Иероним Босх. "Воз сена"

Dec 14, 2010 16:16

Не хочется стоять в стороне. Еще больше не хочется погружаться в пучину обсуждения последних событий. А на просторах нашей некогда единой страны происходит много чего откровенно плохого.
Все всё знают и думаю нет нужды ничего перечислять,однако события прошедшей субботы подвели некоторую черту - дальше так продолжаться не может.Либо все покатится под откос, либо приостановится на время. Каким образом? В едином гуле предложений сливаются голоса всех лагерей - властей, оппозиции, интеллигенции и простого народа. Все все знают - снять, поставить, модернизировать,опять отобрать, реформировать... Только толку от этого не будет ровно никакого - как от стрельбы из пушки по воробьям.
Вспомнился мне вчера в этой связи Брейгель, с его "Вавилонской башней", как символ бессмысленности. Вспомнился и Босх и его знаменитый "Воз сена", картина, в которой художник жестко вскрывает тайные причины всех происходящих(во все века) событий. И я отдал предпочтение Босху.






Картина написана 1500-1502 годах и за эти столетия о ней написано и сказано столько, что мне пожалуй остается только воспользоваться цитатами. Картина представляет из себя триптих. каждая из частей которого - отдельное изображение и отдельное повествование подчиненные единой мысли. И даже, в том случае, когда триптих закрыт, на внешних сторонах его створок мы видим изображение странника, идущего по дороге. Для современников Босха, дорога была символом земной жизни.




Почему все таки воз сена? Думаю вкратце можно объяснить старинной фламандской пословицей :"Мир - это стог сена: каждый хватает, сколько сможет." В нидерландской народной песне того времени, рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Есть в этом и ещё один нюанс; поскольку сено - товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. Получается, что тема строительства вавилонской башни тоже присутствует.

Открыв и разложив створки, мы увидим развернутое продолжение заявленной темы. Слева - создание первых людей, первый грех и изгнание.В центре- люди продолжают путь по Дороге жизни, но их жадность, корыстолюбие позволяют демонам вести их в Ад (демоны тянут воз сена к прямо дверям Ада на правой створке).
В той же последовательности рассмотрим картину, начав с левой ее части.

Левая створка.




Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Характер этой композиции включает в себя четыре эпизода из библейской Книги Бытия - низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая.Над эдемским садом изображено Падение восставших ангелов. У линии горизонта видно, как они низвергаются в море, - все это происходит за пределами Рая, четко обозначенными деревьями и кустарниками. В отдалении - сцена сотворения Евы. В центре - Искушение Змием. На переднем плане, перед скалистым входом в Эдем, ангел изгоняет напуганных и пристыженных Адама и Еву. Ворота в Земной Рай увенчаны фантастическими фруктами, чьей перезревшей плотью кормятся птицы; все вместе это является символом греха. Иконографическим новшеством является только то, что Босх связал грехопадение прародителей, Адама и Евы, с низвержением восставших ангелов.

Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно: вокруг древа познания добра и зла объявилась змея - это дьявол, искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. В сцене с Архангелом Ева стоит, отвернувшись от врат Рая, словно готовясь принять свою земную судьбу или, может быть, прозревая цепь будущих последствий первородного греха, поскольку справа, вокруг воза с сеном, развёрнута всеобъемлющая панорама человеческого безумия. Удлинённость пропорций и S-образный изгиб, характерные для босховской трактовки обнажённого женского тела, явственно говорят о живучести готических традиций в искусстве Северного Возрождения.

Центральная часть.

На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них - император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий - крестьяне, горожане, клирики и монахини - хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху простирая руки взирает Христос, окружённый золотым сиянием. Никто, кроме молящегося к нему на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.
Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним. Основное внимание Босхом уделено одному из смертных грехов - погоне за земными благами, то есть алчности, различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Владыки светские и духовные, следующие за возом в чинном порядке, не вмешиваются в свалку и распрю за сено лишь потому, что это сено и так принадлежит им, - они повинны в грехе гордыни. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведёт за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы; набитый соломой кошель у него на боку указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии.

Влюблённые пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия. Можно отметить некое «сословное различие» между целующейся в кустах парой простолюдинов и музицирующими любовниками из более изысканного общества. Все эти подробности призваны усилить основную тему картины - торжество алчности.




Правая створка.




Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне - христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Это круглое сооружение выглядит инфернальной пародией Вавилонской башни, предназначенной для осуждённых душ, - от этого и предостерегает Босх род человеческий.

Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XII в. ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Один из эпизодов - переход через мост - фигурирует в качестве одного из мотивов и на картине Босха. На подъёмном мосту, ведущем в башню, десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, чем вероятно, и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа. Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.

Вот и все. Оставляю за собой право, господам жаждущим земной справедливости(которой никогда на Земле не было и никогда уже и не будет) больше здесь ничего не сказать. Всё сказал Босх.

При подготовке поста использовал материалы сайтов:
http://jivopis.org
http://www.artniderland.ru
http://dic.academic.ru
http://www.ikleiner.ru

общество, живопись

Previous post Next post
Up