Гурзуф. Тайная дача Чехова.

Sep 17, 2010 12:02

"Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево - шелковица".
А.П.Чехов

Прошло сто с лишним лет. Дом все тот же, правда уже не под черепицей, двор утопает в зелени а район по фамилии своего знаменитого владельца называется Чеховкой.






Чеховка с высоты птичьего полета, верхней площадки санатория имени Коровина. Прежде это была дача Саламбо, купленная по совету Антона Павловича и принадлежавшая великому художнику.
Сам район расположен ниже Ленинградской. Хаотически нагроможденные старые домики, террасами спускающиеся к морю, к подкове гурзуфской бухты. Почти все как тогда, при Чехове - та же неустроенность и та же бедность. Наш путь лежит к самой дальней точке района, собственно к даче Антона Павловича.




Шагая по неширокому тротуару мы с любой точки видим море.




Совсем неподалеку от дачи раньше располагалась рыболовецкая бригада. Сейчас о том напоминают старый баркасы и лодки, да груды ржавого железа. Всему свое время,
да и рыба давно ушла...




Триста метров не расстояние и вот мы у цели.




Как вещает памятная табличка у входа, в этом доме Антон Павлович сто десять лет, в агусте провел несколько ней поисках творческого уединения, работая над 1 действием драмы "Три сестры". Почти никто из друзей писателя не знал о существовании гурзуфского домика. При жизни хозяина его посетили только В.Ф.Комиссаржевская и И.А.Бунин. В Гурзуфе Чехов подарил актрисе свою фотографию с надписью: "Вере Федоровне Комиссаржевской, 3 августа, в бурный день, когда шумело море, от тихого Антона Чехова". Бунин бывал на чеховской даче в 1900 г. и апреле 1901 г. О тех событиях напоминает фарфоровая статуэтка, стоящая в одной из комнат музея,посвященной истории создания пьесы.




Гурзуф Чехов приметил еще в первые свои приезды в Крым. Многое привлекало здесь писателя: уединение, купание в бухточке, рыбная ловля. Но все то было и в других местах. А все таки почему из всех уголков южнобережья Чехов выбрал Гурзуф?
Приобретя небольшой домик в Гурзуфе у самой Генуэзской скалы, которую называли все Пушкинской, Антон Павлович становился как бы "соседом" великого поэта. Пушкин для Чехова значил многое. В числе самых дорогих книг, которые он привез в Ялту, - издание сочинений Пушкина. В прозе, драматических произведениях Чехова его герои вспоминают и цитируют стихи Пушкина. Да и в письмах самого Антона Павловича большое количество ссылок на Александра Сергеевича Пушкина и его творчество. Пушкинские образы, пушкинские строки, мотивы и интонации переполняют все творчество Чехова.
В одном из писем к А.С. Суворину, владельцу одной из крупнейших в России книгоиздательских фирм, Чехов просил: "Я бы с восторгом прочел что-нибудь новое о Пушкине и Толстом - это было бы бальзамом для праздного ума моего".
Домик А.П. Чехова в Гурзуфе находился в трех сотнях метров от дома герцога Ришелье, в котором в 1820 году жил великий поэт. Возможно, главной причиной, по которой выбор А.П. Чехова пал на Гурзуф, было то, что Гурзуф хранил память о любимом писателе - Александре Сергеевиче Пушкине.




А так, вскоре после покупки выглядела сама дача гурзуфская дача Антона Павловича.




Как видим, домик выглядит не хуже, что радует да и территория ухожена. Все та же морская галька на дорожках, которую так любил Чехов. Кипарис, посаженый новых хозяином давно превратился в высотный ориентир дачи, со стороны причала. Пройдем в дом?




Наибольший интерес представляет рабочий кабинет Чехова. Экспозиция его подобрана с большой любовью и тщательностью, чего на мой взгляд совершенно не хватает по советскому схематично обставленным другим комнатам дома. Наслаждаемся лучшим!










Выйдя через эту открытую дверь на крытое крыльцо дома, ноги без задержки сами несут нас к морю. С обзорной площадки чеховская бухта открывается во всей своей красоте. Природная естественность, чистота и укромность, малолюдность - вот то, за что мы любим эту бухту и всегда отдаем ей предпочтение перед другими пляжами Гурзуфа. Кстати купив билет в музей, посетитель получает и право самостоятельного осмотра бухты, чем мы всегда с радостью и занимаемся, до самого вечера.










Недолго, всего четыре года пользовался Антон Павлович своей любимой тайной дачей. По завещанию, составленному А.П.Чеховым 3 августа 1901 г., гурзуфская дача перешла его жене О.Л.Книппер, которая ежегодно (за исключением военных лет) проводила лето в Гурзуфе. В гражданскую войну здесь жили артисты "качаловской группы", гастролировавшие по югу России. Позднее гостями были С.Рихтер и Н.Дорлиак, И.Козловский, О.Н.Ефремов. Соседями О.Л.Книппер в Гурзуфе была семья известных пушкинистов Б.Томашевского и И.Медведевой, рядом приобрел дачу композитор Лев Книппер, автор знаменитой песни "Полюшко-поле". Последний раз О.Л.Книппер приезжала сюда из Москвы в 1953 г. После ее смерти домик находился в ведении Дома творчества художников имени К.Коровина.
В 1987 г. гурзуфская дача Чехова стала отделом Дома-музея А.П.Чехова в Ялте. С тех пор ежегодно с апреля по ноябрь здесь размещаются временная чеховская экспозиция и сменные художественные выставки.




Гурзуфская бухта всегда привлекала людей искусства. Ее рисовали Р.Кент, Бидструп, знаменитый маринист Айвазовский и его ученик Магдесян, позднее художники Кукрыниксы, Мешков, Бисти, многие другие художники XX века; она вдохновляла поэтов Маяковского, Заболоцкого, М.Дудина, Б.Чичибабина, Е.Рейна; здесь снимались фильмы о Пушкине и о Чехове.
"Без России нехорошо, - писал Антон Павлович, - нехорошо во всех смыслах. Из всех русских теплых мест самое лучшее пока - Южный берег Крыма. В Крыму уютней и ближе к России".

Уютное и теплое, точно! Что с радостью и подтверждаем.

При подговке поста использовал материалы сайта chehov.niv.ru

музей, прогулки, Гурзуф, Чехов, Крым

Previous post Next post
Up