Фотографы Харьковской губернии.

Aug 11, 2009 18:07

Первые фотографы появились в Харькове в 1850-х годах. В это время в городе проживало 36 тыс. жителей. «В числе промышленных заведений города мы находим 4 фотографии, 3 литографии, 5 кондитерских, 2 трактира, 25 гостиниц, 10 рестораций, 71 постоялый двор, 47 питейных домов, 2 водочных магазина, 3 торговых бани, 5 аптек»( акад.Багалей Д.И.).
Первым харьковским фотографом, согласно К.П. Щелкову, считается Василий Данилович Зайцев . В.Д. Зайцев был выходцем из бывших крепостных В.Н. Каразина. и к началу 1850-х годов становится известным ювелиром в Харькове. В начале 1851 г. он по служебным делам ездил в Париж, где на Всемирной выставке увидел фотографические портреты и пейзажи. Эти фотографии произвели на него огромное впечатление.
Зайцев, обладая коммерческой жилкой, закупает необходимое фотографическое оборудование и материалы, возвращается в Харьков и в том же 1851 г. открывает фотомастерскую. К сожалению, пока не найдена ни одна из фотографий этого ювелира. Скорее всего, В.Д. Зайцев получал фотографические изображения методом калотипии (съемка на специально обработанной пластинке с получением отпечатков на бумаге без негативов и без перехода от негативного изображению к позитивному). При этом изображения получались в коричневых тонах. Это предположение основывается на том, что Я. П. Данилевский, которому В.Д. Зайцев продал в последствии свою фотомастерскую, работал методом калотипии.


В 1850-х годах в Харькове работали еще три интересных фотографа. Два из них - выпускник Харьковского университета акварелист-портретист Левдик и чех Александр Пшенны снимали фотографические портреты методом дагеротипии. Третий фотограф - подпоручик Василий Сергеевич Досекин изготавливал фотографии методом калотипии. Калотипия сделала шаг к эпохе тиражирования отпечатков. В качестве негативов использовалась писчая бумага, на которую наносился слой нитрата серебра. Позитив печатался на так называемой солевой бумаге. Лист такой бумаги, обработанный хлористым серебром, накрывали листом с негативным изображением и этот «бутерброд» экспонировали, выставляя на солнце. На позитивном листе постепенно появлялось изображение, затем изображение на солевой бумаге вирировалось и закреплялось.



Начало фотографической деятельности Василия Сергеевича Досекина (1829 - 1900) относится к 1856 - 1857 гг. В это время в Харькове, состоявшем на военном положении в связи с Крымской войной, находилось на излечении большое количество солдат и офицеров. Василий Сергеевич, молодой подпоручик, раненный под Севастополем во время Крымской войны прибыл на излечение в Харьков в 1856 г. Немного окрепнув, в 1857 г. открывает фотографическую мастерскую на Екатеринославской улице, № 3 во флигеле усадьбы известного в свое время в Харькове купца К.Н. Кузина. "Фотография В.С. Досекина" уже с первых дней своей работы стала пользоваться популярностью. Применение небольшого формата фотоснимков, что уменьшало их стоимость, давало возможность фотографироваться не только зажиточной части населения. "Снять портрет" по любому семейному торжеству, а то и просто ради любопытства, все спешили к Досекину. Успеху его фотографической деятельности содействовало серьезное отношение к фотографии. Вот что писали о нем в журнале "Фотограф" в 1864 г.: "...Работы г-на Досекина выходят из ряда обыкновенных, и было бы непростительно не заявить публично о таком художнике, который смело, без преувеличения, может соперничать с лучшими фотографами в Европе"





В 1880-х годах количество фотомастерских начинает расти лавинообразно. Их становится уже более 30. В эти годы заканчивают работать в Харькове такие большие фотомастера, как В.С. Досекин (в 1883 г.) и Ю.Е. Глентцтнер (в 1882 г.), но зато появляется целая плеяда молодых талантливых фотографов: А.М. Иваницкий (1882), М.И. Овчинников (1881), А.М. Мишон (1883), А.О. Занарди (1886), А.К. Федецкий (1886) и др. Харьков становится крупнейшим фотографическим центром Юга России, где концентрируются значительные силы специалистов в области фотографии. В Харькове буквально кипела фотографическая жизнь - устраивались фотографические выставки, на различных городских мероприятиях экспонировались работы известных мастеров. 6 марта 1886 года произошло значимое для харьковской фотографической жизни событие: любители фотографии на своём собрании поставили вопрос об учреждении в Харькове фотографического училища . Работы харьковских фотографов были хорошо известны в Москве и Петербурге. Активная новаторская деятельность А.М. Иваницкого и А.К. Федецкого приносит признание им и Харьковской школе фотографии не только в Российской Империи, но и в Европе.
В виду особой значимости работ Федецкого, для развития фотографического дела в Харькове, наверное стоит остановиться на рассмотрении его личности подробнее.

Альфред Константинович Федецкий родился в 1857 г. в Житомире в семье польских дворян . Семья Федецких жила в Варшаве, затем переехала в Киев. Детское увлечение фотографией переросло у мальчика в страстное желание посвятить свою жизнь фотоискусству. Родители приняли решение отправить юношу на учебу в Фотографический институт при Венской Академии художеств.
После окончания учебы в 1880 г. Альфред Федецкий вернулся в Киев и поступил работать в фотоателье известного фотографа Высоцкого .
Для молодого фотографа Высоцкий стал и профессиональным наставником и духовным учителем. Он прививал не только фотографические навыки, но и свои взгляды, которым Федецкий остался верен до конца жизни.
За шесть лет работы в Киеве Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот и накопил необходимый опыт для самостоятельной работы. Молодой фотограф принимает решение переехать в другой город.
А. Федецкий пишет на имя харьковского губернатора прошение о разрешении открыть в Харькове собственное фотоателье. После трехмесячной бюрократической волокиты Федецкий наконец получает долгожданное разрешение от харьковского губернатора "на право производства фотографических работ" за № 2821 от 03.06.1886 г.
В начале лета 1886 г. молодой мастер вместе с супругой и полугодовалой дочерью переезжает в Харьков. Согласно резолюции харьковского губернатора Федецкий берет в аренду пустовавшее с 7 апреля ателье фотографа Досекина в доме, на Екатеринославской улице № 6 . Во время детального изучения ранних работ Федецкого, мы обнаружили любопытную деталь: на фотопортретах мастер слегка тонировал дамам губы. Этот нюанс "оживлял" портреты, придавал изображению объем и глубину.



Во время детального изучения ранних работ Федецкого, мы обнаружили любопытную деталь: на фотопортретах мастер слегка тонировал дамам губы. Этот нюанс "оживлял" портреты, придавал изображению объем и глубину.
Альфред Федецкий сознательно и активно искал средства выразительности фотоискусства. Новаторские для своего времени снимки фотографа быстро получили широкую популярность. Слухи о чудесном мастере фотопортрета распространились по Харькову. О деятельности Федецкого с уважением заговорили в России и во многих странах Европы.
Кроме портретной съемки Федецкий создавал жанровые фотокомпозиции и фотопейзажи. Эти работы не раз с успехом экспонировались на отечественных и зарубежных фотовыставках, публиковались в журналах, тиражировались в виде планшетов, даже переносились художниками на большие полотна.
В сентябре 1888 г. на Всемирной выставке в Брюсселе А. Федецкий был удостоен золотой медали . В ноябре того же года он удостоился "Высочайшей благодарности" императора Александра III за фотоснимки с места крушения императорского поезда в Харьковской губернии, недалеко от станции Борки.
Федецкий сделал серию фотографий, оформленных в альбом. Один из альбомов, с видами места крушения Императорского поезда, Федецкий преподнес Великому Князю Сергею Александровичу на фотографической выставка в Москве 7 января 1889 г. Такой же альбом фотограф подарил королю Дании Христиану IX. Монарх высоко оценил мастерство харьковского фотографа и наградил его золотой медалью.



1888-1891 гг. становятся для Альфреда Федецкого поистине звездными. Кроме вышеупомянутых - Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1888 г.), Золотой медали от императора Германии Вильгельма II (1889 г.), фотограф был удостоен еще нескольких наград. Федецкого повторно наградили Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1889 г.), Малой серебряной медалью на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве (1889 г.), Золотой медалью на Промышленной выставке в Париже (1889 г.), Золотой медалью Всемирной академии наук (Париж, 1890 г.), Золотой медалью Альфонса III (Мадрид, 1890 г.), Золотой медалью в Лондоне (1891 г.) и высшей наградой - почетным дипломом на Международной фотографической выставке в Париже (1891 г.) . Именитый фотохудожник, коим, несомненно, являлся Альфред Константинович, мог позволить себе жить в Петербурге или Москве. Однако Федецкий предпочел остаться в Харькове. Он продолжает расширять фотографическое дело. Его фотоателье становится крупнейшим в Украине и насчитывает в штате более 10-ти человек техперсонала.
В 1896 году Федецкий всерьёз увлёкся экспериментами в области звукозаписи, рентгеновской фотографии и кинематографа. В харьковской прессе появляется сообщение Альфреда Федецкого о приобретении им съёмочного киноаппарата: «Федецкий А.К. - фотограф Её Императорского Величества вернулся из-за заграничной поездки, где приобрёл навыки кинематографической съёмки (120 снимков в течение 1 секунды)» . Первые киносъёмки Федецкого в Харькове датируются 30 сентября 1896 года. В газете «Южный край» сообщалось, что он «заснял на кинематографическую плёнку перенесение иконы Озерянской Божьей Матери на ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты»
В 1898 году Федецкий обращается к технологии изготовления цветной фотографии. «Последним словом фотографического искусства является в настоящее время цветная фотография. Ездивший за границу А.К. Федецкий привёз образцы этой фотографии, поражающие своим исполнением: все цвета радуги оказались доступными фотографированию при помощи разных приспособлений. К сожалению, последние составляют секрет одной торговой фирмы за границей. Снимки этой фотографии очень дороги» . Приспособления, о которых сообщал автор статьи, были Федецким вскоре разгаданы и он начал делать высококачественные цветные снимки, которые стоили значительно дешевле заграничных. Более того, фотохудожник овладел техникой нанесения цветного фотографического изображения на разные материалы и в одном из объявлений сообщил, что «особенно рекомендует усовершенствованный способ портретов красками по фарфору», которые будет делать собственноручно .
В 1901 году Федецкий изобретает новый способ фотографического производства, который современники охарактеризовали как «очень интересное открытие, сделанное в области фотографии». Речь шла о целиком новом методе съёмки, который позволял очень тонко имитировать офорт-гравюру на цветном металле с рисунком, протравленным кислотой.
В конце 1890-х годов врачи выявили у Федецкого серьёзную болезнь сердца. От подобного недуга в молодые годы скончался его отец. Но он по-прежнему целыми днями был в работе и только с вечерним поездом возвращался к себе на дачу. К работам в ателье добавились ещё заботы по постройке собственного дома на Сумской улице, где Альфред Константинович предполагал обустроить новое роскошное ателье. Но из-за болезни сердца он чувствовал себя всё хуже и хуже и вынужден был сократить время работы в ателье. Федецкий решил поехать в Берлин, чтобы проконсультироваться по поводу своей болезни, но до Берлина не доехал. Альфред Константинович умер 21 июля 1902 года в г. Минске по дороге в Берлин. Ему было всего 45 лет.
Смерть А.К.Федецкого в расцвете творческих сил была большой потерей для фотографической школы Харькова, в какой-то степени затормозила ее развитие. Это выразилось даже в количестве фотомастерских, которых в 1900-х годах сократилось больше, чем на 10. Если в 1890-х годах в Харькове работало около 40 фотографов, то в 1900-х годах после смерти Федецкого осталось 28. Правда, появились новые талантливые фотомастера: Г.П.Блюм (1892), Н.Н.Боднаровский (1894), И.П.Бурченко (1892), Г.Л. Магазинников (1892), В.Е.Полянский (1895), П.И. Михайловский (1891), Р.Л. Туккер (1892), Н.А.Гусев (1906), М.Я.Лещинский (1901), А.И. Скасси (1903) и др.
В 1910-х годах, особенно после Первой мировой войны, в Харькове снова образовался фотографический бум- работало около 50 фотографов. Наиболее интересными из новых мастеров были: П.В. Баринов (1915), М.И.Бурченко (1912), В.М.Довбня (1915), А.Крахмальников (1915), Я.И Пицек (1911), Ф.И. Целав (1915), и др.
Отсылая любознательного читателя к более подробному источнику информации ( которым я же воспользовался в подготовке этого поста), дальше просто показываю лучшие на мой взгляд работы харьковских фотомастеров.




Работа Вакселя Владимира Петровича, дворянина, проживавшего в Харькове, работа относится предположительно к 1892 году.



Следующая фотография сделана ВинниченкоФ.Ф, которому принадлежало ателье "Триумф".





Работа Новомирского Карпа Ивановича, почетного гражданина г.Купянска (1906 г.)







Фотография сделана художником Оже Григорием Николаевичем, проживавшем в г.Валки, предположительно в 1872 году.













Фотографы Харькова

Previous post Next post
Up