Венеция.

Jul 21, 2012 19:40

О лебедь городов, воды и солнца брат!
Уснувший, как в гнезде, меж тростников, средь ила
Лагуны, что тебя вскормила и взрастила,
Как все историки и гости говорят.
...........................................................
О город призрачный, где вместо улиц - реки,
Где в зыбкой глубине узор, всегда скользящий,
Из кровель, портиков, и лодок, и мостков,

Мне кажется, вот-вот исчезнет он навеки,
Мираж: далекий флот, в безбрежность уходящий,
Иль замок, выросший на миг из облаков.
Генри Лонгфелло.
1.



Часть первая, пешеходная.
Когда то в моей голове засела фраза, сказанная кем то из великих:" Венеция - все равно что коробка шоколадных конфет с ликером, съеденная за один присест." Никогда не думал, что предоставится возможность на деле реализовать сказанное в этих словах. Венеция была перед нашими глазами, которые по сему поводу буквально выпрыгивали из орбит , но на все-про все у нас были одни сутки. Итак, проверяем на деле - можно ли коробку шоколадов, да с ликером, да в один присест...
А теперь прошу поверить теперь уже своим глазам - это самое что ни на есть начало пешей прогулки.
Нам предстояло учитывать возможности к пешему передвижению нашего Богатыря(Луки - он последнее время в этом образе) и потому сразу бы следовало забраться куда подальше, по пути обдумывая дальнейший маршрут, с тем, что бы выйдя в условленном месте сразу пойти, как говорят братцы-легкоатлеты - с низкого старта. Не долго думая, мы взяли билет на городской трамвай(в нашем случае это огромный катер) и отправились на нем по по Гранд-каналу. Собственно с этого момента и началась наша прогулка, ведь на нем(на канале) сосредоточены самые красивые здания города, из-за чего венецианцы и называют свою главную водную артерию - «Канал-дворец» (итал. Canalazzo).
2.


Нам еще только предстояло увидеть эти знаменитые палацы, а пока интерес представляло буквально все - вапоре́тто(так в Венеции называют сей плавающий трамвай), хаотически снующие катера, гондолы с гондольерами и самый необычный в мире городской пейзаж за бортом.

3.


Немножко о Canal Grande, который в принципе каналом то и не является, так как это не искусственно прорытое сооружение, а бывшая мелкая протока между островами лагуны, на которых и раскинулся город. Начинаясь с лагуны , он проходит через весь город, повторяя перевернутую букву S и заканчивается через 3800 метров, соединяясь с каналом Сан-Марко и каналом Ла-Джудекка у здания таможни, в окрестностях которого мы и намеревались выйти.
Вскоре мы увидели довольно большое здание, привлекшее наше внимание, явно торгового назначения, а за ним Venezia Rialto Mercato Frutta - фруктовый базар - а это значит, что на канале скоро будет первый большой зигзаг, а за ним и мост Риальто. Кстати мост назван так в честь одноименного острова, а остров в свою очередь от модифицированного латинского rivus altus, что в переводе означает «проток глубокий», т.е. собственно сам Гранд-канал. Но это я отвлекся, а катер тем временем продолжал свое плавное движение вперед, к слегка угадываемому прекрасному неизвестному.
4.


Где-то он здесь этот поворот... Впереди идущий вапоре́тто не снижая хода направляется к громадинам зданий, значит и нам тоже за ним,туда.
5.



За поворотом - сразу немыслимая какая то активность на воде. У нас в таких случаях говорят - спешат как на пожар. Хотя нет, никто как выяснилось, никуда и не спешит. Здесь так живут. А как спешат довелось увидеть вскоре, через несколько минут.


А тем временем мост Риальто мы прошли. Как потом выяснилось, это одна из самых выгодных его точек съемки.На самом мосту расположены весьма популярные ювелирные магазины, но сам он очень запущен, не чищен и не помыт от бесконечных графитти и просто грязи. Не знаю, ка так можно к нему относиться, но факт и пожалуй это мое единственное недоумение в Венеции. А что касается самого моста, то он очень красив и это непреложный факт. Но двигаемся дале.
7.


На меня завораживающее действие оказывала картина того, как из воды, будто вырастают дома. Это так явно опровергало мою жизненную привычку и опыт. Вспомнились слова Христа, сказанные о мудром человеке"который построил дом свой на камне". Они хоть и сказаны совершенно о другом, но материальная их составляющая впечаталась в память. На камне! В Венеции же все построено на сваях, вбитых в очень рыхлый грунт и уже потом, на них выстроены все эти величественные здания. Уму непостижимо!
8.


А вот он, вариант спешки по-венециански. Какой то, с позволения сказать сэр, весьма энергично накручивал свой катерок, чтобы перед носом нашего вапоретто перескочить на другую сторону, наверное с тем, что бы избежать качки на кильватерной струе. И вот, этот с позволения сказать синьор, посчитав, что цель уже по любому будет достигнута - сбросил газ и уже по инерции пересек наш курс, так что мы его чуть не затаранили. Мы его тут же обогнали, а он ничто же сумняшеся просто уже искал место для причала. Интересно, что ему кричал наш кеп, так как это явно был тот классический случай, когда требовалась непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений.
9.


Вот он, этот спешащий венецианский орел, виден в кадре, в продолжительно-неожиданно задумчивой позе. А тем временем и мы и он проплывали мимо знаменитого палаццо Барбариго. Этот дворец был построен еще в XIV веке и знаменит тем, что в нем родился католический святой Грегорио Барбариго. Но как часто бывает, не только этим. С палаццо приключилась довольно забавная история. В 1886 году, тогдашними владельцами здания фасад паллаццо был отделан мозаикой из муранского стекла. Когда мозаичная работа были выполнена, тогдашних новых владельцев сильно порицали их аристократические соседи как нуворишей, имеющих резкий вкус и осуществивших отделку вразрез с благородными фасадами соседних зданий. Такая вот история! Зато теперь этот палаццо один из самых популярных и узнаваемых.
10.


Думаю тогда эти мозаичные панно вошли в Венеции в моду, вот ище один дом.
11.


Через пару минут мы уже подходили к тому месту, где Гранд-канал сливается с каналом Сан-Марко и каналом Ла-Джудекка. Полоска воды тут невообразимо широка, очень красиво было и как то сразу как-то напала грусть - стало понятным, что за сутки особенно то камни венецианских мостовых не отполируешь. С этого момента мы начали прогревать свои моторы....
12.


А вот уже и то самое здание таможни, о котором я говорил вначале. Венеция начинала входить в кровь. Казалось,что так было здесь всегда. Да что там - по другому и не могло бы!
13.


Когда уже когда писал эти строки, захотелось хоть краешком глаза увидеть, а как же именно было в этом месте раньше, в прежние века. Отыскал много ссылок, но самой удачной нахожу эту картину, хоть ракурс и другой. Почему то не нашел, чьей руке она принадлежит, но думаю что Франческо Гварди, как основному бытописателю Венеции. Если не считать корабликов, то совершенно ничего то и не изменилось. Так и думал!


Причаливаем. Какие же на пристани фактурные то все! Думаю, если бы славной памяти Паваротти услышал бы в свой адрес, что мол он похож на венецианского гондольера, то не очень то и расстроился бы.
Вот с этого то момента мы дальше перемещались пешком.
14.


Площадь Сан Марко, многажды виданная на снимках, теперь воочию. Стоял и опять глазам своим не верил. Но как водится в таких случаях - желания то у тебя одни, а вот их реализация совершенно противоположная и мы нырнули в одну из арок, прямо здесь на площади. Сразу же вышли к какому то каналу, сильно забитому гондолами. Понадобилось нам к банкомату, потом покушать и прочее.
15.


К чему это я все? А вот к тому... Мне много раз приходилось слышать, что она, Венеция мол запущенная, обшарпанная, с грязной водой. Видели конечномы в ней разные "негаразды",как например вот тут же. Но где их нет! При таком величайшем скоплении людей, считаю некоторую уличную нестерильность позволительной, а потом - кто куда смотрит, тот то и видит!

16.


Вот к примеру Аню мою взять, или же Лену, которая была все время в творческом порыве и потому фотоаппарат мне не отдавала - у них так горели глаза, как я и не мог предполагать. Когда мы уже уезжали из Венеции, Лена меня спросила - а что ты все время молчишь, тебе Венеция понравилась? И я сказал, что не могу ответить на ее вопрос - этот город избыточно красив, с тем что бы я смог его не полюбить, но я не могу его понять. Избыточно красив, вот в чем все дело!
17.


Так, случайный, шальной кадр.
18.


Но вернемся на площадь. Заложена она еще в далеком девятом веке, а свой нынешний вид обрела в восемнадцатом. Догадываюсь, какое впечатление своей беломраморностью оказывала она на своих посетитетелей в то время. Доминантой же площади безусловно является Собор Сан Марко в котором покоятся честные мощи Апостола, куда мы и направились, с небольшими задержками.
19.


Наш ЛУка очень самостоятельный - все время ходит с нами, расспрашивает, интересуется и не унывает, но при первой возможности уделяет внимание и детскому делу. На площади, зайдя в тенек, сразу же плюхнулся на камни и разложил рядом свои мечи и шпаги, которыми он к тому моменту уже оброс. Богатырь, он и в чужедальних землях - богатырь!
20.


Между тем, площадь живет своей жизнью, на которую, честно сказать мы обращали весьма мало внимания.Но кое что забавное заметили. Вот к примеру эти две дамочки. Прогуливаются... Наверное. кроме их эксцентричного прикида, эта их прогулка что то да означает.Во всяком случае все на них глазели и сказать прямо - таращились. Какие соображения?
21.



22.


Куда приятней было наблюдать за милой беседой двух породистых жеребцов, взирающих на нас сверху. О чем это они? Мы о том никогда не узнаем. А между тем, это кони из квадриги святого Марка, установленной на лоджии собора. Они являются единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры. Создание этой квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.! Это все к тому, какие сокровища находятся в самом соборе, если на его фасаде выставлены легендарные раритеты.
Мы подходили к собору, собираясь выстоять в огромнейшей очереди, с тем, что бы войти внутрь его. К нашему удивлению, несмотря на внешнюю неподвижность она довольно быстро продвинулась.
О самом соборе скажу лисшь несколько слов. Не буду говорить о том, о чем написаны многие книги и чем полна сеть, скажу только что собор великолепен, как может быть великолепен только византийский храм! Фотографировать внутри было запрещено и тут только снимки, которые я хотел найти и нашел в сети. Да простят меня их авторы!

23.



На этом снимке - Пала д’Оро, Золотой алтарь. Немножко о нем.
Миниатюры алтаря (их около 260) выполнены в технике перегородчатой эмали византийскими мастерами в далеких VI-XII веках. Во время правления дожа Орделаффо Фальера в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода были похищены из монастыря Пантократора в Константинополе и привезены в Венецию эмалевые пластинки, составляющие сейчас верхнюю часть алтаря. Нижняя часть алтаря была заказана в период правления дожа Пьетро Дзиани (1205-1229 годы) у византийских мастеров.Современный вид Золотой алтарь приобрёл в 1343 году, когда дож Андреа Дандоло заказал ювелиру Джамбаттисте Бонесенья готическую раму из позолочённого серебра, украшенную двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней. В эту раму были установлены эмалевые миниатюры, а сам алтарь помещён в мраморную дароносицу. Размеры алтаря составляют 3,34 на 2,51 метра!
И вот мы стояли перед этим, немыслимой ценности духовным сокровищем и буквально не могли сойти с места. Хотелось даже ущипнуть себя, но за всем подозрительным следила бдительная охрана. И все же я увидел и поклонился ему! Больше всего в Венеции мне хотелось именно этого.


Следующий снимок, более детальный.На этой миниатюре изображение Христа Пантократора, сидящего на троне, украшенном драгоценными камнями. Великой славы, по моему, достойны те мастера, которые полторы тысячи лет назад владели технологиями и смогли сделать эти невыразимой красоты прекрасные образы. Ведь не было современных индукционных и муфельных печей, термопар и спектроанализаторов. Да много чего не было, но пожалуй на этом примере видно, что все наше современное технологическое совершенство глубоко вторично.
Поклонившись святым мощам апостола Марка, сохраняя навалившееся на нас молчание, мы вышли из собора.
25.


Улица нас встретила безумием. Палац Дожей, по причине почти муравейниковой многолюдности мы пробежали бегом. Особенно много было китайцев, от которых нынче в Европе похоже не укроешься нигде. Вряд ли их интересует искусство, по моему осваивают территорию. Шутка.
26.


Было уже часа три дня . На улице было сильно жарко и парко и мы , укрываясь в тени сводов наружных галерей Дворца Дожей пошли в сторону канала.
27.


Вспомнились строки из Ахматовой:
Сколько нежных, странных лиц в толпе.
В каждой лавке яркие игрушки:
С книгой лев на вышитой подушке,
С книгой лев на мраморном столбе.

28.


Все так... А вот и яркие игрушки, тут же,их в Венеции вдоволь и для каждого возраста они свои.
29.


С недоумением я слушал многие слова Познера, сказанные им в сериале"Их Италия", который показывают сейчас по ОРТ. Сильно он в этом месте нажимал на всемирное скопление карманников , на арт-площадке, что у дворца Дожей. не знаю, что они видели,довелось только увидеть приличное скопление весьма бдительных и импозантных стражей порядка. Скажу еще пару слов о том сериале и конкретно о серии,посвященной Венеции - очень заносчиво и занудно они построили свое повествование - но такова видно была изначальная установка авторов сериала. На месте все гораздо проще, красивее и естественнее, чем в их фильме! Пожалуй Познер был искрененнен только в одной из финальных фраз, где он обронил слова о том, что еще немножно и он остался бы жить в Венеции. Как то так сказал, дословно не помню.
30.


Что это я тут о грустном? А пусть их! В Венеции,буквально на каждом шагу есть место веселому и жизнерадостному.
31.


Пройдя еще несколько десятков метров по набережной, в направлении Моста Вздохов мы содрогнулись и вздохнули гораздо раньше положенного - по этому изящному и безусловно как то величаемому мосту валила такая толпа туристов, что нам захотелось куда нибудь от них укрыться, даже не взглянув на тот знаменитый мост. к которому шли. Кстати "вздохи" в честь которых назван тот мост - это не вздохи влюблённых, а печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту, в последний раз бросали взгляд на Венецию. Ну не увидели - да и ладно, сейчас важнее укрыться.
32.


Пройдя некоторое время в толпе, против ее течения и по мосту, мы улучив момент нырнули в какую то подворотню, с тем что бы вынырнуть уже во второй части этого рассказа. Чао!
33.

прогулки, Венеция, Италия

Previous post Next post
Up