Одним из самых важных вопросов социальной географии и социальной статистики является вопрос о том, какой показатель более точно отражает уровень социального развития той или иной территории.
Существуют несколько показателей, отражающих в той или иной степени уровень развития страны. Наиболее известным и часто используемым показателем является валовый внутренний продукт (ВВП). Однако, он не совсем отражает уровень развития территории. Ярким примером являются нефтедобывающие страны, чей ВВП сильно зависит от уровня цен на нефть. У таких стран очень часто вместе с большими скачками цен на нефть возникает и скачок ВВП на душу населения, хотя общее положение в таких странах практически не меняется. Также, оценивая ВВП по районам своей Нижегородской области, я наткнулся на удивительное явление, когда один завод делает район в разы «богаче» соседних. Однако, это далеко не так, несмотря на то, что зарплаты всё-таки в таких районах выше, чем в соседних, но не в разы. Это означает, что ВВП не является значимым показателем для сравнения стран.
Если уж и брать экономические показатели, то наиболее отражающим развитие показателем, без аномалий, будет являться непосредственно доход населения, или, на худой конец, средняя заработная плата. Однако, оценки данных показателей есть далеко не у каждой страны, так как, во-первых, данный вопрос является чувствительным для населения во многих странах и не включается в переписи и различные опросники, во-вторых, во многих странах, в частности, в странах Африки и «бедного пояса» Азии, преобладает серая экономика, и получить такие данные практически невозможно.
Учитывая корректность данных и их доступность, я пришёл к выводу, что именно уровень образования является наиболее отражающим степень развития той или иной страны. Наиболее ярким показателем, отражающим уровень образования, является средняя продолжительность обучения. Именно этот, во многом общий показатель, входит в индекс человеческого развития. Во многих странах, даже в Африке, по уровню грамотности и уровню образования есть данные по административным единицам как минимум первого порядка, так что посчитать через Excel, зная организационные особенности местной системы образования (такие, как продолжительность обучения на конкретных ступенях), не составит особого труда. До этого уровень образования определялся исключительно грамотностью, т.е. возможностью читать и писать. Однако, большинство стран мира к 2022 году неграмотность практически ликвидировали, и этот показатель потерял свою актуальность.