ИДЕЙНЫЙ ПАНОПТИКУМ

Aug 16, 2015 17:46




«Всякая идейность имеет три стадии:
Идеал - Идея - Идеология.
Вера - Религия - Церковь.»

Rivale

Цикл статей о идеологии, о ее необходимости и отсутствии. Копать придется, как и положено - от забора и до обеда, то есть от нейрофизиологии и психологии до социологических и исторических явлений. Соединяя пространственно-временной континуум, с заранее известным результатом. Несмотря на прогнозируемый результат, почему бы не попробовать построить идейное пространство минковского. Итак, поехали.

ЧАСТЬ I

В целом идеологию можно определить как систему концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений). И хотя идеология может включать научные знания, однако идеология не может быть абсолютно объективной в силу следующего:



В этой структуре идеология является (R) «отношением», где (S) «субъект» это общество, а (О) «объект» объективный мир. Наука изучает объективный мир (в том числе общества), однако общества, состоящие из индивидуумов, выстраивают свое отношение к объективному миру базируясь как на научных данных, так и на более сложном комплексе явлений (исключительно субъективных) как то традиция, культура и т.д. Безусловно, идеология является динамической составляющей и может меняться в зависимости от объективного мира и его условий, а так в зависимости от общества, его состава и структуры. Идеология тут выступает некой диалектической величиной, где общество при помощи ее может менять объективный мир, а объективный мир влиять соответственно на общество.
     Также нужно отметить, что идеология, это некие идеи, чаще всего силой, навязанные небольшой группой людей (к примеру, партией) всему обществу. Под силой тут подразумеваются идеи, инсталлированные через образование. Группа людей в данном случае представляет собой либо властную группу (в современных обществах), либо любую другую авторитетную группу (например, старейшины в первобытных обществах). Любую властную или авторитетную группу можно в целом охарактеризовать как общность людей примерно равных по социальному статусу, имеющих часто похожий образовательный уровень, и нередко жизненный опыт, что суммарно и систематизируется ими в некий средний «правильный» опыт взаимодействия с окружающим миром. И таким образом, для первого приближения, все можно свести к индивидуальным особенностям человека/личности, чем уже занимается нейрофизиология и психология, в рамках интересующей нас темы.

Для начала, чтобы лучше понимать психологические концепции необходимо в общих чертах познакомится с концепциями нейрофизиологическими. Концепция системной нейрофизиологии изложена здесь. Под системной тут подразумевается обобщение наработанных научных знаний по нейрофизиологическим явлениям. В виде структуры концепция нейрофизиологии выглядит следующим образом:



В данной структуре схематично показано воздействие (I) объективного (О) мира (физические явления, социум и т.д.) на становление субъекта (S). При становлении психики (как нейрофизиологического явления) происходит в целом одностороннее воздействие. И хотя вопрос безусловно более сложный (особенно при корректирующем действии сознания) для описания нужна некоторая степень абстракции.
     Системная нейрофизиология дает понимание о уникальности нейронных структур каждого индивидуума и его жизненного опыта, и соответственно уникальности основных характеристик личности (тем более они меняются с течением времени). Несмотря на уникальность характеристик личности, в разрезе социальной психологии возможна определенная типизация, что позволяет замкнуть рассматриваемый вопрос с идеологией в некий самоподдерживающийся процесс. В психологии имеется понятие «социальная установка» - состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.      В структуре «социальной установки» имеются три ее взаимо¬связанных компонента: когнитивный/познавательный, эмоциональный и поведенческий. Все три компонента определяются через отношение к объекту:
- осознание/познавание объекта;
- эмоциональная оценка объекта;
- последовательное поведение по отношению к объекту.

Структура социальной установки имеет ту же направленность что и идеологическая структура:



Однако данная структура показывает направленность отношений, т.е. их тенденционность. Базируется тенденционность на неверном познании объекта, на заложенном на нейрофизиологическом уровне эмоциональном контексте, и как результат - повторяемость поведенческих реакций. Совпадение направлений идеологической структуры и тенденционной структуры дает усиливающий эффект, как и сложение векторов в линейной алгебре. В итоге это приводит к большой идеологической и тенденционной инерции в обществах.

При объединение нейрофизиологического и психологического подхода структура для индивидуума выглядит следующим образом:



В совокупности с идеологической составляющей структура выглядит так (здесь идеологическая составляющая является производной от индивидуальной, и динамично меняется в зависимости от изменения индивидуальных отношений/взаимодействий):



Резюмируя первую часть необходимо обозначить основной вопрос - это умение разделять индивидуальные (психонейрофизиологические процессы) и общественные/социальные. Безусловно человек живет в двух взаимнопересекающихся мирах, однако для лучшего понимания социальных явлений необходимо уметь разделять две плоскости рассмотрения - индивидуальную и социальную. Таким образом, идеология является социальным явлением, однако это социальное явление может оказывать сильное воздействие на индивидуальные особенности. Социальным явлением идеология становится, когда некая идея «правильного» устройства (базирующаяся как на ретроспективном опыте, так и на некоем прогнозе будущего) как человеческой жизни, так и общества, начинает проповедоваться группой людей пытающихся добиться власти в обществе. Основная проблема идеологии заключается в ее тенденциозности, когда идеология перестает иметь обратную связь с окружающим миром/обществом и начинает довлеть над ним. Эта проблема происходит как от властных структур/элиты, использующих эту идеологию для управления массами, так и в тенденциозности (а часто и деструктивности) этих масс, предпочитающих думать чужими мыслями без критического анализа навязываемой идеологии. В целом идеология как социальное явление будет существовать пока будет существовать общества, однако необходимо стремится чтобы идеология не выходила за рамки проверяемых опытом идей, и не превращалась в тенденциозную самодовлеющую силу. В следующей части разберем виды идеологий, как религиозных так и светских.

Идеология

Previous post Next post
Up