День, в который говорят изменился мир.

Dec 22, 2009 19:08

Дело давнее, но весьма памятное. День как день. Уделив первую его половину должному, вторую решили посвятить небольшому путешествию.
В то время наш кум, у которого мы гостили, по благословению церковного начальства несколько раз в месяц служил будничные службы в одном из сел, неподалеку от летописного Коростеня, где не было штатного священника. Вместе со своим благочинным, очень энергичным батюшкой они не раз бывали в соседних с тем селом Чеповичах, о которых я и хочу поведать.
Рассказ кума о разрушенном лесном монастыре, чудесном источнике и дивной красоты месте и позвал нас в дорогу.
Сто километров не расстояние и мы - четверо взрослых и трое детей, собрав небольшой тормозок после обеда, в тот памятный для всех людей день, выступили в дорогу. По плану мы должны были заехать в Чеповичах к одному дедушке, который и должен бы нам показать путь к бывшему монастырю, до которого еще было километров пять, перелесками. Одно то, что тому дедушке в тот момент было 96 лет и он пребывал в бодрости, вызывало у нас чувство глубокого почтения.
По прошествии лет, сейчас, когда пытаюсь описать ту поездку, никак не могу вспомнить его имя. А жаль, какой судьбы человек! Одно то, что в годы гонений он тридцать лет, бессменно был старостой храма, испытав на себе смертельные объятия советской власти говорит о многом.





Кум, скрипнув калиткой, как знакомец пошел в дедову хату на переговоры. Дед, находясь спиной к входной двери возился со стряпней у русской печи. Не поворачивая головы и продолжая куховарить он тихим голосом, в котором была удивительная покорность, только и спросил:"А кого мне Бог сегодня послал? Кто ты, добрый человек, я почти ничего не вижу." Узнав батюшкин голос он тут же подошел под благословение и с радостью вызвался быть нашим провожатым, передав нас по дороге, другому, более "справному" как он сказал человеку. На другой окраине этого большого села нас взяла под свою опеку прихожанка местного храма, тоже весьма почтенных лет. Места у нас на всех не было и мы размышляли как поступить. Как выяснилось доехать мы могли только до речки, а потом перейдя ее вброд еще с километр надо было пешешествовать до бывшего монастыря. Дедушка с радостью предложил остаться, сказав, что речку он в брод не перейдет, а молиться можно везде. Спасибо ему!
О самом главном, что выяснилось к тому моменту я еще не сказал. В тот день, в память престольного праздника главного, порушенного храма монастыря состоялся большой крестный ход к бывшей обители, с сонмом архиереев и священства и тысяч прихожан. На территории монастыря был устроен временный храм, где совершили богослужение и уже к тому дню начиналось возобновление обители.
Мы с трудом ехели по разбитой сотнями колес дороге, а навстречу нам двигалась другая, как нам виделось - древняя Русь. Сотни людей, кто пешком, кто на подводах, а кто и на велосипедах. Были и группы людей, на грузовиках и даже на тракторных прицепах! Отчаянно буксующие легковушки заставили нас искать места надежной парковки, что было не так и просто - низинная, луговая местность , с ее кочками и буграми, глубокие колеи... Наконец у нас получилось. Все время мимо нас двигался поток людей, с радостными, светящимися лицами. Незабываемое зрелище!
Речку мы перешли вброд, воды было чуть выше колен и как только мы ступили на тот берег, это всеобщее народное чувство начало передаваться и нам. Казалось, что мы прикоснулись к тайне, в которой времени нет.
Пройдя еще чуть и совсем немного углубившись в лес, мы вышли на обширнейшую лесную поляну, по которой перемещалось множество людей. Увидели строящийся деревянный храм, временную колокольню и в стороне келлии возобновляемого монастыря.







Начали встречаться и знакомые, которые объяснили нам, куда в первую очередь стоит пройти. Это место было монастырским кладбищем и оно располагалось чуть дальше, в глубине леса. Пройдя по дороге вдоль двух длиннейших столов и импровизированной кухни, где кормили паломников, через пять минут мы были на месте. Вырубленный акациевый подлесок, подправленные могилы и свежеустановленные кресты. Благодать, внутренняя тишина и покой по силе действия сравнимые только с пребыванием в пещерах Киево_Печерской лавры. Совершенно для нас неожиданно. Во всяком случае для меня совершенно незвестное раньше место.



Вкратце расскажу и Вам, теперь известную мне историю монастыря(полную дам ссылкой в конце). Вначале цитата из Брокгауза о самих Чеповичах:"село Киевской губернии, Радомысльского уезда, при впадении реки Перегорща и реки Чеповки в реку Иршу. Все жители считаются дворянами, но живут как крестьяне; до 1839 г. они были униатами. Вблизи два древних городища. 5487 жителей, занимающихся земледелием и извозом. Школа; 7 водяных и много ветряных мельниц; станция Киево-Ковельской железной дороги." В 1911 году две женщины., пастушки набрели на вымоину в земле, в форме колодца, на дне которой бил родник. Вода в нем… кипела, будто кто-то огонь под низом развел. Когда удивленные женщины наклонились над колодцем, они увидели, что на… дне чистого, как лампадное масло, родника лежала маленькая иконка Богоматери. Одна из пастушек попыталась достать икону, но не смогла, только руку обожгла, настолько горячей,кипящей оказалась вода, следы у нее от полученного ожога оставались всю жизнь. Священник из Чопович, что того же дня пришел к дивному источнику, провел над родником специальный молебен, и вода «позволила» достать со дна образок. Это была маленькая, со спичечный коробок, икона Казанской Божьей Матери. Икону отправили в Киев, а оттуда - в тогдашнюю столицу Санкт-Петербург. Вскоре синодальная комиссия постановила - «На сим месте, где чудесным образом явилась Пречистая Дева, надлежит быть монастырю!» В честь иконы Казанской Божьей Матери. Вода в источнике не кипит все время, а закипает периодически, подобно тому, как это происходило в Силоамской купели.
Это было время слома двух эпох. Мировая, революция, гражданская война, нерасположение новой власти и шастающие по лесам вооруженные банды - на это время пришлось становление монастыря. настоятелем его был игумен Константин - афонский монах, родом из села Чоповичи, по преданию, чудесно призванный Пресвятой Богородицей вернуться на Родину и возглавить монашескую жизнь в обители. В ночь с 1 на 2-е сентября 1921 года, на монастырь напала наводившая на округу своими зверствами банда атамана Лисицы. Хотели сокровищ, но откуда им было быть, монастырь был наибеднейший, населенный в основном окрестными крестьянами принявшими постриг. После зверских мучений закрытые в храме монахи были убиты, а сам храм подожжен. Бывшие в тот момент за пределами монастыря братия, вернувшись увидели ужасную картину. Умученных братий и погребли на этом кладбище. До закрытия монастыря в тридцатые годы храм так и не смогли восстановить, служили в часовне, построенной возле источника, который назван был еще сразу "Кипячим". Принял монастырь отец Рафаил, великий подвижник, почивший только в 1991 году и погребенный в Корецком монастыре.

На могиле о.Константина паломниками, на крест прикреплены множество иконок и фотография самого новомученика.



Увидел я и другую фотографию, более крупную с изображением отца Константина.



Рядом с кладбищем находился временный храм - шатер, в котором совсем недавно была отслужена литургия. Одинокий послушник, сидя на лавочке охранял его.



Мы подошли ближе и приложились к иконам.



Начинало вечереть, следовало потихоньку двигать в обратный путь. Набрали и мы воды в этом удивительном источнике.



Назад нас переправили на лодках, так что ног даже не замочили. Дорога к тому времени была уже настолько разбита, что несколько застрявших автомобилей по очереди вытягивал трактор. Буксуя и буквально плавая в грязи мы медленно продвигались вперед, пока вынуждены были остановиться, ожидая освобождения дороги. Завестись мы уже не смогли - вышел из строя намокший стартер. Тот же тракторист лихо завел нас с толкача, взяв на буксир и долго я ему сигналил, сообщая что все, завелся. Помню, с безразличием воспринимали мы это злоключение, как неизбежную плату. Вернули дедушку домой, который столько часов прождал нас на краю села. Как он нас благодарил, а мы его! Впечатления прожитого дня, такое неожиданное прикосновение к великой святыне погрузили нас в размышления. Обратную дорогу так и не заметили.
Вернувшись домой, все кого мы повстречали, говорили нам одни и те же слова - "Вы видели, что произошло?" Включив телевизор, мы увидели как лайнеры врезаются в башни-близнецы. Это было 11 сентября 2001 года, день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Безумие и чудовищность увиденного до сих пор воспринимаются мною как та пропасть, в которую человечество падает добровольно и с наслаждением, но дно у которой есть. И мир, хоть как и не пытаются убедить нас сильные мира сего не изменился в этот день, он только промелькнул мимо одной из контрольных точек.

Прошло восемь лет. Так выглядел монастырь в Кипячем в этом году.



Обещанная и как мне кажется наиболее полная история монастыря.

Краткая история жизни последнего настоятеля монастыря, отца Рафаила, в исследовании Свято-Тихоновского института

встреча, потрясение

Previous post Next post
Up