать не только заграницу, но и изъ даннаго города, и за нарушенiе данной имъ властямъ подписки несетъ определенное наказанiе. Въ подобномъ нарушенiи подписки нетъ, однако, и надобности, такъ какъ разрешение на временный выездъ такимъ лицамъ сплошь и рядомъ дается. Съ другой стороны, трудно себе представить, чтобы совершившiя маловажные проступки лица, въ отношенiе коихъ применена подписка о невыезде, пожелали спастись отъ суда и следствiя бегствомъ навсегда за границу. Впрочемъ, небезынтересно заметить, что справокъ о несостоянiи подъ судомъ и- следствiемъ полицiя, обыкновенно, и не наводить.
Единственная цель, которая можетъ быть достигнута полицейскимъ дознанiемъ и наведенiемъ разныхъ справокъ, это третья: чтобы выезжающей за границу не «завезъ» государственныхъ или общественныхъ сборовъ. По существу и эта цѣль не стоить тѣхъ затруднений, который чинятся свободному и быстрому общенiю съ за границей. Въ самомъ дѣлѣ, много-ли найдется такихъ лицъ, которыя, имѣя за собою тѣ или иныя недоимки, покинули бы Россiю навсегда. Несомнѣнно, что, если не считать бедноты, эмигрирующей за границу и обычно, впрочемъ, не платящей ни квартирнаго налога, ни иныхъ сборовъ,-такихъ лицъ наберется въ течение года нѣсколько человѣкъ. Совершенно очевидно, что изъ-за опасенiя потери казною или общественными учреждениями нѣсколькихъ рублей, не стоить стеснять десятковъ тысячъ людей, ежегодно имѣющихъ надобность въ выѣздѣ за границу: овчинка не стоить выдѣлки.
По изложеннымъ соображениямъ, Екатеринославскiй Биржевой Комитетъ имѣетъ честь просить VIII-ой Всероссiйскiй Съѣздъ возбудить передъ Правительствомъ ходатайство о томъ, чтобы выдача заграничныхъ паспортовъ пронзводилась безпрепятственно-путемъ простого обмена внутренняго паспорта на заграничный, безъ всякихъ дознанiй.
This entry was originally posted at
https://bash-m-ak.dreamwidth.org/82567.html. Please comment there using
OpenID.