Воспитание по-сайентологически

Nov 29, 2008 08:31

Так как wi-fi у нас тут нет, во время Кукусиного сна я могу только читать и конспектировать (потому как мне свойственно быстро забывать прочитанное), в общем, не удивляйтесь, чего это со мной.
Сегодня прочитала книжку Рут Миншулл "Чудеса за завтраком", которая рассказывает, о ужас, как применить сайентологию к воспитанию детей. Сайентология - это та самая религия, на которой поехала крыша у Тома Круза. Книжка, как ни странно, очень разумная и говорит о сайентологии как о психологии, а не религии. При этом я подозреваю, что там правда есть механизм пирамидной добычи денег, судя по постоянным упоминаниям о том, что единственный путь к счастью - это очиститься от прошлого путем учебы у знатных сайентологов, но прочитать бесплатно скачанную книжку и вытащить оттуда ценные сведения для эффективного общения (не только с детьми) ничего не мешает. Основные идеи такие:

- Есть аналитический мозг, действия которого надо поощрять, и реактивный, который надо наказывать (тут речь не о конкретном термине, а о типе поведения "слетел с катушек", когда человек "себя не контролирует"). Важно тут отслеживать, чей реактивный мозг включился. Приводится пример: когда подросток включает у себя в комнате громкую музыку (речь идет о своем доме, отсутствии больных родственников и маленьких спящих детей за стенкой и т д), а мама его ругает, тормозить надо на самом деле маму. В качестве примера торможения детей мама сажает ссорящихся братьев друг напротив друга на 5 минут, чтобы они это время молчали, не двигались и просто смотрели друг на друга. Спорить с реактивным мозгом - это спорить с магнитофоном, его можно понять, можно игнорировать, но не спорить.

- Высказывания и поступки ребенка надо "подтверждать" - показывать, что вы его слышите, что заметили, что он что-то закончил. Это и показывает внимание, и учит ребенка завершать дела. Подтверждение и завершение циклов вообще предполагается одной из основ цивилизованного общения, такая же простая мысль как активное слушание у Гиппенрейтер, которая в самом деле облегчает жизнь не только с ребенком ("Пример: Мама говорит: "Саша, вынеси мусор". Саша отвечает: "Кушать хочется". Мама: "Давай, иди ку­шать". Мама не закончила цикл с мусором и скорее всего он останется не вынесенным"). И вот еще туда же очень убедительное: "Причина, по которой кто-то чрезмерно болтает, проста: ему никогда не давали достаточно подтверждений."

- Человеку нужны проблемы. Поэтому если ребенок рассказывает о своей проблеме, это совершенно не значит, что он хочет ее решить, это надо выяснять прежде, чем развивать бурную деятельность ему в помощь. С другой стороны, ребенок должен быть достаточно занят (достаточно для него, а не для родителей, эта оптимальная занятость у каждого своя), чтобы не создавать себе проблемы на пустом месте. Я, кстати, посмотрела с этой точки зрения на себя и вполне допускаю, что часть моих страданий - чтоб себя чем-то занять.

- Часто на признание ребенка в страхах, трудностях, совершенных проступках достаточно ответить подтверждением. Если то, что ребенок сломал/рассыпал/испачкал, можно починить/убрать/помыть, надо дать ему эту возможность без ругани.

- Банальности, но не такие уж простые для выполнения: никогда не говорить "ты дурак" и "ты лодырь" и направлять внимание на то, что можно, и то, что ребенок делает хорошо; быть предсказуемыми и объяснять ребенку все перемены; поощрять вниманием позитивное поведение (там, правда, есть момент, с которым я категорически несогласна: не обращать внимание на плач и ярость); не слишком сильно опекать ребенка и давать ему самостоятельность в заботе о себе и помощи семье; развивать ранние интересы ребенка, а не родительские амбиции, но не забивать детские цели своим энтузиазмом; позволять ребенку самому разбираться со своими вещами (одеждой, игрушками, собственным жилым пространством); телевизор - зло; если есть трудности в обучении, надо проверить понимание предыдущей ступени.

- Сайентологические примочки, являющиеся вопросом веры (я не верю, но сильно задумалась, особенно по первому пункту): если ребенок часто болеет и для него свойственны перепады настроения, надо проанализировать его окружение на наличие Подавляющей Личности; когда ребенку очень больно или он без сознания, рядом с ним лучше вообще не говорить, иначе это запишется и будет бесконтрольно всплывать; разбитую коленку лечат прикосновением к ней и просьбой сконцентрироваться, тогда боль сначала накатывает, а потом уходит; и еще трудновоспроизводимая теория эмоциональных тонов.

мамское, чтиво

Previous post Next post
Up