Форсирование р. Яркон. Ночь с 20 на 21 декабря 1917 года.

Nov 08, 2012 07:48



Понтонный мост, построенный британскими силами на реке Яркон.



Форсирование реки. Схема из книги 'How Jerusalem Was Won' by W. T. Massey; Глава XVII - A Great Feat of War

В сражении участвовали две стороны: с одной стороны 8-aя армия Османской империи (3-ья и 7-ая пехотная дивизия, полк черкеской кавалерии и артилерия) под командованием Джеват-паши, с другой стороны 52 пехотная дивизия(лоулендская) под началом генерал-майора Джона Хилла, которая входила в состав 21-й армейского корпуса под началом генерал-лейтенанта Эдуарда Бальфина вооруженных сил Великобритании Австралии и Новой Зеландии.

За Ярконом турки стояли прочно. Главные силы турецкой армии сосредоточились в деревеньке Шейх-Муннис (сегодня это Рамат-Авив). Но были еще и три артиллерийские батареи а также, что самое сложное, батальон турецкого “спецназа” - особый конный отряд, состоящий из сынов пустыни - бедуинов, друзов, черкесов.

Атака за атакой и британские войска откатываются назад, неся тяжелые потери. Попытки обойти турецкие позиции с моря не увенчались успехом - батальон турецкого спецназа, которых называли “разведчиками пустыни” базировался как раз в устье Ха-Яркона, там, где сейчас стоит электростанция Ридинг. Даже ночью эти разведчики охраняли позиции достаточно надежно.

Несколько раз командующий гарнизоном британских войск в Тель-Авиве генерал Джон Хилл предпринимал попытки навести мосты через Ха-Яркон и каждая попытка заканчивалась неудачей. Но, все-таки это британский генерал…

Ночью инженерный отряд навел три плавучих моста, устелив их солдатскими одеялами в несколько слоев. Под покровом ночи, и благодаря выдумке генерала Хилла, британцам все-таки удалось форсировать Ха-Яркон сразу в трех местах вместе с конницей и артиллерией - в устье реки, чуть восточнее и возле поворота реки (в районе стадиона в Рамат-Гане). Турецкие войска были выбиты со своих позиций и тем самым была выровнена линия фронта между британскими и турецкими войсками от моря и до северных окраин Иерусалима.



Взорванный турками мост над речкой Nahr_Auja-Hayarkon, как превентивное средство против форсирования реки британцами.

Оригинальный план Бальфина.

Командир 21-й армейского корпуса Э. Бальфин принял следующую стратегию: тяжелый артобстрел 24 часа и после него ночное пересечение реки шотландской 52 дивизией. Возник цейтнот из-за продолжающегося поднятия воды в реке и заболачивания берегов. Для форсирования были использованы 12 понтонов, привезённых из Египта. В начале использовали маленькие лодочки как плоты, потом связали их и положили на них мост для перевода пехоты и кавалерии. Кроме этого были приготовлены два моста из винных бочек из виноделен Сароны. Бочки были чуть больше стандартных. Характер местности, богатой цитрусовыми плантациями и эвкалиптами помог концентрации и маскировке сил перед запланированным форсированием.

Предложение генерала Хилла и подготовка форсирования.

Чем больше генерал-майор Хилл, коммандир 52-ой дивизии, изучал план Бальфина,который должны были выполнять его солдаты, тем больше он ему не нравился, мягко говоря. 14 декабря, Хилл предложил Бальфину, чтобы его дивизия попытается неожиданно форсировать Яркон, без предварительного артобстрела. Бальфин принял это предложение, правда при условии, что при неудаче, он все равно начнет артобстел на утро той же ночи.

Началась лихорадочная деятельность строительства, сбора развед. информации, дезинформации. Лодки строились в садах Сароны и по ночам британцы тренировались их использовать на ближайшиз прудах. Были проведены много разведвылозок за турецкими линиями фронта. Пловцы проверили и разметили переправу в устье Яркона и вычислили глубину реки (около метра на месте переправы).Турки ничего не заметили, что происходило на противоположном берегу и даже на их берегу. За несколько дней до начала операции британцы начали не интенсивный арт.обстрел, иногда используя пулеметы. Цель обстрела была в том, чтобы "усыпить" внимание турок. Обстрел достиг своей цели. Северный берег реки охранялся из рук вон плохо. У британцев почти не было бы шансов, если бы турки лучше патрулировали берег и следили бы за своими постами.

План действий.

Форсирование было запланировано на ночь с 20 на 21 декабря. План предписовал силе поддедержке пересечь реку посередине между устьем реки и слиянием Яркона с р. Эль-Барид(Аялон). Точка преправы находиться к северу от сегодняшней площади Хилла. Батальон 157-ой бригады должен был пересечь реку на плотах и двигаться на северо-запад к турецким укреплениям, которые контролировали устье Яркона.7-ой батальон 156-ой бригады должен был форсировать реку сразу за ним и продвигаться на северо-восток и атаковать укрепления к западу от Шейх-Муниса. Оба батальона должны по возможности действовать одновременно. Это было частью "тихого плана". Если операция получится, план позволял проявить гибкость действий в продолжении темноты. Если план срывается, утром начнется артобстрел в течении 24 часов, по плану Bulfin'а. После этого, при условии успеха первой атаки, дополнительные два батальона 156-ой бригады должны форсировать реку в том же месте, и еще один батальон к западу оттуда, используя уже установленные к тому моменту мосты. Это подразделение должно было действовать против деревни Шейх-Мунис и против укрепрайона к югу от деревни.

Пока эта операция выполнялась, два батальона 155-ой бригады форсируют реку по мостам, установленным между Джаришей и мостом hАдара (рядом со стелой около стадиона Рамат-Гана)и атаковать Хирбат-hАдара.

Остальная часть 157-ой бригады должна форсировать реку около ее устья и окружить форфисикации внутренней турецкой линии обороны и продвигаться к северу до А-Рокати (холм к северу от пляжа Тель-Барух).



Стела в память о форсировании вади эль Уджа (Яркон) 155 бригадой 52 пехотной дивизии британских военных сил(Lowland). 1917 год.

Выполнение

В ночь с 20 на 21 декабря шел сильный дождь и дивизия форсировала реку, используя понтонные мосты и лодки. 155-я (Южная Шотландия) бригада переправились через реку к востоку от Джериша, а затем свернула направо нападая на турецкие расположение. 156-я бригада (шотландские стрелки) и 157-я бригада (Горная легкая кавалерия) перешли реку к западу от Джериша.

Первым подразделением, пересекшим реку в 1 миле от устья, был 7-ой батальон 156-й бригады. Несколько из легких лодок утонули, и люди были вынуждены перебираться через реку по грудь в воде. После форсирования, они заложили плацдарм на турецком берегу реки(северном). Под их прикрытием инженерные воиска приступили к строительству понтонного моста, для пересечения реки основными силами. К 23:00 почти три батальона дивизии переправились через реку. 8-й батальон Cameronians и 4-й шотландский королевский батальон 156-я бригады и 7-й батальон легкой пехоты 157-й бригады.

К полуночи вся 156-я бригада пересекла реку и атаковала Османские позиции на холме Шейх Муннис, с которого просматривалась река и все остальные позиции в этой области.

157-й бригаде не так повезло, когда она пересекала реку, она стала мишенью турецкой артиллерии. Однако к 1:30 два другие батальоны - 6-й пехотной и 5-й переправились через реку и обеспечила плацдарм с видом на переправу уже в 3:30 . 157-я также держала северный берег для обеспечения безопасной переправы.



Стела в память о форсировании вади эль Уджа (Яркон) 155 бригадой 52 пехотной дивизии британских военных сил(Lowland). Сегодня.



Стела в память о форсировании в тель Кудади-устье р. Яркон.

Вот как отзывается британская хроника об этом сражении:
The passage of the Auja has always been regarded as one of the most remarkable feats of the Palestine campaign...its chief merits were its boldness - justifiable against troops known to be sluggish and slack in outpost work and already shaken by defeat - its planning, the skill of the engineers;the promptitude with which unexpected difficulties in the bridging the river were met; finally, the combined discipline and dash of the infantry which carried out the operation without a shot being fired and won the works on the right with the bayonet.

В моем примерном переводе:
[Форсирование эль-Уджа всегда считался одним из самых замечательных достижений палестинской кампании ... его главное достоинство было в его напористости, оправданной против войск, известных своей неповоротливостью и бездействием и понесших поражение, в его планировании , мастерстве инженерных войск; оперативность, неожиданные трудности, с которыми столкнулись при преодолении реки , наконец, сочетание дисциплины и рывок пехоты, которые позволили провести операцию без единого выстрела и одержать победу только благодаря штыку.]

Пост написан с использованием материалов из блога (c)Бориса Брестовицкого.

история Израиля, Тель-Авив, история, Рамат-Ган

Previous post Next post
Up