Дочитала сегодня книжку о раннем развитии "После трех уже поздно" Масару Ибуки, основателя компании "Сони".
Вообще-то я еще не сталкивалась с тем, чтобы мужчина что-то понимал в воспитании детей (Сирс не в счет, он пишет в соавторстве с женой), тем более, автор не специалист, но книжка интересная. Вот даже не могу сказать, что хорошая, именно интересная, мне кажется, ее надо читать, тем более, что она маленькая, на пару часов. Там много спорного и нелогичного, от основной идеи о полном отсутствии наследственности способностей (мне казалось, что наследственность - вещь научно доказанная) до мелочей, например, предлагается брать ребенка на руки по требованию и спать с ним, но шлепать ребенка до года и кормить по звонку, аргументация поразила меня до глубины души: "Ребенок должен есть строго по расписанию, тогда он не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель." Не говоря уже о шедеврах о пользе телевизора и вкусной еды для двухлетки и глины, карандашей и бумаги для ребенка до года (ни слова о том, что ребенок это все немедленно сожрет).
Но там цитируются японские книжки и приводятся примеры, которые иначе и не узнаешь, много интересных мыслей и примеров раннего развития, в том числе нетипичных. Вот, например: "В нашей экспериментальной школе воспитания талантов такие хайку учат для тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие, ритмичные - они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые предъявляют к детской поэзии: "стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться ребенку". Вот изысканности мне в российской (и советской) детской поэзии про тонущие мячики интуитивно не хватает. Пушкина читать? Мне кажется, слишком длинно и сложно для запоминания.
Я не сторонница обучения чтению до года, но теперь хватаюсь за такие книжки, потому что меня мучает вопрос, как развить (не надо смеяться) явный музыкальный талант Кукусы. Моя мама, пианистка и преподаватель музыки, работавшая и с маленькими детьми, тоже понятия не имеет, чего делать с годовасом, а ребенок в это время извлекает музыкальные звуки из всех предметов от гитары до чашек (только из носка не смогла, долго расстраивалась), отбивает ритмы, хлопает в ладоши, раскачивается и крутится под музыку (особенно уважает джаз) и уже играет палочкой на ксилофоне.
Так вот из этой книжки я узнала не очень много по теме, но все же: что надо давать ребенку слушать классическую музыку (я боюсь, честно говоря, она же очень эмоционально насыщенная) и что в Японии есть некий Доктор Сузуки, который успешно занимается обучением 2-3-летних детей игре на скрипке, что, безусловно, вдохновляет.
Еще я, о ужас, читаю Шилдта. Знаю, что надо было это делать пять лет назад, но лучше уж поздно. Там меня впечатлила фраза: «С стал первым языком, в котором успешно сочетались мощь, изящество и выразительность». Как можно такое сказать о языке программирования?! Очень странные люди.