T4 («сотка»)

Jun 24, 2012 22:27



Мой безжежешный друг по прочтении прошлого поста озвучил просьбу написать что-то подобное только про советскую авиацию. Выполняя его просьбы хочу описать самолет Т4, разработки ОКБ Сухого. Этот самолет разрабатывался как бомбардировщик-ракетоносец.

Летом 1961 года Сухой наряду с Туполевым и Яковлевым получил заказ на разработку ударного самолета со следующими характеристиками:
1)Крейсерная скорость М=3,
2)Дальность 6000 км,
3)Боевая нагрузка-две ракеты с ядерным зарядом
4)Боевая задача самолета - уничтожение авианосцев.

Сухой предложил титановый самолет весом 102 тонны по схеме "утка" с треугольным крылом.
Туполев предложил уже готовый проект своего сверзвукового алюминиевого стратегического бомбардировщика со скоростью М=2.35 и считал скорость М=3 не нужной и очень вредной для экономики страны.
Яковлев подготовил проект стального самолета с треугольным крылом.
Все отдавали себе отчет, что создание такого ударного комплекса будет стоить миллиарды. Хрущеву импонировало, что поражение авианосцев будет производиться ракетами. А самолетуносителю нужна скорость М=3, чтобы не быть пораженным средствами ПВО.

При принятии решения на заседании Яковлев разругался с Туполевым. И проект достался Сухому. В тот момент он занимался четырьмя разными самолетами : Су-7, Су-?Б, Су-9 и Су-11. И свободных конструкторов у него просто не было. А молодежь он набирать не хотел. Министр Дементьев ему предложил передать проект Туполеву, на что Сухой обиделся и парировал: "Петр Васильевич, я эту тему выиграл честно, без всякой поддержки со стороны, и я буду ее делать".



У Сухого был коструктор по фамилии Черняков, который был главным конструктором крылатой ракеты Буря. Вот под его началом по указанию Сухого собрали 60 лучших конструкторов. Целых два года Черняков игрался с вариантами компоновок и не мог показать Сухому приемлемое решение. ГРУ Генерального штаба снабжало Сухого подробными техническими материалами по конструкции американского бомбардировщика ХВ-70а "Валькирия".
Схема самолета была взята с "Валькирии", форма носовой части фюзеляжа с кабиной экипажа. Правда она опускалась на малой скорости, как у "Конкорда". На сверхзвуковой скорости самолет пилотировался только по приборам-остекление кабины полностью закрывалось. Сухой на это все соглашался. Проект как-то не шел, слишком он был сложный.
Все агрегаты планера, в которые заливается керосин, выполняются сварными из стали. Остальные части и узлы будут точиться, фрезероваться, гнуться и свариваться из нескольких сплавов титана.
Павел Сухой принимает решение об использовании четырехкратно резервированной электрической системы управления.

В феврале 1967 года Сухой решил подвести итог проекту. И он понял, что за четыре года есть только эскизный проект! Всегда он тратил на эскизный проект всего несколько месяцев! Неужели он допустил ошибку, доверив проект малоопытному Самойловичу с его молодежью.
В 1968 Сухой добился, чтобы для постройки нескольких опытных экземпляров самолета ему передали авиационный завод в районе Тушино. Спустя годы этот завод начнет выпускать космические "Бураны".

Возникла новая проблема: конструкторы не смогли обеспечить свободное вращение горизонтального оперения. В процессе выпуска чертежей и отработки систем максимальный взлетный вес от 102 тонн переполз к 136.

Для нового самолета были изготовлены тысячи образцов точечной сварки листов титана разной толщины. Накапливался опыт и вырабатывались правила работы с титановыми сплавами. Черняков (конструктор Сухого) заказал небольшой экспериментальный отсек на прогрев. То ли отсек выбрали маленьким, то ли кострукция обшивок была другой, но никакого их коробления после прогрева не обнаружили.

Более надежным материалом, чем титан, была нержавеющая сталь. Но вес стальной конструкции был больше, и ее использование старались минимизировать. Только топливные отсеки делались из стали. Герметичности на топливо уделялось особое внимание.



Программа Т-4 как бы начала засыпать на ходу. После девяти полетов "сотки" закончился назначенный ресурс ее двигателей.
28 января 1976 годы вышел приказ Министерства авиционной промышленности о закрытии этого проекта "от греха подальше" обращая внимание на очень высокое значение показателя стоимость/эффективность.

авиация, инженерия, самолет, наука

Previous post Next post
Up