Судоходные шлюзы Нижегородской ГЭС

Jul 17, 2014 09:05



Я давно не дитё, а бывает видишь что-то впервые, радуешься не меньше ребенка. Вчерашняя поездка на Нижегородскую ГЭС и посещение шлюзов при ГЭС окунули меня в какую-то степень детства, когда видишь что-то впервые и познаешь это.

Вчера, десант блогеров и журналистов высадился в городе Заволжье, в 100 км выше по течению от Нижнего Новгорода. При городе расположена гидроэлектростанция, а к ней примыкает судоходный шлюз. Нам удалось провести значительное время, наблюдая процесс работы шлюза со стороны, а так же побывать в центре управления шлюзами. Сегодня небольшой материал про судоходные шлюзы при Нижегородской ГЭС, завтра о работе самой ГЭС.


Шлюз Нижегородского гидроузла - двухкамерный двухступенчатый, разделенный акваторией протяженностью 2 километра, на левом берегу которой расположен судоремонтный завод. Относится к городу Городец, был введен в эксплуатацию в 1956 году. По верху Нижегородского гидроузла проходит дорога, соединяющая левый и правый берега реки.

17-ти метровый перепад уровней Волги суда преодолевают двумя ступенями - шлюзами. На первой ступени суда опускаются из Горьковского водохранилища до уровня искусственной акватории, на второй ступени - до уровня Волги. На каждом из шлюзов судна опускаются и поднимаются примерно на 8 метров.

01.


Нам посчастливилось наблюдать за поднятием судна в шлюзе. Дальше покажу вам, как этот процесс происходит.

02. Примечательно, но ворота у шлюза разные. Со стороны водохранилища барьер отпускается в воду, со стороны искусственной акватории открываются створки. Сейчас барьер поднят, створки закрыты, резервуар шлюза опустошается.


03. А пока очередное судно подходит к южным створкам, вода в шлюзе уже сравнена с уровнем искусственной акватории.


04. Створки можно открывать.


05. Капитан речного толкача вплотную прижимает судно к одной из сторон шлюза. Мало людей свои автомобили умеют припарковывать, а тут такое судно, таких размеров!


06. Расстояние от борта до бетонной стены не больше 50 см!


07. Капитан заводит свое судно и толкаемую Наливную ровно в шлюз. Хоть нам и может показаться этот процесс непростым и нервным, но дело всего лишь в опыте и привычке.


08.


09.


10. При подъеме/опускании уровня воды в шлюзе, судно швартуют минимум в двух точках.


11. Вот так это выглядит сверху, с автомобильной дороги над шлюзом.


12. А пока в шлюз заплывают другие судна и швартуются, мы поднимемся в башню, посмотрим на пульт управления шлюзами. Строили шлюз ещё при Сталине, в выдержанном стиле, с барельефами.


13. В оригинале, до наших дней сохранился немецкого производства лифт в башне. Обратите внимание, двери собираются в гармошку. Невероятно круто!


14. Тем временем, в шлюз зашли ещё два речных толкача, южные створки закрылись и постепенно начали запускать воду. Процесс наполнения занимает минут двадцать.

Виднеется и порог шлюза (темная линия), с ними связана главная проблема шлюзов. Во время эксплуатации ГЭС, русло реки просело на 1,5 метра, в результате глубина на порогах шлюза уменьшилась. Установленная единая 4м глубина в камере шлюза не выдерживается. Судам приходиться проходить шлюз недогруженными, либо в период повышенных сбросов с Нижегородской ГЭС. Поднятие уровня Чебоксарской ГЭС до отметки 68 метров решит эту проблему. Подробно в этом я напишу в статье про Нижегородскую ГЭС.


15. Так выглядит пульт управления шлюзами. Шлюз - двухкамерный, соответственно имеет два пульта.


16.


17. Интересный интерактивный прибор, показывающий уровень верхних ворот.


18. А работа прочих элементов шлюза контролирует современная техника.


19. Рабочее место.


20. В качестве исключения нас завели в будущую комнату-музей, показали самодельный макет шлюза.


21.


22. Длинные инженерные сооружения - аванпорт, защищающий шлюзы от волнения воды.


23. А пока мы изучали пульт управления, толкачи покинули камеру шлюза.


24. На очереди, на шлюзование, пассажирский теплоход.


25. А дальше, все по кругу. Поднимаются верхние ворота, выпускается вода из камеры шлюза, открываются южные ворота, запускаются суда ...


26. И всякий раз при подъеме, верхние ворота собирают на себе мелкую рыбу. В этот раз мы её спасли, оставив птиц без еды.


Большое спасибо Ирине Беликовой, специалисту по связям с общественностью "Чебоксарской ГЭС" за приглашение и организацию.

--------------------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Подпишитесь на мои странички в:

- Инстаграм

- вКонтакте

- Твиттер

Пресс-тур, Нижегородская область, РусГидро, Шлюз

Previous post Next post
Up