"Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь не спит, Игорь мыслию степь мерит от великого Дону до малого Донца. В полночь Овлур свистнул коня за рекою; Велит князю не дремать. Кликнул; стукнула земля, зашумела трава, ежи половецкие задвигались. А Игорь князь поскакал горностаем к камышу, пал белым гоголем на воду. Кинулся на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к лугу Донца, и полетел соколом под туманами, избивая гусей и лебедей к обеду, и полднику, и ужину..."
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТОСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА."
Донецкое городище, которое находится в ближнем пригороде Харькова, на окраине поселка Карачевка и отождествляется с летописным городом Донцом. Живем мы от него не очень далеко, в пятнадцати километрах ниже по течению, на берегу той же речки Уды. Часто, особенно летом, когда основная дорога на Харьков забита пробками, мы пробираемся в него по "тайной" дороге, которая пролегает под склонами Донецкого городища. Проезжая мимо в очередной раз, вспомнили как еще десять лет назад остановились и сделали несколько снимков, на еще пленочный фотоаппарат. То же история, семейная. Рассказ же о летописном городе Донце и его древней истории.
Первое упоминание о нем находим в Ипатьевской летописи под 1185 годом в связи с рассказом о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев, полном поражении русских дружин. Сам Игорь, его брат и сын попали в плен. И вот в той части, где летописец сообщает о побеге князя из половецкого плена, говорится, что он в течение 11 дней сначала на коне, а потом пешком добирался от половецких веж, расположенных где-то на берегах реки Тора, до крайнего со стороны половецкой степи древнерусского города Донца. Упоминания о Донецком городище встречаются и в более поздних письменных источниках. Еще в XVI веке в росписях сторожевых пунктов, которые были установлены Иваном IV Грозным для защиты от нападений кочевников на русские земли, отмечаются расположенные на реке Уды Донецкое и Хорошевское городища. Так, в росписи 1571 года мест, которые должен был проехать рыльский голова для наблюдения за перемещением татар, говорится: «Да вниз по реке Удам через Павлово селище к Донецкому городищу, да к Хорошеву городищу через Хорошев колодезь». К слову сказать, само Хорошево городище от нас находится уже только в одном километре, а древний Хорошев колодец, в котором бьет семь ключей действующий и поныне.
Еще более точное местоположение Донецкого городища указывается в «Книге Большому Чертежу», составленной в 1627 году: «А по левой стороне вверх по Удам, выше Хорошего городища, Донецкое городище, от Хорошего верст с пять. А выше Донецкого с правой стороны, впала в Уды речка Харькова, от городища с версту; а в Харькову пала речка Лопина». Как видно, и в XVI-XVII веках Донецкое городище было известно под тем же названием, которое сохранилось до нашего времени. Правда, есть на первый взгляд некоторая неточность. Как известно, Донецкое городище занимает узкий мыс на правом берегу реки Уды. Однако в «Книге Большому Чертежу» ясно говорится о местоположении городища на левой стороне реки. В чем дело? Может быть имеется еще одно городище с таким же названием? Или составителями «Книги Большому Чертежу» допущена ошибка? Маловероятно. Записывая урочища, расположенные по реке Уды, чертежники ориентировали их в своих записях не по берегам реки, а по направлению проходимого ими пути: они вышли к реке Уды, несомненно, из Северского Донца и шли вверх по течению, в таком случае Донецкое городище находилось от них по левую сторону. Нет определенного и исчерпывающего ответа пока на вопрос, почему расположенный не на Донце город называется Донцом.
Как бы там ни было - последнее слово осталось за археологами. Археологические раскопки, которые начались на Донецком городище в 1902 году в связи с подготовкой к XII археологическому съезду, проходившему в Харькове, убедительно доказали тождество городища летописному городу Донцу и очень подробно рассказали об истории этого древнерусского города чуть ли не от первых дней его создания до разрушения татаро-монгольскими ордами.
Древнерусский город Донец возник на развалинах раннеславянского поселения, разрушенного и сожженного, вероятнее всего, печенегами в начале X века. Внезапно ворвавшиеся в поселок кочевники истребили все местное население, ограбили жилища, а затем все деревянные постройки и оборонительные сооружения предали огню. Спустя несколько десятилетий сюда пришли другие люди и построили во второй половине X века новое укрепленное поселение, превратившееся со временем в раннесредневековый город Донец. Еще в 30-х годах XIX века археолог В. В. Пассек снял план городища, расчистил и раскопал ров с северной стороны, что позволило ему найти множество фрагментов глиняной посуды, кости животных, кусок листовой меди и глиняное украшение с двумя двойными пронизками. Найденные вещи он отнес ко времени существования здесь древнерусского летописного города Донца и датировал XII веком. К сожалению, археология в первой половине прошлого столетия была слишком слабо развита, и описание раскопок В. В. Пассека настолько неудовлетворительно, что сделать какие-либо научные выводы на основании его материлов невозможно. Первые раскопки на городище и селище, проведенные в 1902 году археологом В. А. Городцовым, позволили обнаружить здесь два жилища полуземляночного типа с разнообразным инвентарем. В плане полуземлянка имела форму четырехугольника со сторонами 4X3,8 метра. Стены были облицованы бревнами, концы которых вставлялись в пазы угловых столбов. Вход был устроен в виде ступенек, вырезанных в материковой глине. Влево от него находилась глинобитная печь, сооруженная на небольшом материковом возвышении, свод ее вылеплен из глины на деревянном каркасе, который впоследствии выгорал. Под печи был выложен камнем и обмазан глиной. Хорошо утрамбованный пол жилища находился на глубине полутора метров от современной поверхности почвы.
В результате раскопок, проводившихся здесь позже - в 1905, 1929, 1930 годах, было открыто 21 погребение и 81 хозяйственная яма для хранения зерна, семь полуземляночных жилищ. Значительным открытием раскопок стали пять горнов для обжига глиняной посуды. В 50-60-е годы раскопки на городище и селище проводила археологическая экспедиция Харьковского государственного университета под руководством Б. А Шрамко. Ученые получили новые данные о материальной культуре Донецкого городища.
Город Донец находился на окраине древнерусского государства, поэтому нуждался в хороших оборонительных сооружениях, за которыми в случае опасности могло бы укрыться мирное население. Такими укреплениями с напольной стороны служили ров и высокий земляной вал. Ров был сделан на месте естественной лощины, углубленной на два метра. Вынутую почву использовали для увеличения высоты вала. Весь детинец окружали соединенные друг с другом деревянные клети, заполненные глиной, местами со значительной примесью щебня. Удалось даже определить ширину стены - она равнялась четырем метрам. Основным типом жилищ в городе Донце были не полуземлянки, а наземные дома, хотя продолжали еще строиться и полуземлянки, похожие на раннеславянские. Одно из исследованных наземных жилищ площадью до 45 квадратных метров в плане имело прямоугольные очертания. В одном из углов сохранились остатки печи, сооруженной в глиняном материке гораздо ниже уровня пола. С противоположной стороны жилища под деревянным полом был устроен небольшой погребок.
Археологи обнаружили несколько наземных построек и одну полуземлянку, но не нашли никаких остатков производственных комплексов. Не было тут ни орудий труда, которыми пользовались для обработки земли, ни орудий производства ремесленников. Но зато на детинце были найдены остатки конской упряжи, оружие, различные украшения, предметы домашнего обихода... Объясняется это тем, что на территории детинца - укрепленной части города, жил, видимо, представитель феодальной верхушки - князь со своей дружиной и слугами.
Основная масса людей жила в густо заселенном городском посаде. Здесь раскопано несколько полуземлянок и наземных жилищ, более 200 хозяйственных сооружений, главным образом, для хранения зерна. Глубина некоторых ям превышает три метра, диаметр - от одного до двух метров. Как показали исследования, основным занятием жителей было земледелие и скотоводство. Об этом свидетельствуют найденные шесть железных серпов, косы-горбуши, железные оковки деревянных лопат, каменные жернова с вогнутой верхней частью и выпуклой - нижней. Земледельцы выращивали и хранили в ямах пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху, мак, овес, лен. В одной из полуземлянок ученые обнаружили целый слой ржаной муки грубого помола. Несомненно, у жителей города Донца и расположенного рядом с ним селища пашенное земледелие достигло высокого уровня.
О занятии местного населения скотоводством говорят найденные кости домашних животных: свиней, коров, овец, коней... Находки свидетельствуют о том что жители охотились на благородного оленя, дикого кабана, лося, косулю, медведя, волка, лисицу, зайца, водоплавающую дичь. Поражают своими огромными размерами обнаруженные на селище рыболовные крючки. А найденные рыбные кости и чешуя указывают, что в то время ловились те же виды рыб, что и сейчас, но значительно больших размеров. Видимо, охоте и рыбной ловле, как вспомогательным промыслам, отводилась далеко не последняя роль в хозяйственной деятельности жителей Донца.
>
Население Донецкого городища и селища занималось различными ремеслами. На первом месте стояло получение и обработка железа - основного материала для изготовления орудий производства и предметов домашнего обихода. В городе Донце пока не обнаружены сыродутные горны для получения железа, но найденные на селище куски железной руды, шлаки, железные крицы и разнообразные изделия из железа убедительно свидетельствуют о существовании древнего металлургического производства.В связи с тем, что дерево в культурном слое плохо сохраняется, предметов из дерева на Донецком городище найдено очень мало. Из находок можно отметить лишь обгоревшие бревна со следами обработки, обнаруженные при раскопках оборонительного вала, и остатки обуглившегося свистка, применявшегося, по всей вероятности, при охоте на водоплавающую дичь. Из деревообрабатывающих инструментов на городище и селище найдены долота, лезвие рубанка, бурав, стамеска, лучковые сверла, многочисленные типы ножей.
Тяжелые бедствия пришлось испытать населению города Донца, как и всему Древнерусскому государству, в первой половине XIII века, когда у стен крепости появились орды кочевников. Несмотря на ожесточенное сопротивление жителей, оборонительные сооружения были разрушены и дотла сожжены захватчиками. Следы разрушения заметны не только при раскопках крепостных укреплений, но и жилых построек. Так, раскапывая остатки одной из полуземлянок, археологи обнаружили части обуглившегося человеческого черепа. Остатки обожженного человеческого скелета со следами ударов каким-то острым рубящим оружием были найдены в верхних слоях почвы рядом с городищем.
После татаро-монгольского нашествия Донец уже не возродился, хотя какое-то население продолжало здесь жить еще в XIV веке, о чем свидетельствуют отдельные находки, в том числе монеты, погребения, относящиеся к XIV веку, когда значительная часть поселения уже запустела. Вновь крепость возникла, но не здесь, а у слияния рек Харьков и Лопань лишь в 1656-1659 годах и получила название Харьковской. Она-то и дала начало современному Харькову.
Такая у нас тогда получилась прогулка по летописному Донцу. Дочка была еще совсем маленькая и никак не понимала, что нам здесь так интересно. Впрочем нашла она тогда и себе занятие - собирала букетик луговых цветов, а потом еще и с горки скатывалась.
Сфотографироваться на память с папой, она конечно шанс не упустила. Занятная штука время - десять лет как один день. Дочке позавчера отметили четырнадцетилетие, не верится даже. что такая большая. Рассматриваем фотографии и вспоминаем, какие мы были тогда.