НАША ИГРА

Apr 03, 2016 17:59




Анализ русского культурного кода показывает, на первых же этапах, контраст с британо-американским кодом. По сути единственным известным русским произведением в жанре готического романа является "Вий" Н. Гоголя. А весь русский романтизм, с истоком в В. Жуковском и завершением Ф. Тютчевым, сосредоточился вокруг фигуры М. Лермонтова. Не густо.

Золотой и серебряный век русской литературы пришелся на времена триумфа в искусстве реализма и символизма. Основной вклад в русский культурный код внес реализм, и его столпы - Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов, Куприн и т.д. Реализм не представляет собой механистическое описание реальности (этим грешит натурализм), реализм представляет собой основу/базис искусства, являющегося формой (духовно-практическая сфера деятельности людей) культуры. А культура, как известно, единственное что отличает человека от животного. Реализм не противостоит идеализму - на практике идеализму противостоит рутина, традиция, шаблон (иначе сказать - колея). Фактически любое творческое начало - это баланс между верным воспроизведением действительности (объекта) и привнесением субъективной составляющей (неким идеалом). А дальше вопрос только в градиенте этой субъективной составляющей, где натурализм имеет примерно нулевой градиент, а романтизм, с сильными страстями, стремиться в бесконечность. Таким образом, реализм - это баланс между объективным миром и субъективной составляющей. И всякое истинно прогрессивное движение в области искусства (культуры) есть движение по направлению к реализму.
     Классическая гуманистическая русская литература вышла из гоголевской шинели (с), а русский культурный код сформировался и вышел из мундира реализма. Серебряный век с этикой символизма всего лишь пытался нащупать баланс между объективным миром (миром вещей) и субъективным миром (идей), а символ является неким условным знаком, соединяющим эти миры. Надо отметить, что символизм в тот исторический момент был неким интеллектуальным мейнстримом - вспоминаем того же Фрейда, с его ортодоксальным психоанализом. Дальше в течении 70-и лет у нас доминировал соцреализм, с такими представителями как Горький, Маяковский, Шолохов, Твардовский и т.д. В целом направление можно охарактеризовать достаточно просто - приобщение широких масс к этике реализма, достигшей основных вершин в 19-м веке. Основные направления западной культуры ХХ века - модернизм и постмодернизм, практически не оказали существенного влияния на русский культурный код. Из русских модернистов существенно вспоминаются А.Ахматова и А.Белый. Постмодернизмом отметились В.Ерофеев и В.Пелевин. В целом модернизм - это поиск нового в современном искусстве для избранных. А постмодернизм низводит элиту в массы, в гламур, где полностью нивелируется расстояние между массовым и элитарным потребителем - то есть тенденция такая же как и с реализмом, перешедшим в соцреализм. Понятно, что обращение к постмодернизму не добавляет к русскому культурному коду никаких преференций, и думаю, становится ясным, что основной мейнстрим русского культурного кода должен двигаться в направлении постреализма (но об этом как-нибудь в другой раз).
[Немного сравнительного анализа]

Показать, как культурный код влияет на людей, например, в критических ситуациях, несложно. Массовый героизм в ВОВ, до сих пор, вызывает реальные эмоции и восхищение, даже в виде банального "Спасибо деду за победу" на заднем стекле автомобиля. Русская история дает массу примеров реального героизма, например так или так, что с одной стороны, увы, не позволяет знать всех героев поименно (и складывается впечатления что они забыты), с другой стороны позволяет всегда найти в своей истории реальных героев и не придумывать их подвиги. Фактически, единственными придуманными героями в русской истории, являются былинные древнерусские богатыри. Однако, даже былинные герои, являются собирательным образом реальных людей.
     Куда как веселее обстоят дела с героями в британо-американском культурном коде. Помимо наличия определенного числа реальных героев Второй мировой войны, культурный код создает в британской культуре формат обезличенного героя подпольной разведывательной войны. Американская культура идет дальше, и уже просто придумывает "героев" борющихся с немецким нацизмом, от бессмысленного Капитана Америка до "Бесславных ублюдков" К. Тарантино.
     Самое забавное, страна попадающая в британо-американский культурный код, начинает, не задумываясь, копировать формат обезличенных и придуманных "героев". Вспоминаем Небесную сотню и донецкоаэропортных "киборгов" в гражданской войне на Украине.


Теперь с высокого на землю и немного возрастной психологии. Основные этапы - "ребенок", "подросток", "взрослый". Сразу стоит отметить - не все проходят эти этапы, немалая часть остается в возрасте "ребенка" или "подростка" несмотря на седую голову, то есть психологический возраст может не совпадать с физическим возрастом. Возраст "ребенка" характеризуется позицией "Ты", поскольку ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Здесь эгоизм нормальное состояние. Основная жизненная позиция - "ты мне должен", "он виноват, я не виноват". Возраст "подростка" характеризуется позицией "Я", на этот этапе происходит становление человека в различных сферах жизнедеятельности и независимость от взрослых. Основная жизненная позиция - "вся жизнь - борьба". Борьба ради цели, идеала. Борьба со всеми - с собой, с окружением. Понятно, что горе побежденному. Возраст "взрослого" характеризуется позицией "Мы", тут на первый план выходит гармония жизни, потоковое состояние. Именно этот психологический возраст позволяет перезагружать отношения, несмотря на предыдущие конфликты. Самое интересно, возрастная психология, может быть перенесена на некую общность людей, например, нацию. Перенос происходит по двум причинам. Первая - среднее количество людей в нации, с тем или иным психологическим возрастом. Вторая - механизм передачи убеждений через индукцию или эмоциональную заразительность. Во втором случае меньшее, но активное количество людей, могут формировать психологический возраст нации.
     Русский культурный код соотносится с русским суперэтносом, включающим в себя несколько наций - великоросскую, малоросскую (украинскую), белорусскую; отчасти татарские, северокавказские и другие народности. С точки зрения психологического возраста великоросская нация вошла во взрослый этап, перестав подростковски бороться со всем миром и собой, после падения СССР. Психологический возраст белорусской нации сложно идентифицируем, но похоже что там остался этап "подростковый". А вот украинская нация четко характеризуется возрастом "ребенка". Надо ли напоминать, что основной лейтмотив майдана был "хочу кружевные трусики и в ЕС!". ЕвроСоюз и должен был решить все проблемы "ребенка", а виновата во всех проблемах "ребенка" Российская федерация.
     В завершении необходимо отметить, что русский суперэтнос (супернация) может формироваться только на договорной основе. Договорная основа политической русской супернации базируется на русском культурном коде, и подразумевает принятие на себя определённых обязанностей в обмен на получение определённых прав. Германская идеи нации, лежащая в плоскости биологии и крови, с культурными корнями в романтизме, полностью дискредитирована в 40-х годах ХХ века, что, однако, не мешает украинской нации бодро прыгать по тем же кровавым граблям. При этом необходимо понимать, что взаимоотношения между нациями русского суперэтноса, придется перезагружать великоросской нации, как единственной имеющей "взрослый" психологический возраст. Что совершенно не отменяет нового "Нюрнберга" над фашистской накипью, тем более прецендент создан.

Наша игра не ограничивается перезагрузкой отношений внутри русского суперэтноса, и создания русской политической/договорной супернации. Цель игры - конкуренция за первое место с британо-американским культурным кодом. Любая стратегия подразумевает соперничество за первое место, иначе она просто не имеет смысла. Конкуренция с западноевропейской культурной моделью , в силу отсутствия ее четких очертаний, на данном этапе бессмысленна. В Евросоюзе формат мультикультуризма является единственным эволюционно возможным, где в настоящий момент можно выделить французский или немецкий культурный код, но не представляется возможным очертить культурный код всего Европейского союза. Китайский или индийский культурные коды, при всем уважении к историческим заслугам, не являются мировыми трендами, что показывает пример той же Японии - при всей мощи экономики, так и не вышедшей из круговорота британо-американского культурного кода.
     Стратегия лидерства за первое место не подразумевает уничтожения конкурента. Без кооперации с конкурентом невозможна стабильность. Кооперация в данном случае подразумевает определенный формат "холодной" войны, без сваливания в горячую фазу, формат самоограничений. Однако, необходимо понимать, что ставки максимальные и тем интереснее игра. Линия поведения конкурента понятна и предсказуема - постоянное перемещение по шкале субъективизма, от максимального логического рационализма (способного логически обосновать любой геноцид) до запредельного иррационализма (бури страстей). Попадание Украины в воронку британо-американского культурного кода протащило ее от революционных страстей до хоррора гражданской войны, с последующим максимально-рациональным отказом финансировать выход из этого состояния, что будет дальше только закручивать воронку, при условии невмешательства ЕС или РФ. Линия поведения русского культурного кода менее предсказуема для конкурента, в силу определенного баланса между объективным миром и субъективной составляющей, где рацио не отделяется от эмоций, а является сутью одного и того же (что подтверждает нейрофизиология). Данный баланс позволяет иметь более сложные стратегии поведения, в том числе перезагружать на равных отношения с противниками. При этом, чем менее рационально и предсказуемо поведение конкурента, тем больше его преимущество в установлении предпочтительного баланса. Это преимущество ограничено только его потребностью избежать заталкивания конкурента в угол или создания такого уровня эмоционального антагонизма, который заставит стать его безрассудным и иррациональным (которым он и является на самом деле).

Национальные особенности

Previous post Next post
Up